Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько воспитатель учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру.
Значение творческой, сюжетно-ролевой игры таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребёнка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребёнок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определённые усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Всё это необходимо первокласснику.
Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствуют такие игры, как «Школа», «Библиотека».
Игры в школу организуются обычно в течение всего года.
Школа в сознании ребёнка тесно связана с книгой, и потому формирование положительного отношения к школе во многом зависит от воспитания у детей потребности в книге. Раскрыть перед детьми её познавательную ценность, воспитать потребность в ней, желание научиться читать помогают экскурсии в библиотеку, выставки книг, длительные игры по мотивам любимых книг, игры- «путешествия», в которых дети используют сведения, почерпнутые из книг, музыкально-литературные утренники и викторины.
Игра в библиотеку становится одной из любимых. Обычно она возникает по инициативе детей. По мере того, как дети приобретают новые знания, при умелом руководстве со стороны воспитателя она постоянно углубляется по содержанию, дополняется другими играми, близкими по тематике.
К игре в библиотеку готовятся постепенно: подбирают книги для «книгохранилища», делают читательские билеты и абонементы на каждую книгу, оформляют стенды. Ребята стремятся сделать всё, как в настоящей библиотеке. Решают, как расставить книги:
- по темам (книги о детях, о защитниках отечества, о природе);
- по авторам (детские писатели);
- по жанрам (отдельно сказки, стихи, рассказы);
- по оформлению.
Началу игры должна предшествовать беседа о том, как нужно обращаться с книгами, в чём состоят основные обязанности библиотекаря, каково значение его работы.
Во время игры библиотекарь должен вежливо советовать читателям, какую книгу лучше взять, беседовать с ними по содержанию книги, читатели же должны вести себя в библиотеке тихо, доброжелательно относиться друг к другу.
В течение года интерес детей к игре меняется. На первом этапе их более всего привлекает процесс записи в библиотеку, общение с «библиотекарем». «Читатели» быстро просматривают книгу и сразу же сдают её. Чтобы поддержать возникший у детей интерес к игре и переключить их внимание именно на книгу, воспитатель может предложить им «читать» книги в «читальном зале». «Библиотекарю» же может посоветовать знакомить «читателей» с правилами обращения с книгой, предложить ему обновлять книги, которые выдаются «читателям», помочь ему организовать обсуждения любимых книг.
В групповой библиотеке можно проводить музыкально-литературные вечера, викторины.
Обязанность воспитателя – не нарушая созданную детьми деловую обстановку, посоветовать им, как оформить библиотеку, какие произведения отобрать для драматизации, какие рисунки поместить на выставку.
По мере того, как у детей развивается потребность в книге, у них появляется желание узнать, как создаются книги. Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что пишут рассказы, сказки и стихи писатели и поэты, а делают книги много людей разных профессий.
Чтобы показать детям, как много труда вложено в каждую книгу, педагог должен в доступной форме рассказать им о профессии писателя, корректора, наборщика, печатника, переплётчика и подчеркнуть общественно полезную значимость их труда. Он обращает внимание детей на то, как сделаны и оформлены книги (обложка, титульный лист, страницы, переплёт, текст и рисунки). При знакомстве с новой книгой детям нужно предложить рассмотреть обложку, где написано название, фамилия автора, издательство, сказать им, кто сделал иллюстрации, вспомнить вместе с ними уже знакомые им книги этого писателя и художника.
Умение правильно рассматривать книги постепенно закрепляется и находит практическую реализацию во время игр. Библиотекарь, беседуя с читателями о «прочитанной книге, интересуется не только тем, о чём она, но и кто автор книги, кто сделал иллюстрации.
Понимание того факта, что над книгой трудится большая группа людей, что сделать книгу не просто, является основой осознанного бережного отношения к ней.
Интерес к книгам способствует лучшей организации и постоянной занятости детей. «Библиотека» всегда должна быть открыта, и дети найдут себе дело, рассматривая книги в «читальном» зале.
Игра способствует привитию нужных для обучения качеств: любознательности, пытливости ума, познавательного отношения к окружающему.
Интерес к книге, приобретённый в детском саду, сказывается и на отношении детей к школе, на их поведении и учёбе.
Литература:
- Воспитание детей в игре. /Сост.: А.К. Бондаренко, А.И. Матусик; Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
|