ВОЗДЕЙСТВИЕ КНИГИ НА ИГРОВЫЕ ОБРАЗЫ
Создание игрового образа требует от детей активного мышления, творческого воображения, изобретательности, побуждает искать и находить новые средства достижения цели. В игре ребёнок не только реализует свои знания и представления, но и совершенствует, расширяет их. Он познаёт богатство человеческих чувств, носителями которых являются персонажи сюжета, познаёт эмоциональный мир человека. Сюжетно-ролевые творческие игры отличаются естественной выразительностью, которая вытекает из понимания ребёнком сущности создаваемого образа. Без этого дети неглубоко переживают роль и создают бледный, невыразительный образ.
Выбор роли и определение действий в ней – творческий процесс. Впечатления о человеке, полученные из различных источников, фокусируются в едином игровом образе. Это не обходится без работы творческого воображения, без умения комбинировать прежние впечатления и новые, создавать многочисленные варианты таких комбинаций.
Чтобы игры были содержательными и воспитывающими, надо познакомить детей с определённым кругом явлений из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности.
Существенными факторами, влияющими на направленность детских игр, на расширение и углубление игровых образов, являются художественная литература и произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации). Ребёнок не представляет себе образ, предложенный автором, если сам мысленно не принимает участия в жизни героя, не ставит себя на его место. Это объясняется тем, что всякую мысль, чувство ребёнок постигает через внешнее действие. Он как бы превращает в реальность образы и ассоциации, возникшие в его воображении под влиянием книги, картинки. В связи с этим выделяется такая особенность восприятия художественных произведений, как стремление реализовать свою внутреннюю активность в драматизации, в самостоятельных играх. Воздействие книг на игровые образы проявляется в мысленном содействии какому-либо герою, в перенесении на него свойств и качеств, в отношении к нему как к лицу достоверному.
Сильное влияние на характер и содержание игровых образов оказывает одновременное воздействие текста и иллюстраций к нему. При рассматривании иллюстраций дети легко восстанавливают содержание книги, а тексты, в свою очередь, помогают глубже воспринимать рисунки. Иллюстрации способствуют более глубокому восприятию содержания книги, «вживанию» в образ в игре, его выразительности.
Произведения С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Почта», «Почта военная» обогащают детей новыми жизненными сюжетами, увлекают действиями героев, неожиданными поворотами событий, приключениями, опасностями.
Поэт интересно рассказывает о любой профессии. Сам процесс труда, его атрибуты он изображает просто и в то же время мастерски. Всё это помогает дошкольникам ввести в игру нужные вещи, имитировать действия с ними. Приведу пример. Воспитатель выразительно читает «Пожар» С. Маршака. Содержание произведения, описанный в нём драматический случай производят огромное впечатление на детей. Иллюстрации В. Конашевича также дают определённый материал для интересной игры (пожарные накачивают воду, выносят мебель из дома), подсказывают некоторые важные детали, например, использование телефона для вызова пожарной машины. Ребята заинтересованно рассматривают внешний вид пожарных, появляется желание иметь каски. Разглядывая на рисунке Кузьму с перевязанной головой, дети осознают опасность профессии пожарного. По ассоциации ребята вспоминают и строки текста: «Вот Кузьма в помятой каске, голова его в повязке. Лоб в крови, подбитый глаз, да ему не в первый раз».
Обогащаются и действия детей, становятся более выразительными их движения. При тушении пожара ребята будут взбираться на крышу со шлангом, пытаясь реально воспроизвести действия, аналогичные изображённым на рисунке. Для того, чтобы вызвать большой интерес детей к ролям в игре, необходимо применять такие приёмы, как выборочное повторное чтение произведения, анализ образов героев, беседы о них, составление детьми творческих рассказов о персонажах, собственный рассказ педагога.
Углубляет и усиливает восприятие литературных образов и повторное выборочное рассматривание иллюстраций, которое иногда сопровождается перечитыванием всего произведения.
Характеризуя героя, объясняя моральный смысл его действий, важно пользоваться выразительными динамичными глаголами, взятыми из самого текста. Например, рассматривая рисунки к рассказу «О неизвестном герое» С. Маршака, на которых изображён парень, двигающийся по карнизу дома, можно напомнить детям всё то многообразие действий, которыми характеризовался поступок героя на пожаре, подчеркнуть напряжённость, трудность, опасность этого поступка: «парень бросился… наперерез и по трубе водосточной полез», «надо ещё подтянуться немножко», «дополз до окошка», «встал, задыхаясь в дыму» и т.д.
«Почту» С. Маршака следует читать после того, как дети побывали на экскурсии в ближайшем отделении связи и под влиянием увиденного начали новую игру. После чтения книги и рассматривания иллюстраций Ю. Коровина кругозор ребят расширится, и игра наполнится новым содержанием.
Книга подсказывает возможность рассылать корреспонденцию в другие города и страны, использовать в игре различные виды транспорта: автомобиль, самолёт, мотоцикл. Рассматривая иллюстрации, дети обращают внимание на внешний вид почтальона, его форму, окружающую обстановку, детали одежды, отличительные черты внешнего облика персонажей, а так же на их поведение, характер отношений с другими людьми.
Входя в роль, ребёнок ищет средства для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, используя разные предметы сооружения, постройки.
В создании игрового образа особенно велика роль слова. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.
Воспитатель МБДОУ №25 «Журавлик»
Топтунова Елена Игоревна
Г. Тамбов
Книга- источник знаний о жизни.
|