Статья «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством С.Я. Маршака»
Скотникова Татьяна Викторовна, воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №44 Кировского района Санкт-Петербурга
Любовь к художественной литературе необходимо воспитывать с детства. Ни для кого не является секретом, что нынешнее поколение детей, в основной своей массе, читает очень мало. К сожалению, в некоторых семьях утрачена традиция чтения книг и рассказывания сказок детям на ночь.
Одной из задач работников дошкольных учреждений является воспитание у детей интереса и любви к художественной литературе. Для выполнения этой задачи педагоги используют различные методы и приемы. Традиционно мы проводим совместные с родителями вечера досугов, посвященные русским народным сказкам, творчеству А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака. Родители становятся активными участниками этих досугов, помогают в подготовке, а порой узнают и что-то новое для себя.
В этой статье я хочу поделиться опытом работы по знакомству детей с творчеством С.Я. Маршака.
Тяжело переоценить вклад Самуила Яковлевича Маршака в создании детской литературы. Его произведения помогают нам в освоении, пожалуй, всех направлений развития детей: знакомимся с цифрами, как не вспомнить «Весёлый счёт», учим буквы, тут нам поможет стихотворение «Про всё на свете», знакомим малышей с животными, как не прочесть «Детки в клетке». Стихотворение «Круглый год», говорит само за себя: о каждом месяце доступно уже рассказал С.Маршак. Учим цвета, не обойтись без «Разноцветной книги», практически обо всех профессиях можно найти строки у Маршака. Гениальные произведения Маршака расскажут нам про всё на свете!
Читатель мой особенного рода. Умеет он под стол ходить пешком, Но радостно мне знать, что я знаком С читателем двухтысячного года!
Эти строки написал Самуил Яковлевич Маршак, любимый многими поколениями детей поэт, писатель, переводчик.
Родился Самуил Яковлевич 1887году в городе Воронеже. В этом году мы отмечаем 130-летие со дня рождения Маршака.
Он начал сочинять стихи, когда ему было всего лишь четыре года. Будущему поэту очень повезло: в тринадцать лет он оказался в Петербурге, где его творчеством заинтересовался знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Стасов стал водить Маршака по книжным магазинам, по выставкам картин, на концерты.
В Петербурге Маршак давал уроки детям из малообеспеченных семей, писал стихи, сотрудничал в журналах. Поступить в университет в Петербурге ему было очень сложно, и он, заняв денег у редакций, уехал учиться в Лондонский университет. Во время каникул, Маршак путешествовал по Англии и знакомился с жизнью страны: ходил с рыбаками в море, жил в лесной школе, любил слушать народные песни, которые потом перевёл на русский язык.
Вернувшись на родину, Самуил Яковлевич в городе Краснодаре создал с группой педагогов «Детский городок». Тут была и библиотека для ребят, и детский сад, и театральные кружки, и даже специальный театр для детей. На его сцене шли сказочные спектакли, и Маршак часто был их автором.
Приехав в Ленинград, Маршак сначала работал в ТЮЗе, занимался переводами и писал свои оригинальные стихи.
Маршака все признают одним из первых создателей большой литературы для детей в нашей стране.
Не перечислить всего, о чём рассказал ребятам Самуил Яковлевич Маршак. О самых важных вещах в нашей жизни миллионы ребят узнали из стихов, сказок, пьес этого чудесного автора.
В нашей группе стало доброй традицией проводить в подготовительной группе «Неделю детской книги, посвященную творчеству Самуила Яковлевича Маршака»
Готовиться к проведению этой недели мы начинаем заранее. Знакомя детей, с какой либо из тем, предусмотренных «Программой», мы обязательно читаем произведения С.Маршака. Предлагаю примерный перечень произведений, с которыми мы знакомим детей при знакомстве с различными темами:
- «День знаний. Школа»: «Первый день календаря», «Последний день лета», «Кот и лодыри», «Угомон», «Школьник», «Книжка про книжки», «Про все на свете», «Веселый счет»
- «Осень»: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», Песни для спектакля «Приключения Чиполлино»: «Песня синьора Помидора», «Песня Чиполлино»
- «Человек»: «Великан», «О мальчиках и девочках», «Где тут Петя, где Сережа?», «Есть у мен шестерка слуг…», «Урок вежливости», «Ежели вы вежливы», «Не так», «Вот какой рассеянный», «Старушка»
- «Семья»: «Хороший день», «Непослушна мама», «Мельник, мальчик и осел», «Старуха, дверь закрой!», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»
- «Мой город, моя страна, моя планета»: «Урок родного языка», «Синяя страница», «Желтая страница», «Война с Днепром», «Волга и Вазуза»
- «Зима. Новый год»: «Вьюга», «Белая станица», «Декабрь», «Январь», «Февраль», «Двенадцать месяцев»
- «Профессии, орудия труда»: «Мастер», «Почта», «Как рубанок сделал рубанок», «Как печатали вашу книгу», «Праздник леса», «Кузнец», «Цирк», «Весёлые чижи»
- «Продукты питания»: «Баллада о королевском бутерброде», «Мороженое»
- «Транспорт»: «Багаж», «Кораблик»; — «Животный мир»: «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Пудель», «Усатый – полосатый», «Отчего кошку назвали кошкой», «Два кота», «Курочка ряба и десять утят», «Тихая сказка»
- «Весна»: «Март», «Апрель», «Май»
- «День Победы. Защитники Отечества»: «Почта военная», «Быль-небылица», «Дети нашего двора»
- «Лето»: «Радуга», «Зеленая страница», «Июнь», «Июль», «Август»
- «Противопожарная безопасность»: «Пожар», «Кошкин дом», «Не шути с огнем», «Рассказ о неизвестном герое»
Организуя с детьми экспериментальную деятельность, мы тоже используем стихи С.Я. Маршака: «Мыльные пузыри», «Мяч», «Ванька – встанька», а занимаясь физкультурой, как не вспомнить «Шалтай-болтай», «Мыши» и все тот же «Мяч» …
В рамках недели посвященной творчеству С.Маршака мы с детьми подготовительной к школе группы совместно с родителями проводим тематический досуг «Про все на свете». Сценарий опубликован на сайте «Открытый урок. 1 сентября»
|