"Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”.
В.А. Сухомлинский
Особая роль в дошкольном образовании отводится изобразительной деятельности. С самых ранних лет большинство детишек тянутся к рисованию, а мы, взрослые, обязаны им помочь овладеть этим видом творчества, ведь оно приобщает детей к миру прекрасного, доброго, формирует эстетическое восприятие, творчески развивает, несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, занимает, отвлекает и создает положительный настрой. Рисуя, дети развивают определенные способности: чувствовать цвет, ориентироваться в пространстве. В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, художественный вкус. Развиваются умения и навыки: свободное владение кистью, что в дальнейшем очень поможет школьнику. Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки — инструменты души. Сталкиваясь с красотой, и изведав при этом чувство восторга и восхищения, они как бы испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразить свое отношение к действительности на листе бумаги.
А еще рисование не может существовать под давлением. Оно должно быть свободным, неповторимым и ярким. С помощью карандашей, красок дети незаметно для себя учатся думать, сравнивать, фантазировать. Целью моей работы с детьми нетрадиционной техникой рисования является развитие творческого мышления, способностей, и детского воображения. Обучение рисованию в нетрадиционной технике включает в себя такие задачи как:
- Учить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах. Учить видеть и понимать красоту окружающего их мира.
- Способствовать развитию речи, фантазии, внимания, усидчивости.
- Развивать умения производить точные движения пальцами и кистью рук.
- Обогащать детей различными сенсорными впечатлениями.
- Воспитывать умение работать в команде, индивидуально, доводить дело до конца.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.
Наблюдая, и изучая методическую литературу по изобразительному искусству, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник рисования на занятиях помогают ребенку преодолеть чувство страха, перед неудачей, от того, что у него не получится.
На своих занятиях стараюсь пользоваться традиционной и нетрадиционной техникой рисования. Под словом «нетрадиционная техника рисования», понимается создание оригинального, нового, своего произведения искусства, в котором гармонирует все: и сюжет, и цвет, и линии. Это большая, огромная возможность детям думать, искать, пробовать, размышлять. Владея разными техниками рисования, способами изображения предметов, и окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, наблюдения, путешествия по сказкам, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в рисовании от применения в процессе работы нестандартных материалов. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
В работе со своими детьми, стараюсь использовать разные техники беспредметного рисования:
- «Печатание листьями»
- «Рисование нитками»
- «Монотипия»
- «Рисование мыльной пеной»
- «Рисование с помощью соли»
- «Рисование методом разбрызгивания»
- «Рисование кляксами»
- «Рисование по кругу»
- «Мятый рисунок»
- «Разрисовка камешков»
- «Рисование методом тычка»
- «Печатание спичечным коробком».
Каждый метод – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, восторг, и дарит положительные эмоции. Передавая сюжет, составляя свои картины, дети выражают свое понимание, видение ситуации, свои чувства. На занятиях рисования нетрадиционной техникой, необходимо научить растущего маленького человечка творить, думать, развивать воображение, уверенность в себе, фантазировать, смело выражать свои мысли. Рисование из бросового материала (пластиковыми бутылками, камешками, пером от подушки и т.д.), помогает прививать детям любовь к окружающему миру. Помогает воспитывать у малышей бережливости, практичности, и к самостоятельному выбору решений задач. С рождения каждому человеку нужно научиться беречь, любить нашу планету.
А еще работая с детьми, непременно контактируешь и с их родителями, и я стараюсь использовать любую возможность общения, для установления с ними доверительных отношений. Провожу для них консультации, беседы, отвечаю на интересующие их вопросы. Вместе с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем фотовыставки, участвуем в различных конкурсах. Одним из важных средств поощрения и развития в рисовании является выставки работ детей, они очень радуют и детей, и родителей. И я делаю вывод, что моя совместная работа с родителями повышает эмоциональное состояние моих воспитанников.
Я считаю, что нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста не только актуально, полезно и эффективно, но и меняет качество детских рисунков. Дети делают множество открытий и создают интересный, оригинальный продукт в виде рисунка. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если наши маленькие художники перепачкаются, главное — чтобы они получали удовольствие от общения с красками и радовались результатам своего труда. Детям нужен тот результат, который вызывает у них радость, изумление, удивление!
|