Блинова О.А., учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад № 1 «Ласточка». г.о. г. Бор, Нижегородская обл.
Аннотация. В статье представлен опыт работы учителя-дефектолога по использованию математического лэпбука при формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР. Автор предлагает направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике дискалькулии у данной категории детей.
Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР, лэпбук, профилактика дискалькулии.
В соответствии с современными подходами к процессу математического развития дошкольников с ОВЗ рекомендуется осуществлять на комплексной основе, широко используя разнообразные виды детской деятельности. В работе с детьми с ЗПР используются различные практические методы и приемы: упражнения, как многократное повторение ребенком умственных и практических действий; действия математического характера с различными дидактическими материалами, направленные на формирование элементарных навыков счета, измерения и вычисления; создание бытовых, игровых, трудовых ситуаций, в которых детям необходимо применять математические знания. Игровой метод, активно используемый в коррекционно-развивающей работе с детьми, предусматривает широкое применение различных компонентов игровой деятельности, наглядно-действенный показ.
Работая в ДОУ, учитывая требования ФГОС, я ищу новые, современные, интересные подходы, идеи в своей педагогической деятельности. При формировании элементарных математических представлений у детей с ЗПР одним из ведущих методов является наглядно-практический метод моделирования. Метод моделирования раскрывается в интересном методическом пособии – лэпбук. Серия математических лэпбуков, разработана мной в соответствии с лексическими темами, направлена не только на развитие математических представлений, но и на профилактику дискальклии у дошкольников с ЗПР.
«Паспорт лэпбука», как документ, определяет состав и значение содержания. Это полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука.
Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике вербальной дискалькулии [2; с.83].
- Формирование умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка. «Расскажи, что где находится», логико-математическая игра «Логика и цифры», «Геометрическое лото».
- Развитие понимания математической терминологии. «Сбор урожая яблок», «Палочки Кюизенера», «Дополни рисунок по речевой инструкции», «Поручения», «Найди по описанию».
- Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. «Найди свой домик», «Собери пирамидку» (с использованием алгоритма действия), «Послушай и повтори цифры», «Колумбово яйцо».
- Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений. «Выложи предметы в порядке возрастания величины», «Чередование по цвету или форме», упражнения с логическими блоками Дьенеша.
- Развитие понимания связи цифр с вербальным обозначением числа. «Ведерко с камешками», «Чудесный мешочек» с рельефными цифрами, счет предметов, соотнесение числа и количества, «Логика и цифры».
Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике практогностической дискалькулии.
- Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов. «Ежик считает яблоки», «Утка считает утят», «Обратный счет», «Реши задачу и нарисуй цифру – ответ на подносе с песком».
- Развитие зрительно-пространственного восприятия. «Расставь по местам», «Что изменилось», «Скажи, что где находится». «Напиши цифру, которую я назову, вверху, внизу, в середине песочницы».
- Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма. «Посмотри на рисунок и отхлопай также» (используется ритмический рисунок), «Копилка», «Часики», «Математическая мозаика».
- Развитие зрительной и слуховой памяти. «Поручения», «Бабочки и цветы», «Расставь по местам», «Цветные шары», «Логоформочки», «Счетовозик».
- Развитие логических операций. «Волшебные дорожки», «Сложи картинку», «Радужное лукошко», «Lego», «Хамелеон».
Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике дислексической дискалькулии.
- Развитие умения читать математические знаки, словесно обозначать математические понятия. «Разложи цифры под картинками и объясни свой выбор», «Прикрепи все цифры, которые идут после пяти до десяти».
- Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений. «Найди нужную фигуру по схеме», «Определи, чей это силуэт», «Поручения».
- Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. «Кто позвал тебя, узнай», «Найди в песке фигуры (круг, квадрат)», «Достань сачком все цифры из воды по одной и прикрепи из к зеркалу».
- Развитие аналитико-синтетической деятельности. «Четвертая фигура лишняя: какая?», «Елка», «Поезд с вагонами».
- Развитие представлений об образе цифр и математических знаков «Цифровой человечек», «Найди цифру среди других графических знаков (букв)».
Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике графической дискалькулии.
- Развитие ручной моторик, зрительно-двигательной координации. Пальчиковая гимнастика, упражнения со шнурками, штриховка, обводка.
- Развитие представлений о форме, величине и математической символике. «Цифры-вкладыши», «Нарисуй соседей числа», «Найди правильно написанную цифру».
- Развитие зрительной и слуховой памяти. «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и воспроизведи ряд», «Воспроизведи ритм».
- Развитие пространственного восприятия. «Набрось кольцо», «Узнавание зашумленных изображений», «Сосчитайка», «Улитка-путешественница».
- Развитие зрительного анализа и синтеза. «Выложи дорожку к домику трех медведей», «Что нарисовано?», «Сделаем зарядку», «Расставь по местам».
Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике операциональной дискалькулии.
- Развитие умения выполнять математические операции. «Машины и гаражи», «Найди свою метку», «Овощной магазин», «Составь задачу и реши ее», «Магазин игрушек».
- Развитие понимания математической терминологии, понимания текстов задач. «Кошка и котята», «Снеговики и солнце», «Пары по величине», «Какой месяц лишний?», «Аптека», «Почта».
- Развитие логического мышления. «Что забыл нарисовать художник?», «Чем различаются картинки», «Составь орнамент из геометрических фигур», «Выдели ключевое слово».
- Развитие зрительной и слуховой памяти. «Запомни фигуры и их расположение и положи по порядку», «Повтори слова», «Посмотри, запомни и нарисуй математические символы: =, >, <, +», математические развивающие игры на планшете Turbokids s4.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова [4; с. 118]:
- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Преимущества использования лэпбуков:
- ребенок самостоятельно собирает нужную информацию
- структурирует большой объем данных
- побуждает интерес у детей к познавательному развитию
- может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым
- развивает креативность и творческое мышление
- простой способ запоминания
Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей: Учебное пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. – 127 с.
- Кондратьева С. Ю. Познаем математику в игре: профилактика дискалькулии у дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 256 с.
- Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Учимся считать вместе: Профилактика дискалькулии у дошкольников: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 40 с.
- Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2 е изд. — М.: Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012 — 208 с.
|