«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
Верещагина Татьяна Васильевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 10 «Зоренька» город Котлас Архангельской области
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Основной побудитель эстетической активности- стремление ребёнка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению. Поэтому основу эстетического отношения дошкольника составляют ТРИ КИТА — эмоциональность, интерес, активность.
Рисование-очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приёмы нетрадиционного рисования. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Исходя из этого, возникает целый ряд задач, которые будут реализовываться в ходе работы:
- Активизировать выбор сюжетов
- Помочь детям научиться различать реальный и фантазийный мир, учить фантазировать
- Учить ребёнка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы
- Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления
- Поощрять детей, воплощать в художественной форме свои представления, переживания, мысли, поддерживать личностное творческое начало
- Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками
- Показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулачком, пальчиками), оттиск печатями из картофеля.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки+ акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные верёвочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- монотопия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография;
- чёрно-белый граттаж;
- набрызг;
- цветной граттаж.
Каждая из этих техник — маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.
Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной- коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приёмами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель.
Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционными техникам во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог, чтобы донести до детей определённое содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы. На этих занятиях рекомендуется использовать музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребёнком выразительного художественного образа (звуки природы, пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.).
|