Фильчагина Евгения Викторовна. «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РИП». Сообщение из опыта работы

Подготовили:

Е.В. Фильчагина

Е.А. Филиппова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18

Раменский муниципальный район Московская область

Адрес: 140125, Московская область, Телефон: 8 (496) 4698547 Раменский район, д. Островцы, ул. Подмосковная E-mail: ds18ostrov@mail. ru

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым.

«Как я это сделаю, если я сам хожу по земле и не умею летать», -изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле-еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель стал расхваливать крылья ученика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» — сказал мудрец педагогу».

Ш.А. Амонашвили.

Сегодня много говорят о важности развития самостоятельности и успешности, начиная с дошкольного возраста. В нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Во ФГОС ДО указывается, что одним из основных направлений дошкольного образования является «развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности». А что такое инициатива? Инициатива — это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом, а инициативность — это свойство личности, способствующее проявлению таких качеств, как активность, самостоятельность, энергичность, предприимчивость.

Одним из основных принципов дошкольного развития выступает поддержка детей в различных видах деятельности через самостоятельность и инициативность, которые проявляются как в свободной деятельности, так и в организованной: самообслуживание и бытовой труд, продуктивная деятельность, самоорганизация, коммуникация и т.д.

Поэтому перед педагогами нашего ДОУ встала проблема, какие условия необходимо создать для интеграции индивидуальности и инициативы детей, с целью их позитивной социализации.

 

Во ФГОС ДО сформулированы основные компетенции педагога, опираясь на которые, можно выделить основные направления индивидуализации образовательного процесса:

  • организовать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей дошкольников;
  • создать условия для свободного выражения дошкольниками своих мыслей и чувств;
  • создать ситуации для самостоятельного выбора детьми содержания, условий и участников совместной деятельности;
  • оказывать недирективную помощь детям, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.

Исходя из этого, родилась идея создания телестудии, что позволяет: максимально эффективно использовать возможности дополнительного образования для решения ключевых задач, поставленных перед педагогами дошкольного образования, интегрировать содержание различных образовательных областей, что соотносится с реализацией принципа комплексного подхода к развитию личности ребенка, организовать

конструктивное взаимовыгодное сотрудничество всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей).

Специфика телевидения состоит в том, что оно включает в себя различные виды творческой, познавательной, экспериментально-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и прочей деятельности, охватывает широкий круг вопросов и проблем, которые интересны детям.

С цель определения склонностей дошкольников к определенной деятельности был проведен первичный мониторинг по методике А.И. Савенкова «Карта одаренности» по следующим параметрам:

  • интеллектуальная одаренность
  • творческая одаренность
  • академическая одаренность
  • художественно-изобразительная одаренность
  • музыкальная одаренность
  • артистическая одаренность
  • техническая одаренность
  • лидерская одаренность
  • спортивная одаренность

Педагогом-психологом был разработан и проведен опрос родителей «Ваша позиция в семье по отношению к ребенку».

Так же с целью выявления творческого потенциала педагогов был проведен мониторинг по методике О.И. Тушкановой.

По итогам мониторинга педагогами разработаны и представлены на различных уровнях следующие проекты программ дополнительного образования:

  • «Мульти-пульти» — направлена на формирование представлений о создании мультфильма, активизацию мыслительного процесса и познавательного интереса
  • «Школа журналистики» — направлена на развитие творческих способностей и личностной самореализации
  • «Здоровье» — направлена на поддержание интереса к собственному здоровью. Пропаганда здорового образа жизни в семье
  • «Моя планета» — направлена на формирование гуманного отношения к природе
  • «Теремок» — направлена на организацию совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ
  • «Мурава» — направлена на приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа
  • «Бусинка» — направлена на приобщение педагогов и родителей к декоративно-прикладному творчеству и рукоделию
  • «Бумажные фантазии» — направлена на формирование познавательной и исследовательской активности, развитие образного мышления через конструирование из бумаги
  • «Обсудим» — направлена на комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей
  • «Клуб осознанных и любящих родителей «Равнодушных нет»» — направлен на психолого-педагогическую поддержку и повышение педагогической компетенции родителей
  • «Волшебная кисточка» — направлена на формирование художественно-эстетического развития средствами нетрадиционного рисования

Произошло преобразование предметно-пространственной развивающий среды ДОУ. Были созданы кабинеты-студии, приобретено техническое оборудование, методическая литература, дидактические пособия, пошиты костюмы. Созданы все условия для продуктивной и творческой работы.

Все это дает возможность реализовать образовательные задачи в игровой форме и помогает педагогам не требовать от дошкольников каких-то определенных знаний, а создать условия для их развития.

Создание условий образовательного пространства – одна из самых главных и трудных задач, поскольку педагог должен понимать главную составляющую образовательного процесса для развития и поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников. Правильно организованная среда предоставляет детям свободу в общении и выборе деятельности. Позволяет детям объединяться в микрогруппы на основе личных интересов и потребностей опираясь на внутренний психологический комфорт, стимулирует детей проявлять себя в разных видах деятельности, быть активным, самостоятельным.

В своих студиях педагоги поддерживают детскую инициативу: выбором оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием); приобщением к труду, социальным, нравственным нормам и т. д.. Педагоги хвалят и подбадривают детей (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого). Дают положительную оценку (как итогового, так и промежуточного результата). Поощряют (в процессе деятельности: активности, творческого, не схожего с предложенным образцом результата, задумки, подхода ребенка и т.д.) и проявляют внимание к интересам и потребностям каждого ребенка. Оказывают косвенную (недирективную) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т.д.), создают ситуацию общения (игровых, успеха, проблемных и т.д.). Не запрещают выбор партнера для действия, игры, роли и предлагают альтернативы (другого способа, варианта действия). Впоследствии ребенок может объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом суть самостоятельности и инициативности: ребенок должен чувствовать и действовать не спонтанно, а целесообразно.

При поддержке инициативы детей руководители студий ориентируются на следующие подходы в педагогике: социокультурный подход, поскольку развитие инициативы дошкольников обусловлено современной социокультурной ситуацией, и должно рассматриваться во взаимосвязи с окружающей современной средой. Деятельностный подход, так как развитие основных свойств и качеств личности, к которым относится инициатива, и формируются и проявляются в деятельности. Личностно – ориентированный и субъектный подходы, поскольку развитие личности начинается в дошкольном возрасте, в котором ребенок проявляет себя, как субъект.

В своей работе используют следующие педагогические принципы:

Принцип событийности: отбор содержания работы основан на реальных событиях, происходящих в окружающем мире и вызывающих непосредственный и живой интерес детей. Это календарные государственные и народные праздники, сезонные явления в природе, значимые события в жизни детей и пр.

Принцип комплексно-тематического планирования: содержание программы студии находится также в тесной взаимосвязи с планированием целостного образовательного процесса, что позволяет решать задачи развития детей комплексно и системно, углубляя, уточняя, обогащая представления детей из разных предметных областей.

Принцип последовательности и постепенности: постановка задач «от простого к сложному», «от неизвестного к известному»;

Принцип исследовательского подхода: работа в студии — это не только творческий процесс, но и постоянная исследовательская деятельность дошкольников, постановка и осознание проблем, формулировка вопросов и поиск ответов на них;

Принцип индивидуализации и дифференциации: постановка задач художественно-творческого развития детей осуществляется с учетом индивидуальных способностей, возрастных особенностей, личностно-психологического типа и интересов детей.

Принцип межсубъектной коммуникации: в основе лежит равноправное взаимодействия «дети-педагог-родители»;

Принцип интеграции: любой этап работы подразумевает объединение несколько видов деятельности и разных средств развития детей.

Принцип деятельностного подхода к обучению: дети обучаются в процессе активной, интересной, востребованной деятельности.

Принцип добровольности.

Гармоничное развитие дошкольника невозможно без активного участия семьи. Лишь в сотрудничестве с семьей ребенок может реализовать свой потенциал. У японского педагога Макато Шичида есть описание некоторых правил для родителей, которые способствуют развитию и поддержки самостоятельности дошкольника. Они звучат так:

  • Не стоит обращать внимание на недостатки и слабые стороны ребенка. Ребенок только учится, и мы призваны поддержать его, научить подняться на более высокую ступеньку в развитии;
  • Не нужно стремиться к идеалу. Все дети от природы любознательны и каждый по-своему оригинален;
  • Не думайте, что поведение ребенка сегодня является для него нормой и будет таковым постоянно и неизменно. Все течет, все меняется;
  • Не сравнивайте детей! В каждом из них своя изюминка;
  • Принимайте детей такими, какие они есть. Задача взрослых — создать условия для их развития;
  • Не добивайтесь успешности малыша только в одном направлении. Все хорошо в меру.

Что же происходит, когда родитель отказывает в самостоятельном действии ребенку? Разрушается мотивация, самостоятельные действия и мышление. Возникает пассивность, пропадают любознательность и желание доводить дело до конца, как следствие, возникает прокрастинация. Для предотвращения этих ситуаций в нашем саду используются эффективные формы взаимодействия: детско- родительский клуб «Равнодушных нет», музыкальные гостиные, тематические круглые столы, интерактивные игры с родителями, дискуссионный клуб, социологические опросы, психолого- педагогический мониторинг.

Эффективная работа с родителями ведет к повышению педагогической компетентности родителей в вопросах по воспитанию и развитию их детей, предоставляется возможность общения семей друг с другом.

Построение такой системы психолого- педагогического сопровождения семей в нашем дошкольном учреждении позволяет не только решать проблемы обучения и развития детей, но и расширяет интересы ребенка как формирующейся личности.

Поддержка инициативы со стороны родителей и педагогов значима для детей!

Одной из задач проекта является создание условий для интеграции индивидуального творческого опыта педагогов.

Несомненно, каждому педагогу остро необходима актуальная, современная и качественно новая информация, которая поможет совершенствовать и разнообразить образовательную деятельность. Ведется просвещение педагогов по новым методам работы, инновационным технологиям с учетом их индивидуальных качеств; проводятся тренинги и практические семинары на стимуляцию творческой активности и предупреждению психологического выгорания; педагоги регулярно повышают свой педагогический уровень мастерства на курсах повышения квалификации и проходят самообразование; педагогам предоставляется возможность распространять свой педагогический опыт в периодических изданиях и на сайте нашего дошкольного учреждения.

Основные результаты за отчетный период:

Преобразование предметно-пространственной развивающей среды ДОУ.

  • Формирование материально-техническая базы, позволяющей осуществлять деятельность в соответствии с задачами инновационного проекта.
  • Создание методического комплекса в ходе которой апробированы и внедрены в практику ДОУ авторские программы дополнительного образования, технологии, методические рекомендации, дидактические пособия способствующие реализации инновационного проекта.
  • Создание базы данных по реализации творческих познавательных задач на основе совместной деятельности педагогов и родителей, взаимное обучение в процессе создание видео продукции.
  • Разработка и внедрение модели координирующие взаимодействие всех участников проекта и информирование родителей и партнёров.
  • Проведение мероприятий со всеми участниками проекта, направленных на реализацию проекта в соответствии с планированием ДОУ.
  • Формирование обширного диагностического материала в соответствии с направлением работы каждой студии.
  • Использование авторского диагностического инструментария:
  • «Карта одарённости» А.И. Савенкова
  • «Творческий потенциал педагогов» О.И. Тушкановой
  • «Склонности дошкольников» А.И. Савенкова
  • «Кто вы для своего ребёнка?» педагог-психолог ДОУ Млечко А.В.

На момент промежуточной диагностики были обследованы более 100 детей по уникальным параметрам каждого кружка-студии. Опираясь на результаты можно сделать вывод, что у всех детей возросло желание и стремление работать в своей студии, заметно вырос показатель конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, дети стали общительней, снизился уровень тревожности, видна положительная динамика развития речи. Обогатилась эмоциональная сфера, активизирован творческий потенциал.

Промежуточная диагностика родителей определила их позицию по отношению к жизни ребенка в детском саду. Все родители вовлечены в работу телестудии, выступают помощниками для своих детей. От процесса совместной творческой деятельности дети и родители получают удовольствие и радость.

  • Создание базы данных по передовому педагогическому опыту по теме проекта:
  • 10 выпусков новостей;
  • 9 мультфильмов;
  • 5 видеоконсультаций;
  • 5 видеоклипов;
  • 3 спектакля;
  • 6 рекламных видеороликов.
  • Создание страниц на сайте ДОУ «Региональная инновационная площадка», страниц в социальных сетях: «В контакте», «Одноклассники», «facebook», канал на видеохостинге You Tube.
  • Принимали участие:

? в зональной ассамблее педагогов дошкольных образовательных учреждений «Социализация и индивидуализация развития ребенка – генеральные линии ФГОС ДО» (в рамках деятельности Региональных инновационных площадок);

? в региональной научно-практической конференции «Организация ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации: от теории к практике»;

? в региональном практико-ориентированный семинаре «Земля наш дом»;

? в региональном круглом столе "Инновационные технологии интеллектуального развития дошкольников и младших школьников"

? в региональном мастер-классе в рамках недели дошкольного образования г. Москвы. «Создание анимационных фильмов в студии «Мульти-Пульти» дополнительного образования в содружестве педагог-дети –родители», «Создание новогодних украшений», «Использование технологий проблемно-игрового обучения в процессе математического образования детей»

? в квест-игре «Реактор инноваций Подмосковья» на площадке Министерства образования Московской области в рамках ММСО- 2018

? в международной научно-практической конференции с темой «Инфозона как эффективное средство информирования педагогов и родителей о совместной творческой деятельности".

  • Подготовили и провели на базе ДОУ:
  • мастер-класс для педагогов Раменского муниципального района по теме «Телестудия Ромашка как условие вовлечения детей педагогов и родителей в совместную творческую деятельность»
  • семинар-практикум для заведующих Раменского муниципального района «Телестудия Ромашка как условие вовлечения детей педагогов и родителей в совместную творческую деятельность»

- педагогическую мастерскую для педагогов Раменского муниципального района по теме «Детская журналистика как эффективное средство развития речи детей»

- ежемесячные заседания родительского клуба “Осознанных и любящих родителей. Равнодушных нет!»

Мысли, поступки, привычки, характер- все это, безусловно, формируется через деятельность, которую направляем мы- взрослые. Мы принимаем своих детей такими, какие они есть, это повышает их самооценку. Мы учим быть их оптимистами и у них все получается. Поощряем интерес к исследованиям- развиваем любознательность и им легче делать выбор. Развивая ораторские умения, мы учим детей договариваться и дружить.

Чем больше будем отвечать на все «почему», тем проще они смогут сформировать свое Я и иметь собственное мнение. Чем быстрее мы научим их быть самостоятельнее, тем увереннее они будут становиться. Развивая системное мышление, формируем умение ставить цели и достигать ее. Мы не ругаем за ошибки, а учим их извлекать пользу из собственного опыта, пусть даже и негативного!

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29. 01. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 № 1155);
  3. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014).
  4. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. – М.: ТЦ, 2005
  5. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста -М.: Скрипторий, 2005
  6. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс — 2001г. — 400с.
  7. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — С.-Петербург, 1998.
  8. Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова «Мультфильм руками детей» — 1990г, Москва ПРОСВЕЩЕНИЕ»;
  9. Нелли Больгерт, Сергей Больгерт «Мультистудия пластилин» — 2012 г, Москва «Робинс»;
  10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников М.: Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2014;
  11. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа. — Учитель, 2013.
  12. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. / Программа и методические рекомендации. — М., 2006.
  13. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников (методическое пособие). — М.: Айрис Пресс, 2004
  14. Майер А.А., Давыдова О.И. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: сфера, 2011
  15. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2003.
Просмотров: 344
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Мартиросова Тамара Григорьевна. Приобщение детей к искусству – совместный вид деятельности детей, педагогов и родителей
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Невежина Оксана Владимировна. «Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством театрализованной деятельности во взаимодействии всех участников образовательного процесса».
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Соколова М. А.. Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой, игровой деятельности» в рамках РМО»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Яруллина Эльмира Рамилевна. Театрализованная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Кузнецова Татьяна Юрьевна. Создание условий для развития речи дошкольников старшего возраста в соответствии с ФГОС
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Плашкина О.О., Тихоненко И. В.. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
  • Гилева Елена Владимировна, соавтор Выплова Юлиана Юрьевна. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в ДОУ через проектную деятельность.
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Шкрунина Елена Борисовна. Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования»
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь