Среди гор высоких, есть поселок такой- Дарасунский рудник-золотой. Где работа идет под землею, Богатства есть, у нас невидимы взору. Внизу в подземной глубине- Работают шахтеры.
Нам и нашим детям посчастливилось жить в одном из мест огромной нашей Земли: пгт Вершино-Дарасунский, который находится в Забайкальском крае. Главная профессия нашего поселка – шахтер.
Скачать статью
В каждой семье есть тот, кто работает на золотодобывающем предприятии. Профессия шахтера очень опасная, трудная, но почетная.
Так одной из важных задач нашего детского сада является воспитание нравственно-патриотических качеств у детей, наш Детский сад «Теремок» на протяжении нескольких лет реализует проект ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом шахтеров-металлургов и смежными с ними профессиями (крепильщики, забойщики, откатчики, проходчики)
Труд – центральное социальное явление. Ознакомление детей с техникой, машинами и механизмами, видами руд доступными дошкольнику, разнообразными видами труда, профессиями родителей, обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.
Нами был создан мини-музей «Слава шахтерам», который расположен на лестничной площадке.
Предлагаем вашему вниманию проект «Знакомство детей с трудом шахтеров-металлургов», который мы реализуем с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Тип проекта
- По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой, длительный.
- По содержанию: педагогический.
- По числу участников проекта: группа детей (5-7 лет), воспитатель.
- По характеру контактов: в рамках ДОУ.
2. Актуальность проекта
Такие слова, как «Россия, Родина, народ» в сознании россиянина тесно связаны между собой. Родина для человека – это его единство с территорией, единство, которое стало одной из важных ценностей. У каждого человека Родина имеет свои неповторимые черты, свои особенности. Россия и край, где мы родились, неотделимы. Каждый из нас тысячами нитей связан с родным краем, городом или селом, с людьми, живущими рядом, с их деятельностью.
Поселок Вершино-Дарасунский – шахтерский, и вся история его связана с добычей золота, начиная от первых золотоискателей до прииска, от прииска до современного рудника с множеством различных предприятий. Поэтому знакомство детей с трудом шахтера-металлурга и с историей золотодобычи в поселке всегда было актуальным, так как детский сад посещают дети, родители которых в основном работают на золотодобывающих предприятиях.
Шахтер – слово собирательное. Оно включает в себя много профессий. Это – проходчик, взрывник, машинист электровоза, машинист подъема, электроламповщик, электрослесарь и другие. Профессия шахтера считается в наши дни одной из самых опасных и экстремальных, ее выбирают самые мужественные и смелые люди. Работа заключается в добыче золотосодержащих руд в подземных шахтах. Это очень тяжелый труд, рабочим приходится спускаться на глубину более 800м, внутрь земли, в так называемый забой, где происходит добыча золота, которое впоследствии подается наверх с помощью специальных транспортных средств.
Работа по ознакомлению детей с трудом шахтеров-металлургов в детском саду всегда велась в определенной последовательности. Начиная с младших групп, детям давали индивидуальные задания: расспросить у своих родителей о работе на производстве, принести фотографии своих родителей в рабочей одежде, на рабочем месте, вырезки из районной газеты о передовиках производства. Также с детьми проводились экскурсии на различные предприятия рудника, где они знакомились с разными профессиями, наблюдали за выгрузкой породы. В Вершино-Дарасунской средней школе был создан небольшой музей, где дети могли увидеть фотографии и познакомиться со знаменитыми людьми поселка, передовиками производства, рассмотреть образцы разных золотосодержащих пород. Однако, несмотря на эти возможности, данная работа носила фрагментарный, эпизодический, несистемный характер. Поэтому выбор педагогами нашего ДОУ инновационных технологий, таких как проектная деятельность и музейная педагогика, стал одним из путей решения этой проблемы.
3. Цель проектирования
Развитие у детей познавательных способностей, уважение к сложному труду металлургов, воспитание любви к родному краю.
4. Задачи проектной деятельности:
- Познакомить детей с трудом шахтеров, разными профессиями: ламповщик, погрузчик, машинист, электромеханик и т. д.
- Познакомить детей со знаменитыми золотодобытчиками поселка, передовиками производства.
- Воспитание у детей уважения к сложному труду шахтера.
- Воспитание любви к родному краю.
- Обеспечение проектной деятельности
Материально-техническое:
Создание мини-музея (макет шахты, музей камней, каски, наушники, фонари, одежда шахтера, кукла-шахтер и др.).
Диагностико- дидактическое:
- Беседа, стихи, загадки, пальчиковая гимнастика, рассматривание картин, иллюстраций в книгах.
- Познавательные занятия по развитию речи.
- Занятия по изобразительной деятельности.
- Игры (дидактические, сюжетно-ролевые).
- Предполагаемый результат:
- Развитие познавательных и творческих способностей детей, их интереса к профессиональной деятельности своих родителей-металлургов и воспитание у детей любви к родному краю.
- Активизация речи у детей, пополнение словарного запаса.
- Уважение и понимание тяжелого труда шахтера.
- Гипотеза проекта
Если реализовать данный проект, то у детей выработается интерес к профессии шахтера, что будет способствовать профессиональной ориентации и применению полученных знаний в школе.
8. Методы проекта
- занятия по подгруппам (10-12 человек)
- обучающие игры
- экскурсии на предприятия рудника
- рассматривание иллюстраций и фотографий про шахтеров
- приглашение на занятия с детьми передовиков производства
- использование компьютера и мультимедиа на занятиях.
9. Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ Детский сад №4 «Теремок» с детьми от 5 до 7 лет, через специально организованную деятельность педагога и ребенка (группы детей), в самостоятельной детской деятельности.
10. Этапы управления проектом
1. Концептуальный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, формирование задач и цели проекта.
2. Исходно-диагностический
Поиск и разработка диагностического инструментария (показателей, критериев, дидактического материала) для отслеживания уровня, познавательных процессов, развития речи, пополнения словарного запаса, сенсорики. Организация и проведение диагностических исследований.
3. Коррекционно-технологический Формирующий этап. Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
4. Итогово-диагностический Оценка уровня развития речи, познавательных процессов, сенсорики, эстетического восприятия (вторичная диагностика).
5. Заключительный Анализ достижения цели и полученных результатов, оценка реализации проекта, принятие решения о его распространении или закрытии.
11. Содержание проектной деятельности
Представлено тематическим планированием формирующего этапа.
12. Презентация проекта
- Открытое занятие для воспитателей ДОУ.
- Выступление на педсовете о работе по проекту.
- Описание опыта работы.
- Фотовыставка «Сегодня мы играем, а вырастем – будем работать».
Итоги реализации проекта:
В 2014 году для работы с детьми нами был разработан проект «Знакомство с трудом шахтеров- металлургов». Результатом проекта стало не просто знакомство детей с трудом шахтера и развитие у них познавательных способностей, но и воспитание уважения к сложному труду металлургов, воспитание любви к родному краю, формирование активной жизненной позиции детей.
Для решения задач проекта был создан мини-музеи «Слава шахтерам» на лестничной площадке, где активное участие принимали родители, благодаря которым были сделаны макет шахты и специальный стол для камней, собрано необходимое оборудование: каски, куклы в шахтерском костюме, шахтерские фонари, камни и др. Воспитатели, составляя конспекты занятий с детьми, стали использовать такие инновационные методы обучения детей, как интеграция, метод проблемного обучения, вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т.д.
Важным итогом проекта стало то, что в процессе его реализации возросли познавательные и творческие способности детей, их интерес к профессиональной деятельности своих родителей и к родному поселку. У родителей увеличились активность и участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Педагоги стали использовать экспонаты музеев для проведения различных игр, занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Вывод: считаю, что реализация данного проекта необходима для дальнейшей деятельности по профессиональному самоопределению детей в школе.
А.В. Медведева, Воспитатель МБДОУ ЦРР Детский сад №4 «Теремок» пгт. Вершино-Дарасунский
Забайкальский край
|