Михалкина Наталья Александровна. Консультация для воспитателей 'Как рационально организовать уголок книги'

Консультация для воспитателей Как рационально организовать уголок книгиКонсультация для воспитателей "Как рационально организовать уголок книги"

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее.

Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить

содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические

способы передачи литературного содержания.

Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством

 

Скачать: Консультация для воспитателей "Как рационально организовать уголок книги" (полный конспект)

замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других. Кроме того, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Воспитатель знакомит детей с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги (картинки) только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать:

  • брать книги только чистыми руками,
  • перелистывать осторожно, не рвать, не мять,
  • не использовать для игр. после того как
  • посмотрел, всегда класть книгу на место и др.

В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости

в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию

и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить

точно такую же. В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими

иллюстрациями книги. Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки,

наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для

детей темы ( «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.

Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы

обстановки, некоторые детали пейзажа)

Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

Кроме книг, в книжном уголке группы старшего дошкольного возраста должны находиться иллюстрации к знакомым произведениям, разнообразные альбомы для рассматривания. Это может быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы: «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из определенных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года. А также альбомы с детскими рассказами. Записанные воспитателем на занятиях по развитию речи.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?

2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам. Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

Книги о жизни природы, о животных и растениях.

Рассматривая иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны закономерности мира природы: В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д. На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.

Юмористические книги с картинками для

удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создают в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть

смешное в жизни и литературе). Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Каким образом происходит замена книг? Как долго стоит каждая книга на витрине? Нужны ли ематические выставки книг? Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно

открывая в них новые интересные для себя вещи. К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания. Такие книги могут и

должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения. В среднем срок пребывания книги в книжном уголке. составляет 2 — 2,5 недели. В старших группах устраивают тематические выставки книг.

Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др. Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки. Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника) Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния. Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться.

Руководство

Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.

Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры.

Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав на несколько частей, можно сделать игру «Собери картинку». Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь. Наклеенные на картон иллюстрации помогут

ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез». В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память. Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить

«театр картинок». Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса? Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

В каких сказках действие происходят в лесу?

В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия?

Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».

Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник.

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду картинки. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных

героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой

– Буратино его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги – Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители – папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.

В играх можно использовать обрывки текста и вопросы. Читается отрывок.

Вопросы Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения

писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка (медведь, лиса и

т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси,

лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.

Использованные материалы:

Л.М. Гурович «Ребенок и книга» Издательство: Детство-Пресс, 2004 г.; Фотографии на 1, 7 (1), 10 (1) слайдах с сайта Подготовила воспитатель МДОУ №14 г. Сердобска Пензенской области Н.А. Михалкина

Просмотров: 1043
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Подоприхина Галина Павловна. Педагогический проект «Книги разные нужны, книги разные важны»
  • Розанова Елизавета Александровна. Специальные книги и иллюстрации для детей с нарушением зрения.
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Фаттахова Наталья Вячеславовна. Сценарий деловой игры с педагогами на тему «Роль детской книги в речевом развитии детей»
  • З. М. Гарага О. Д. Федосеева О. В. Ефремова. Сценарий досуга в разновозрастной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей «Разные книги»
  • Шанцуева Ирина Михайловна. Интегрированная НОД к неделе детской книги в подготовительной к школе группе «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет!» (по мотивам сказки «Теремок»)
  • Иванова Светлана Владимировна. «Роль книги в речевом развитии детей»
  • Сивергина Любовь Анатольевна. Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с художниками-иллюстраторами коми детской книги»
  • ВАЛЕНТИНА АБАНЬКОВА. Консультация для родителей «Первые книги ребенка»
  • Бушмарева Вера Алексеевна. Рекомендация книги для родителей по основам формирования безопасного поведения детей
  • Логутова О.В. Соавторы: Зеленова Н.В. Рожкова С.Н.. Конспект квест – игры по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В поисках «Книги Памяти»
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»
  • Дудкина Е.В и Николаева Г.П.. Создание социальной книги с детьми РАС
  • Смирнова Ирина Алексеевна. Проектная деятельность «Детские тематические книги своими руками»
  • Савина Ольга Анатольевна. Отчет работы над проектом «Книга – лучший друг» (к международному дню детской книги) для 2 младшей группы
  • Богданова И.В. Чернышова Л.В.. «Читайте книги!»
  • Мамаева Светлана Викторовна. Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре
  • Гулнора Яппарова. Учимся любить книги
  • Румянцева Галина Алексеевна. Проект «Необыкновенные книги» Изготовление книжки-самоделки «Топтышка»
  • Талалаева Ольга Викторовна. Конспект беседы с детьми по страницам Красной книги Подмосковья
  • Данилова Н.А., Яковлева О.Н., Жолобова Г.В.. Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. «Круглый стол «Волшебный мир книги» как средство повышения педагогической культуры родителей в старшей возрастной группе»
  • Топтунова Елена Игоревна. ВОЗДЕЙСТВИЕ КНИГИ НА ИГРОВЫЕ ОБРАЗЫ
  • Попова Марина Владимировна. Презентация 'Цветы красной книги'
  • Менщикова Марина Александровна. Календарно – тематическое планирование в средней группе по теме «Международный день детской книги»
  • Неуступова Екатерина Сергеевна. Методическая разработка 'День детской книги'
  • Дробатович Тамара Викторовна. Проект «Путешествие по страницам Красной книги»
  • Иванова Екатерина Анатольевна. Размышления воспитателя детского сада после прочтения книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии»
  • Егошина Виктория Авазовна. Конспект итогового НОД в группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром «Увлекательное путешествие в мир волшебной книги»
  • Пыстина Татьяна Леонидовна. Книжный рюкзачок проект по продвижению книги и чтения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь