Марушева Екатерина Александровна. Статья «Направления коррекционно — развивающей работы по развитию рисования у детей с ЗПР»

Статья «Направления коррекционно — развивающей работы по развитию рисования у детей с ЗПР»

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с задержкой психического развития имеют специфические особенности в овладении изобразительной деятельностью. Поэтому вопросам по формированию изобразительной деятельности уделяется приоритетное место.

При разработке направления работы с детьми с ЗПР по развитию рисования учитываются особенности навыков рисования у дошкольников с ЗПР, которые позволяют определить следующие направления коррекционно- развивающей работы:

  • Формирование технических навыков рисования
  • Формирование средств выразительности
  • Формирование единого сюжета рисунка
  • Формирование удерживания целенаправленности в ходе выполнения рисунка и доведение цели до конца
  • Формирование адекватной оценки результата своей деятельности
  • Формирование самостоятельности в выполнении рисунка и контроля.

В группах воспитатель создает условия для самостоятельных занятий детей в свободное время в течении дня. Организация зоны художественного творчества, помогает в решении поставленных задач в ходе развивающей работы.

 

В рисовании на занятиях чаще всего педагог использует традиционные средства рисования: карандаши, фломастеры, кисточки. Наш подход в обучении предполагает использование нетрадиционных средств в рисовании, в частности ватные палочки, губки, природный материал и др. Для реализации поставленных задач для развития рисования дошкольников предлагается использование нетрадиционных техник изображения.

С целью формирования мотивации у детей с ЗПР к обучению навыков рисования использовать в работе нетрадиционные средства и техники рисования. Для развития моторики хорошо выполнять гимнастики и массаж. Предварительно с детьми проводить комплексы в форме игры в начале каждого занятия.

Наиболее эффективным при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР является метод совместных действий. Метод сотворчества ребенка и взрослого максимально отвечает изобразительным и познавательным возможностям дошкольников. Рекомендуется использование дидактических игр на формирование средств выразительности, самостоятельности и контроля над деятельностью.

«Дорисуем то, чего здесь нет», «На что похоже?», «Придумаем узор» и др.

Игры носят как индивидуальный, так и подгрупповой характер. Выбор формы занятий определяется желанием и степенью подготовленности детей.

Для детей с ЗПР большое место занимает показ приемов изображения. Для формирования навыков рисования важно поэтапность владения навыками рисования. Для этого рекомендуется использование схем поэтапного рисования изображаемого предмета. Что позволит формировать у детей самостоятельность в деятельности. Содержание заданий для совместного рисования подбирается с учетом индивидуальных особенностей детей. В зависимости от этого можно упрощать или усложнять работу.

Важное в работе сопровождение деятельности речью. Дети с ЗПР нуждаются в объяснении задания. Применяем не более 2-3 инструкций для выполнения рисунка. Для решения поставленных задач подбираются игры на формирование сюжета и расширения средств выразительности.

Для развития технических навыков и изобразительных действий разработана система занятий с использованием нетрадиционных техник рисования. Дети знакомятся с новыми способами изображения: кляксографией, монотипия, набрызгом, рисование — выдуванием из трубочки мыльных пузырей и т. д.

Так же рекомендуется совместное творчество детей и родителей. Для этого предлагаем провести консультацию для родителей из опыта использования нетрадиционных техник рисования. Эти приемы позволяют создать творческую атмосферу и следовательно, сделать процесс обучения наиболее результативным.

Таким образом, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия
  • Внимания и усидчивости
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

В связи с особенностями детей с ЗПР целесообразно применение современных и эффективных приемов и методов в работе. Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР перед воспитателями стоят следующие задачи в развитии навыков рисования:

  1. Воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости в процессе изобразительной деятельности;
  2. Развитие способности применения средств выразительности в рисовании. Развитие творческих проявлений;
  3. Формирование адекватного эмоционального отношения к результатам изобразительной деятельности собственных и сверстников;
  4. Формирование и совершенствование навыков и умений на занятиях рисования.
  5. Развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок.

Развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что развитие изобразительных умений, навыков и способностей происходит у ребенка дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии только в процессе сотрудничества со взрослым. Воспитателю в работе по художественно-эстетическому воспитанию важно привлекать родителей к совместному творчеству. Сотрудничество с семьей дает хорошие результаты в работе.

Просмотров: 380
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Азизова Гульнар Ильдаровна. КОНСПЕКТ НОД ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАГАДОЧНЫЕ СТРУЙКИ»
  • Смолина Ольга Валентиновна. МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности, посредством применением нетрадиционных методов и приёмов рисования».
  • Чеглокова Любовь Владимировна. Развитие художественно творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования
  • Ведениктова Ирина Александровна. Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников»
  • Кириллова Анна Валерьевна. «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками с ОВЗ»
  • Маева Елена Евгеньевна. «Использование нетрадиционной техники рисования в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности»
  • Присяжнюк Елена Александровна. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие детей с синдромом Дауна
  • Курашова Анастасия Константиновна. Формирование выразительности изображения в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник
  • Карасева Нина Сергеевна. «Формирование развития цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Гладнева Елена Николаевна. Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе с применением нетрадиционных методов рисования 'Посмотри — прилетели снегири!'
  • Верещагина Татьяна Васильевна. «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Бойцова Татьяна Ивановна. Проект по освоению нетрадиционных техник рисования у детей раннего дошкольного возраста «Маленькими ручками – целый мир»
  • Малышева Светлана Николаевна. Развитие цветового восприятия детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования
  • Коткина Галина Сергеевна. Методическая разработка занятия по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных методов рисования «Чудесные превращения».
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Соловьева Анжелика Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
  • Слободенко Валентина Германовна. Использование нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста
  • Мотриченко Елена Александровна. Развитие мелкой моторики при помощи нетрадиционных методов рисования.
  • Кузьмина Вера Валерьевна Чемпосова Юлия Викторовна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому воспитанию с помощь нетрадиционных техник рисования на тему: «Поздняя осень»
  • Языкова Ирина Анатольевна. Из опыта работы: «Природа в детском рисунке с использование нетрадиционных форм рисования» (Изоэкология).
  • Холодкова Ирина Петровна. Конспект логопедического занятия с использованием нетрадиционных техник рисования «Осень»
  • Прокудина Татьяна Яковлевна. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Токарева Ольга Анатольевна. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Гаврилова Ксения Николаевна. Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности Рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками (пальчиками) «Берлога для медвежонка
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь