Саранцева Елена Геннадьевна. «Круглый стол «Волшебный мир книги» как средство повышения педагогической культуры родителей в старшей возрастной группе»

Выполнила Саранцева Елена Геннадьевна, Воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка — детский сад № 87" городского округа Самара Тема: «Волшебный мир книги»

Форма проведения: круглый стол

 

Аудитория: 18 родителей старшей возрастной группы

Количество участников: 2 воспитателя, психолог ДОУ, библиотекарь.

Задачи:

  1. Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка;
  2. Стимулировать самообразование родителей;
  3. Прививать навыки читательской культуры.

Ожидаемые результаты: вывод родителей о важности интереса ребенка к детской книге, о ее огромной роли для их всестороннего развития.

Информационно — техническое обеспечение:

  1. Выставка детских книг и журналов
  2. Фото-выставка «Мы — читающая семья»
  3. Подбор советов и консультаций: «Как стать хорошим читателем», «Как обращается с книгой Ваш ребенок», «Если Вы решили купить своему ребенку новую книгу»
  4. Инструкция «Как изготовить книгу».

Материалы и оборудование:

  • Слайды «сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин», «Библиотека», «Дети группы в книжном уголке»
  • Презентация «Путешествие в прошлое книги»
  • Видео «Детская литературная викторина»

Предварительная работа:

  • изучение читательских интересов детей и выяснение отношения к чтению книг,
  • подготовка выставки разножанровой детской литературы,
  • подбор дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении,
  • Оформление папки «Читайте детям книги!»
  • Подбор советов и рекомендаций родителям
  • Подбор материала для «Литературной викторины» с родителями.
  • Подготовка призов для награждения в номинации «Самая читающая семья».

Логика проведения:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Тема нашей встречи – «Волшебный мир книги». Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: «Какое место в семейном воспитании 5-6 летнего ребенка принадлежит книге?»

Повестка дня:

  1. Выступление психолога ДОУ на тему «Влияние детской литературы на эмоциональное развитие дошкольника»,
  2. Выступление воспитателей с просмотром презентации и слайдов «Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду».
  3. Литературная викторина для родителей «Узнай сказку».
  4. Продолжение выступления воспитателя с показом видео о детской литературной викторине.
  5. Выступление родителей «Из опыта семейного воспитания».
  6. Выступление библиотекаря городской детской библиотеки.
  7. Заключительная часть.
  8. Выступление психолога ДОУ на тему «Влияние детской литературы на эмоциональное развитие дошкольника»

Наше время – время великих достижений науки и техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества.

«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». М. Горький.

Эти слова писателя точно отражают желания всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их почему. Без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги.

Старший дошкольный возраст. С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки ( «Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна — лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

Каждое художественное произведение для детей содержит различные виды эмоций. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. В этом возрасте с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Например, в произведениях Лилиан Мур «Крошка енот или тот, кто сидит в пруду», Н. Носова «Живая шляпа», С. Аксакова «Аленький цветочек», Т. Шорыгиной «Как змей Горыныч добрым стал» мы видим, и радость, и страх, умение договариваться, дружить. В рассказе В. Катаева «Цветик — семицветик», С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — сопереживание, сочувствие. В басне «Стрекоза и муравей» Крылова – веселье, радость, трудолюбие, грусть, удивление. В произведении Т. Шорыгиной «Светящийся автомобиль» — чувство вины, обида.

Такое сложное чувство как грусть мы видим в сказках Г.Х. Андерсена «Снежная королева», «Гадкий утенок», Т. Шорыгиной «Веселый денек».

Для воспитания честности и умения распознавать ложь предлагались детям следующие сказки: «Лиса и козел», «Лисичка – сестричка и серый волк», были Л.Н. Толстого «Косточка», «Лгун», «Чашка», Виганд Молли «Забудь про страх», А. Волков «Волшебник Изумрудного города».

В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки дает удивительный эффект и помогает преодолеть жизненные трудности. Слушая художественные произведения, ребенок накапливает в своем подсознании, формируя стереотипы поведения.

2. Выступление воспитателей с просмотром презентации и слайдов «Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду».

В течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Во время знакомства детей с литературным произведением сначала выразительно читается текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна — здесь происходит первая встреча ребёнка с художественным произведением. Далее — беседа о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства. Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста. Во время беседы выявляется основной замысел произведения, его проблема. Свободное время мы активно используем для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей, лучше познакомить их с произведениями русской и мировой литературы.

Дети очень любят книги и с удовольствием проводят время в книжном уголке. Здесь книги расположены по жанрам с условными знаками – картинками (сказки, стихи, рассказы, былины, энциклопедии, журналы и новинки (книги, приобретенные недавно)). Так они знакомятся с художественной литературой.

Демонстрация слайдов, на которых дети рассматривают и читают книги, делятся впечатлениями.

В группе проводится кружок «Информационная культура», на котором с помощью показа презентаций дети путешествуют в прошлое книги (демонстрация презентации родителям с пояснениями).

А с помощью бесед и игр дети узнают, что книга — это источник информации (демонстрация слайдов родителям о сюжетно-ролевых играх: «Книжный магазин», «Библиотека»).

3. Литературная викторина для родителей «Узнай сказку».

Чтобы нам сегодня было легче общаться, и решать поставленные задачи, давайте проведем литературную викторину «Узнай сказку».

Содержание викторины: родителям раздаются карточки с описанием сказки. Прочитав их, родители называют автора и название литературного произведения.

  1. Герой этой сказки, встречая на пути зайца, волка, медведя и лису, очень любит петь свою песенку (русская народная сказка «Колобок»);
  2. В какой сказке отважный комарик спасает именинницу от паука-злодея? (К. И. Чуковский «Муха цокотуха»);
  3. В какой сказке гриб спас от дождя муравья, бабочку, мышку, воробья и зайца? (В. Сутеев «Под грибом»);
  4. В этой сказке печка, яблонька и речка помогли детям спрятаться от злых птиц бабы-Яги? (русская народная сказка «Гуси-лебеди»);
  5. Эта сказка о маленькой девочке, которая умещалась в скорлупе грецкого ореха, преодолела все трудности, спасла от холода ласточку, и нашла свое счастье (Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
  6. Продолжение выступления воспитателя с показом видео о детской литературной викторине.

А теперь посмотрите как ваши дети отвечали на те же вопросы викторины «Узнай сказку» (показ видео).

5. Выступление родителей «Из опыта семейного воспитания».

Далее родители выступают по следующим вопросам:

  • Книга в нашей семье;
  • Традиции нашей семьи;
  • Отношение детей к книге.

6. Выступление библиотекаря городской детской библиотеки.

У нас сегодня в гостях представитель городской детской библиотеки.

Библиотекарь обращает внимание родителей на содержание подготовленной встречи (научно-популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, людях труда, сборники сказок, загадок, былины и др.). Детей необходимо знакомить с произведениями детской литературы разных жанров (стихотворение, сказки, рассказы, малые фольклорные формы).

В содержании произведений должны раскрываться все сферы окружающего ребенка мира: «Я сам» — о детях, их эмоциях, чувствах; «Нерукотворный мир» — о природе; «Рукотворный мир» — о предметах, созданных руками человека; «Мир людей и человеческих отношений».

Библиотекарь рассказывает о том, что собой представляет книга, формирует основные требования – как с ней необходимо обращаться детям и как этому нужно учить (Показ фотографий о посещении библиотекаря нашей группы с рассказом о народных праздниках).

Происходит награждение самых читающих семей сборниками стихов.

7. Заключительная часть.

Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят (Л. Н. Зеленцова). Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Родителям предлагаются памятки с советами:

  • как обращается с книгой Ваш ребенок?
  • Как стать хорошим читателем?
  • Если Вы решили купить своему ребенку новую книгу.
  • Инструкция «Как изготовить книгу»?

Решение круглого стола.

  1. Рассказать детям о детской библиотеке, записаться в нее и регулярно брать книги для семейного чтения;
  2. Выписать детский журнал;
  3. Ежедневно читать детям литературные произведения разных жанров;
  4. Регулярно разучивать с детьми стихотворения.

Приложения.

Памятки для родителей.

Как обращается с книгой ваш ребенок?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли ваш ребенок следующих правил:

  1. Прежде, чем взять книгу, нужно проверить чистые ли у вас руки
  2. Читать и рассматривать книжку можно только за столом
  3. Книгу нужно беречь, не пачкать, не заминать страницы, не играть с книгой, она от этого портится
  4. После того, как посмотрели и прочитали, положить ее на место
  5. Хранить книгу необходимо в книжном шкафу или на полке
  6. Если заметили, что книга не в порядке (порвались страницы), ее нужно починить, обратившись за помощью к взрослым.

Если вы решили купить своему ребенку новую книгу.

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие качества:

  1. Как книга иллюстрирована
  2. Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя
  3. Понравится ли книга именно вашему ребенку
  4. Обладает ли книга силой эмоционального воздействия

Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, но долгое время для ребенка любимыми остаются, которые близки ему эмоционально.

5. Хорошо ли книга написана? Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.

6. Нравится ли книга вам? Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть больше основания ожидать, что это понравится ребенку.

Как стать хорошим читателем?

  1. Берите из книги как можно больше. Помните, что чтение – одно из самых важных, нужных, серьезных и прекрасных занятий.
  2. Не читайте книгу, думая о другом. Вредная привычка только просматривать книги.
  3. Если в книге встретятся слова, фразы непонятные по содержанию, обращайтесь за разъяснениями к словарям, справочникам, энциклопедиям.
  4. Выписывайте наиболее понравившиеся высказывания.
  5. Читайте по определенной системе. Очень полезно прочитать несколько книг одного автора.
  6. Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения.
  7. Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книг.
Просмотров: 660
Категория: По направлениям » Для детского сада » Родительские собрания ‒ конспекты




Другие новости по теме:

  • Савина Ольга Анатольевна. Отчет работы над проектом «Книга – лучший друг» (к международному дню детской книги) для 2 младшей группы
  • Шанцуева Ирина Михайловна. Интегрированная НОД к неделе детской книги в подготовительной к школе группе «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет!» (по мотивам сказки «Теремок»)
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • ВАЛЕНТИНА АБАНЬКОВА. Консультация для родителей «Первые книги ребенка»
  • Михалкина Наталья Александровна. Консультация для воспитателей 'Как рационально организовать уголок книги'
  • Фаттахова Наталья Вячеславовна. Сценарий деловой игры с педагогами на тему «Роль детской книги в речевом развитии детей»
  • Сивергина Любовь Анатольевна. Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с художниками-иллюстраторами коми детской книги»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Пашукова Ксения Николаевна. Мастер-класс по изготовлению лэпбука для родителей воспитанников ДОУ «Читать книги-хорошая привычка»
  • Бушмарева Вера Алексеевна. Рекомендация книги для родителей по основам формирования безопасного поведения детей
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.
  • Неуступова Екатерина Сергеевна. Методическая разработка 'День детской книги'
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Чурсина Анастасия Сергеевна. Международный день детской книги «Книжная страна»
  • Золотых Анастасия Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!»
  • З. М. Гарага О. Д. Федосеева О. В. Ефремова. Сценарий досуга в разновозрастной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей «Разные книги»
  • Менщикова Марина Александровна. Календарно – тематическое планирование в средней группе по теме «Международный день детской книги»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Цыгвинцева Ольга Анатольевна. Мастер-класс для родителей на тему: «Как избежать детской агрессии?»
  • Подоприхина Галина Павловна. Педагогический проект «Книги разные нужны, книги разные важны»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Краснокутская М. В. Авторский сценарий детской музыкальной театрализации для детей дошкольного возраста на весеннем празднике «Как Татоша и Какоша помогли вернуть солнце красное, солнце ясное».
  • Ешенко Наталья Викторовна. Консультация для родителей на тему: «Как провести на улице время с пользой»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»
  • Гладнева Елена Николаевна. Консультация для родителей 'Читайте детям сказки!'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь