«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский В. А.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающих внимание исследователей различных специальностей. Это является и одной из главных задач дошкольного воспитания.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе и решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющих основу творческой деятельности.
Формирование личности ребенка-это развитие разнообразных способностей, умений и навыков, которые проявляются непосредственно через творческую деятельность.
Скачать конспект
Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства. Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа, открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.
В наше время известны разные техники детского творчества, способы, приемы и направления. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.
Создание дополнительных образовательных услуг, в данное время стало неотъемлемой частью обучающего процесса. Одним из вариантов таких услуг является кружковая деятельность. Многие родители в силу своей занятости не могут уделять достаточного внимания развитию ребёнка в этом направлении. Но в тоже время понимают необходимость развития в ребенке творческих способностей и охотно отдают детей на дополнительные занятия.
Задача активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения.
Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники. Никитина А.В. также подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет. Также в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки. В каждой группе есть дети, которые стараются дополнить рисунок и работа становится неповторимой и уникальной. Задача педагога активизировать творческие способности детей, подвести ребенка к поиску новых способов художественного выражения.
Проанализировав перечень нетрадиционных техник из разной литературы, можно их представить в сводной таблице по возрастным категориям.
Возрастная группа Нетрадиционные техники
Вторая младшая – 3-4 года;
- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- рисование ватными палочками
- печатание листьями
- печать поролоном
- оттиск печатками из картофеля
Средняя – 4-5 лет;
- рисование свечой
- печать пробками
- тычок жёсткой полусухой кистью
- восковые мелки + акварель
- свеча + акварель
- волшебные веревочки
Старшая – 5-6 лет
- кляксография обычная
- кляксография с трубочкой
- набрызг
- гравюра
- оттиск мятой бумагой
- рисование песком
- рисование мыльными пузырями
- монотипия пейзажная
- монотипия предметная
- печать по трафарету
- пластилинография
Подготовительная – 6-7 лет.
- тычок жесткой полусухой кистью
- рисование по сырому
- рисование солью
- расчёсывание краски
- двойное примакивание кисти
- батик
- чёрно-белый гратаж (грунтованный лист)
- цветной гратаж
- акварельные мелки
- живопись шерстью
При успешном использовании в работе этих нетрадиционных методик можно ожидать следующих результатов:
- дети смогут применять на практике нетрадиционные способы изображения
- могут различать цвета спектра и их оттенки, воображения, основные геометрические фигуры
- у детей развивается мелкая моторика рук
- формируется художественный вкус и чувство гармонии
- формируются навыки самостоятельности
- эмоционально – положительное отношение к деятельности.
Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами и техниками, непосредственно через творческую деятельность.
|