Учитель-логопед: Ешенко Наталья Викторовна. МАДОУ г.Хабаровска «детский сад комбинированного вида №55 Березка»
Многие родители жалуются, что у них нет времени для занятий с ребенком. Но это не так… 5-10 минут найдутся всегда! Ведь дорога от детского сада домой и обратно занимает определенное количество времени. И это время можно провести увлекательно и с пользой для ребёнка. А на прогулке еще больше возможностей: никто не отвлекает маму от ребенка разговорами, не надо бежать на кухню, к стиральной машине... С помощью простых игр можно превратить прогулку и дорогу домой из садика в полезное и увлекательное для малыша мероприятие! Я хочу предложить вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры для детей в возрасте 5-6 лет.
Эти игры будут способствовать развитию речи ребенка, памяти, внимания, воображения, восприятия. Играя, ребёнок научится мыслить, рассуждать, анализировать, делать умозаключения. классифицировать, обобщать предметы. В процессе игры у ребенка обогатится словарный запас и закрепится программный материал.
Такие «уличные» занятия способствуют сближению детей и родителей. Дети чувствуют внимание и любовь родителей. А самое главное — ребёнок и не догадывается, что это не просто игра, это игра-занятие. У многих детей слово занятие вызывает негатив, страх, отвращение, а подобный вид занятий не является для ребёнка чем-то неприятным и страшным.
Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно. Желаю удачи в ваших начинаниях!
Речевые игры по дороге домой:
1. Игра «Назови лишнее слово».
Взрослый называет слова и предлагает ребёнку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- Шуба, кепка, шарф, ботинки, шляпа.
- Слива, яблоко, огурец, абрикос, груша.
- Медведь, кошка, выдра, лиса, хорек.
- Матрешка, песок, пирамидка, ведро, кубик.
- Кровать, шкаф, ковёр, кресло, тумбочка.
2. «Наблюдаем за транспортом».
- Посчитайте, сколько машин, автобусов встретилось вам по дороге.
- Расскажите, какими они бывают?
- Как их можно назвать одним словом? (транспорт). Вспомните сколько дверей, колёс у троллейбуса.
- Какой вид транспорта вы ещё знаете? (водный – теплоход, лодка…, воздушный – вертолет…)
3. «Какие бывают дома?
- Рассмотрите дома вокруг вас. Какие они бывают?
- Панельные, кирпичные, одноэтажные, десятиэтажные …, высокие, низкие, новые …
- Вспомните, на каком этаже живёте вы?
- Сколько этажей под вами, над вами?
- Посчитай сколько окон на вашем этаже, в доме?
4. Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»: у лисы – лисий (лисья, лисье, лисьи), а у зайца, у курицы, у слона, у медведя и т.д.
5. Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
Палуба, корма, каюта, якорь, нос (корабль). Подъезд, квартиры, этаж, лестница, чердак (дом). Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет). Глаза, рот, брови, лоб, нос, щеки (лицо).
Кузов, руль, фары, кабина, колеса, дверцы (грузовик). Ствол, листья, кора, ветки, сучья, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручка, носик (чайник).
6. Игра «Что это? Отгадай.»
Отгадывание обобщающего слова по признакам, ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (ягоды). Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Движется по воздуху, по дорогам, по воде. (транспорт).
7. Игра "Кто, что делает?"
Придумать как можно больше слов к слову (собака, голубь, машина, цветок...). Собака — гавкает, бежит, ходит, рычит..., цветок — растет, цветет, пахнет... и т.д.
8. Игра «Цепочка слов»: называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: кукла – арбуз – замок – кукуруза — …
9. Игра «Из чего какое?»: Сок из слив – сливовый, а из груш? Яблок? Дом из дерева – какой? Книга из бумаги, свитер из шерсти и т.д.
10. Игра «Большой-маленький»: Шкаф – шкафчик, нога —?.. (ножка), мяч —?..
11. «Что бывает?»
Начните игру словами: "Мягким может быть диван, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант.
Или так:
Что бывает жидким? Что бывает твердым? Что бывает круглым? Что бывает ароматным?
Что бывает острым? Что бывает длинным? Что бывает пушистым? Что бывает квадратным?
12. «Бывает – не бывает».
Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает».
Чашка жарится на сковороде. Лиса спит в норе. Человек выше кошки. Голубь – это рыба и т.п.
Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.
13. «Закончи предложение»
Оля не пошла сегодня в садик, потому что... (заболела). Я не хочу гулять, потому что... (идет дождь). Мы поедем завтра в парк, если... (будет хорошая погода). Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись то собаки). Мама пошла в магазин, чтобы... (купить продукты).
14. «Отгадай, что я вижу».
Отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь словами-подсказками:
Низкий, деревянный, одноэтажный (дом).
Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей).
Едет по дороге, возит пассажиров, сигналит (автобус).
15. Развивайте ориентацию в собственном теле:
«Покажи левую ногу, правую руку, правый локоть. Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, Левой рукой прикрой правый глаз и т.д.»
16. Развивайте ребенку ориентацию в пространстве:
«Назови, что находиться слева от тебя, справа, дальше, выше,.. и т.д.»,
17. Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов.
Обучение грамоте (5-6 лет)
- Придумай 10 слов на заданный звук.
- Назови гласный звук. Мама произносит слово, а ребёнок выделяет гласный звук. Пример: дом – звук о.
- Доскажи словечко. (ко…т)
- Договори слово. (ма.. шина, мамонт, малина).
- Сосчитай звуки в слове.
- Придумай слово из трёх звуков. (из четырех, из пяти).
- Какой звук встречается в каждом слове (шуба, шалаш, машина).
- Назови последний звук в слове. Придумай слова, где заданный звук стоит в середине (в начале, в конце слова).
|