Народная мудрость гласит: «Всякому мила своя сторона». Малая Родина – «своя сторона» у каждого человека она своя и лишь она станет путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни человека будет определять жизненные приоритеты, согревать, поддерживать в трудные минуты жизни.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства: родной дом, родная улица, родной детский сад, школа, родное село, город. И это с ранних лет входит в сердце человека как самое дорогое: «Знание родного края – наша сила и величие Родины» (Ф. А. Щербина).
Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира, они склонны к открытиям, любят путешествовать, да и в наблюдательности им не откажешь. В детском саду ежедневно проводятся прогулки, частью прогулки является наблюдение за объектами живой, неживой природы, занятия, целевые прогулки с целью знакомства родным селом, воспитание положительного отношения к окружающему миру: «Скажи мне – и я забуду,
Скачать конспект
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня и я пойму» (китайская пословица). Малышей все интересует, побуждает думать, задавать вопросы: «Почему?» — постоянно присутствует в общении детей с воспитателем. Знания детей закрепляются вне занятий и прогулок, через:
- Поручения – работа в уголке природы. В начале года детям предлагается наблюдать за тем, как воспитатель ухаживает за растениями в уголке природы. Все действия должны сопровождаться словами: «Здравствуй, цветочек. У тебя в горшочке сухая земля, ты, наверное, очень хочешь пить. Мы с детками сейчас тебя напоим, чтобы ты рос красивым и радовал нас». Обращается внимание детей на то, что растения тоже живые, что они тоже, как и дети, растут, питаются, дышат.
- Дидактические игры: «Большой – маленький», «Найди такой же», «Много и один». К концу года самостоятельно могут выполнять простые поручения, связанные с заботой в природном уголке. Таки поручения развивают умение замечать потребности обитателей живого уголка, правильно ухаживать за растениями. А также формируют гуманное отношение к растениям и животным родного края.
- Наблюдение из окна: мир за окном всегда притягивает внимание детей. В разное время года малыши могут наблюдать за деревьями, травкой, птицами и животными; обращается внимание на то, какие листья у деревьев были летом, а какие стали осенью. Как ветки деревьев раскачиваются на ветру. При рассматривании птиц отметить, какие крылья у больших птиц, а какие у маленьких, как они летают. Все это способствует развитию наблюдательности, интереса к миру живой природы. Воспитывая у малышей желание любоваться, радоваться, восхищаться красотой окружающего мира, педагогу необходимо демонстрировать детям свой интерес ко всему тому, что нас окружает.
- «День радостных встреч»:
Детей встречает воспитатель с игрушкой животным, дети здороваются с ним. Можно предложить поздороваться так, как здоровается животное (помяукать, полаять и т.п.). Игрушка «просит» их повторить разные движения, присущие этому животному. Детям предлагаются подвижные игры с участием этой игрушки ( «Зайка беленький сидит», «Курочка и цыплята», «Воробушки и кот» и др.). После таких игр герои «дарят» детям подарки-сюрпризы, что способствует воспитанию положительного, бережного, заботливого отношения к животным.
5. Рассматривание картин, книг, иллюстраций:
Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением времен года, домашних и диких животных, птиц, иллюстрации к потешкам, книжки-малышки, книжки со сказками, стихами и т.д., называя увиденные явления и объекты природы. Формируются первые эмоционально-этические представления.
6. «Сладкий» час:
На «сладкий» час в гости к детям могут придти разные сказочные герои (Бабушка, Курочка Ряба, Зайчик и т.д.). Эти герои проводят с детьми какую-либо игру, приносят детям сладости. Дети учатся быть гостеприимными, ухаживать за гостями, приглашать гостей к столу: дети учатся общаться, проявлять заботу о ближних.
7. Хороводные игры:
Такие игры помогают в раскрепощении детей, в установлении контактов со сверстниками, способствуют развитию умения играть вместе, в кругу, учат детей общаться, воспитывают положительное эмоциональное состояние детей ( «Заинька, войди в сад», «Раздувайся, пузырь», «Карусели» и др.)., добрые и дружеские отношения между детьми.
8. Развлечения, кукольный театр: с помощью сказок можно воспитывать нравственно-этические нормы и правила, в них хорошо видны и понятны отношения между людьми и животными. Формируются такие качества, как сострадание, уважение, дружба, сопереживание. Именно эти качества помогут в дальнейшем воспитать в детях умение правильно, объективно оценивать разные ситуации и поступки как свои, так и других людей, будут способствовать воспитанию эмоцонально положительного отношения к окружающему миру, Родине, Жизни.
Канюкова Светлана Ивановна, воспитатель 1 младшая группа, ГБДОУ НАО «Детский сад с. Несь», с. Несь, НАО, ул. Советская, 11.
Литература:
- «Воспитание гармоничного отношения к природе» — программа «Радуга», автор-составитель Н.М. Бачерова, Волгоград: Учитель, 2012;
- «Дошкольная педагогика» № 2 – 2010г.;
- «Дошкольная педагогика» № 1 – 2010г.
|