Топтунова Елена Игоревна. ВОЗДЕЙСТВИЕ КНИГИ НА ИГРОВЫЕ ОБРАЗЫ

ВОЗДЕЙСТВИЕ КНИГИ НА ИГРОВЫЕ ОБРАЗЫВОЗДЕЙСТВИЕ КНИГИ НА ИГРОВЫЕ ОБРАЗЫ

Создание игрового образа требует от детей активного мышления, творческого воображения, изобретательности, побуждает искать и находить новые средства достижения цели. В игре ребёнок не только реализует свои знания и представления, но и совершенствует, расширяет их. Он познаёт богатство человеческих чувств, носителями которых являются персонажи сюжета, познаёт эмоциональный мир человека. Сюжетно-ролевые творческие игры отличаются естественной выразительностью, которая вытекает из понимания ребёнком сущности создаваемого образа. Без этого дети неглубоко переживают роль и создают бледный, невыразительный образ.

Выбор роли и определение действий в ней – творческий процесс. Впечатления о человеке, полученные из различных источников, фокусируются в едином игровом образе. Это не обходится без работы творческого воображения, без умения комбинировать прежние впечатления и новые, создавать многочисленные варианты таких комбинаций.

Чтобы игры были содержательными и воспитывающими, надо познакомить детей с определённым кругом явлений из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности.

 

Существенными факторами, влияющими на направленность детских игр, на расширение и углубление игровых образов, являются художественная литература и произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации). Ребёнок не представляет себе образ, предложенный автором, если сам мысленно не принимает участия в жизни героя, не ставит себя на его место. Это объясняется тем, что всякую мысль, чувство ребёнок постигает через внешнее действие. Он как бы превращает в реальность образы и ассоциации, возникшие в его воображении под влиянием книги, картинки. В связи с этим выделяется такая особенность восприятия художественных произведений, как стремление реализовать свою внутреннюю активность в драматизации, в самостоятельных играх. Воздействие книг на игровые образы проявляется в мысленном содействии какому-либо герою, в перенесении на него свойств и качеств, в отношении к нему как к лицу достоверному.

Сильное влияние на характер и содержание игровых образов оказывает одновременное воздействие текста и иллюстраций к нему. При рассматривании иллюстраций дети легко восстанавливают содержание книги, а тексты, в свою очередь, помогают глубже воспринимать рисунки. Иллюстрации способствуют более глубокому восприятию содержания книги, «вживанию» в образ в игре, его выразительности.

Произведения С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Почта», «Почта военная» обогащают детей новыми жизненными сюжетами, увлекают действиями героев, неожиданными поворотами событий, приключениями, опасностями.

Поэт интересно рассказывает о любой профессии. Сам процесс труда, его атрибуты он изображает просто и в то же время мастерски. Всё это помогает дошкольникам ввести в игру нужные вещи, имитировать действия с ними. Приведу пример. Воспитатель выразительно читает «Пожар» С. Маршака. Содержание произведения, описанный в нём драматический случай производят огромное впечатление на детей. Иллюстрации В. Конашевича также дают определённый материал для интересной игры (пожарные накачивают воду, выносят мебель из дома), подсказывают некоторые важные детали, например, использование телефона для вызова пожарной машины. Ребята заинтересованно рассматривают внешний вид пожарных, появляется желание иметь каски. Разглядывая на рисунке Кузьму с перевязанной головой, дети осознают опасность профессии пожарного. По ассоциации ребята вспоминают и строки текста: «Вот Кузьма в помятой каске, голова его в повязке. Лоб в крови, подбитый глаз, да ему не в первый раз».

Обогащаются и действия детей, становятся более выразительными их движения. При тушении пожара ребята будут взбираться на крышу со шлангом, пытаясь реально воспроизвести действия, аналогичные изображённым на рисунке. Для того, чтобы вызвать большой интерес детей к ролям в игре, необходимо применять такие приёмы, как выборочное повторное чтение произведения, анализ образов героев, беседы о них, составление детьми творческих рассказов о персонажах, собственный рассказ педагога.

Углубляет и усиливает восприятие литературных образов и повторное выборочное рассматривание иллюстраций, которое иногда сопровождается перечитыванием всего произведения.

Характеризуя героя, объясняя моральный смысл его действий, важно пользоваться выразительными динамичными глаголами, взятыми из самого текста. Например, рассматривая рисунки к рассказу «О неизвестном герое» С. Маршака, на которых изображён парень, двигающийся по карнизу дома, можно напомнить детям всё то многообразие действий, которыми характеризовался поступок героя на пожаре, подчеркнуть напряжённость, трудность, опасность этого поступка: «парень бросился… наперерез и по трубе водосточной полез», «надо ещё подтянуться немножко», «дополз до окошка», «встал, задыхаясь в дыму» и т.д.

«Почту» С. Маршака следует читать после того, как дети побывали на экскурсии в ближайшем отделении связи и под влиянием увиденного начали новую игру. После чтения книги и рассматривания иллюстраций Ю. Коровина кругозор ребят расширится, и игра наполнится новым содержанием.

Книга подсказывает возможность рассылать корреспонденцию в другие города и страны, использовать в игре различные виды транспорта: автомобиль, самолёт, мотоцикл. Рассматривая иллюстрации, дети обращают внимание на внешний вид почтальона, его форму, окружающую обстановку, детали одежды, отличительные черты внешнего облика персонажей, а так же на их поведение, характер отношений с другими людьми.

Входя в роль, ребёнок ищет средства для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, используя разные предметы сооружения, постройки.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.

Воспитатель МБДОУ №25 «Журавлик»

Топтунова Елена Игоревна

Г. Тамбов

Книга- источник знаний о жизни.

Просмотров: 660
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Розанова Елизавета Александровна. Специальные книги и иллюстрации для детей с нарушением зрения.
  • Ситдикова Гузал Фанависовна. Конспект театрализованного представления для детей старшей группы по мотивам произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Фаттахова Наталья Вячеславовна. Сценарий деловой игры с педагогами на тему «Роль детской книги в речевом развитии детей»
  • Подоприхина Галина Павловна. Педагогический проект «Книги разные нужны, книги разные важны»
  • Тудвасева Татьяна Ивановна. Выступление агитбригады «Мы за здоровый образ жизни». Дети старшей группы.
  • Иванова Светлана Владимировна. «Роль книги в речевом развитии детей»
  • Мамаева Светлана Викторовна. Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Титова Ольга Викторовна. Игра и установка на восприятие художественного произведения у дошкольника
  • Осокина Елена Геннадьевна. Презентация «Создание художественных образов в процессе занятия аппликацией»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Немцова Марина Николаевна. «Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Юналиева Татьяна Александровна. Роль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольников
  • Савина Ольга Анатольевна. Отчет работы над проектом «Книга – лучший друг» (к международному дню детской книги) для 2 младшей группы
  • Павлова Елена Николаевна. Доминантное музыкальное занятие по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах (подготовительная группа)
  • Осипова Галина. Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развития
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Попова Ольга Васильевна. Беседа о птицах — чтение детям произведения В.Бианки «Молодая ворона» (старшая группа)
  • З. М. Гарага О. Д. Федосеева О. В. Ефремова. Сценарий досуга в разновозрастной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей «Разные книги»
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Терентьева Светлана Юрьевна. Ваш ребёнок познаёт мир.
  • Божко Татьяна Петровна. Методическая разработка 'Оценка развития креативности детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре'
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Иванова Екатерина Анатольевна. Размышления воспитателя детского сада после прочтения книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии»
  • Шарунова Вера Евгеньевна. Образовательный потенциал игровой деятельности детей в сюжетно-ролевой игре — «Школа».
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь