детей средней группы. Тема: «Удивительная страна математики»
Подготовила и провела: Мызина Т.В.
Цель: формировать элементарные математические представления на практической основе.
Образовательные задачи:
- закреплять навыки счёта на основе наглядности в пределах пяти
- продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов
- учить сравнивать части множества, определяя их равенство и неравенство методом наложения
- учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными
Развивающие задачи:
- продолжать формировать умение понимать смысл и характерные особенности пространственных и временных отношений
- развивать умения устанавливать размерные отношения между предметами разной длины
- продолжать развивать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к математике.
Средства реализации: карточки (звёзды) с цифрами от 1до 5, картинки с предметами, мольберт, наборное полотно, по 5 звёзд и по 5 облаков, пенал с геометрическими фигурами, коробка и верёвочки для бус. Персонаж принцесса Почемучка, волшебное зеркало.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы занятия.
2. Создание игровой ситуации.
Воспитатель предлагает отправимся в страну математики.
- Кто живёт в стране математики? (цифры, геометрические фигуры)
- А ещё в этой стране живёт принцесса Почемучка. Но увидеть её сможет только самый внимательный, самый активный, тот, кто будет хорошо считать и выполнять разные интересные задания. У меня есть волшебное зеркало, которое покажет принцессу если вы будете стараться. Но для это нужно отправиться в страну математики, вы согласны? (да)
- Хотите увидеть принцессу? (да)
Воспитатель предлагает выполнить действия – превращения:
- Хлопни, топни, повернись, в стране математики очутись!
- Сначала мы пойдем в гости к цифрам. Они нас очень ждали и волновались так, что все перепутались.
1. Д/И «Поставь цифры по порядку»
Воспитатель предлагает расставить цифры по порядку.
- Назови цифры (один, два, три, четыре, пять)
ИГРА «Прятки»
Воспитатель предлагает поиграть с цифрами в прятки (дети закрывают глаза, воспитатель переворачивает одну цифру; дети открывают глаза и называют, какая цифра спряталась)
- Какая цифра спряталось? (3)
(еще прячутся 2-3 цифры).
- Вы справились с заданием?
- Как вы думаете мы сможем увидеть принцессу?
- Что вы делали, чтобы увидеть принцессу?
Воспитатель обращает внимание детей на волшебное зеркало? (снимает первый слой фольги, принцессы не видно) Предлагает выполнить ещё одно задание.
2. Д/И «Посчитай».
Воспитатель предлагает пересчитать предметы на карточках, найти звезду с соответствующей цифрой и подойти к ней.
- Все правильно пересчитали предметы? (проверить 2-3 детей)
Воспитатель предлагает детям проверить своего товарища в правильности выполнения задания.
ИГРА «Звёзды и облака»
Воспитатель просит детей собрать все звёзды поставить на верхнюю полоску и посчитать их.
- Сколько звезд? (5 звезд).
- Пересчитайте.
- На нижнюю полоску выложите 4 облака.
- Сколько облаков? (4)
- Чего больше звёзд или облаков? (звёзд)
- Давайте проверим. Положим каждую звезду спать на облако.
- Всем звездам хватит облаков? (нет, одной звезде не хватило)
- Почему? (звёзд больше чем облаков; облаков меньше чем звёзд; звёзд 5, а облаков 4)
- Что нужно сделать чтобы их стало поровну по 5? (добавить еще одно облако).
- Что можно сказать о количестве звёзд и облаков? (поровну, одинаково, по 5)
- Звезды отдыхают каждая на своем облаке. Наверно, им снятся очень красивые цветные сны.
- Вы справились с заданием?
- Как вы думаете теперь мы сможем увидеть принцессу?
- Что вы делали, чтобы увидеть принцессу?
Воспитатель предлагает посмотреть в волшебное зеркало? (снимает второй слой бумаги, появляется очертание принцессы)
Воспитатель предлагает продолжить выполнение заданий.
3. В стране математики время не стоит на месте, части суток сменяют друг друга.
- Звенит будильник – пора вставать. А когда мы встаем и делаем зарядку. Это какая часть суток? (утро)
- А как называется часть суток, когда вас забирают домой? (вечер)
- А когда мы обедаем, как называется эта часть суток? (день)
- Сколько частей в сутках? (четыре)
- Назовите части суток (утро, день, вечер, ночь)
ИГРА «Утро, день, вечер, ночь» (воспитатель называет часть суток, дети выполняют соответствующее действие: утро – руки вверху, день – руки в стороны, вечер – руки внизу, ночь – руки за спиной)
- Как называются сутки, которые прошли? (вчера)
- Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра)
- Как называются сутки, в которые мы живем сейчас, в настоящий момент? (сегодня)
- Вы справились с заданием?
- Как вы думаете теперь мы сможем увидеть принцессу?
- Что вы делали, чтобы увидеть принцессу?
Воспитатель предлагает посмотреть в зеркало. (снимает слой бумаги, принцесса практически видна).
- Надо ещё всем постараться ещё чуть — чуть.
4. Д/И «Геометрические бусы»
Воспитатель обращает внимание детей на волшебную коробку.
- Хотите узнать, что в ней?
(воспитатель достаёт из коробки верёвочки разного размера и цвета)
- Что это? (верёвочки)
- Они одинаковые? (нет, разные)
- Чем они отличаются? (цветом, размером)
- Сравните их по размеру. (дети сравнивают их по величине, прикладывая их друг к другу)
- Ребята, у которых короткие верёвочки, подойдут к жёлтому столу. — Ребята, у которых длинные верёвочки подойдут к зелёному столу.
Воспитатель обращает внимание на геометрические фигуры на столах.
- Какие у вас геометрические фигуры, назовите? (круги, квадраты, треугольники)
- Давайте соберём из них бусы.
- Первый нужно надеть на верёвочку треугольник, второй квадрат, третий круг. Посмотрите, какие замечательные бусы получились.
- Все справились с заданием?
- Давайте подарим бусы принцессе.
- Как вы думаете, теперь мы сможем увидеть принцессу?
- Что вы делали, чтобы увидеть принцессу?
Воспитатель предлагает подойти к зеркалу. (снимает последний слой бумаги)
- А вот и принцесса.
- Вам понравилось путешествие по стране математики?
Воспитатель предлагает выполнить действия – превращения:
- Хлопни, топни, повернись, снова в группе очутись!
Итог:
Воспитатель хвалит и благодарит детей.
- Теперь мы часто будем путешествовать вместе с принцессой. Узнаем ещё много нового и интересного.
|