Юналиева Татьяна Александровна. Роль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольников

Роль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольников

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.

В настоящее время, очень малое значение уделяется подвижной игре, как основному средству комплексного развития ребёнка – его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости, сообразительности.

Подвижная игра, как правило, является основной формой работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях. Преимущество их заключается в том, что они вызывают у детей сильные эмоции, чувство удовольствия радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Подвижная игра носит коллективный характер и включает в себя все виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание и др. В подвижных играх у ребёнка развиваются такие физические качества как: ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость, а также расширяется общий кругозор детей, используются знания об окружающем мире, о человеческих поступках, о поведении животных; пополняется словарный запас; совершенствуются психические процессы.

Очень важная роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребёнка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилию деятельности костно – мышечной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а так же некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее ребёнок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками. Складывающиеся в подвижных играх ситуации, которые всё время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование, например: двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого – то, а воспитателю позволяет использовать их для формирования социального поведения. Успешное решение задач физического воспитания и развитие общественного поведения связаны у дошкольников с двигательной активностью, проявлением самостоятельности и самоорганизации. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а так же привычек и навыков жизни в коллективе.

Важнейший мотив переключения внимания ребёнка на действия сверстника – оценка результатов выполнения двигательной задачи. Когда в поле зрения играющих попадает удачное выполнение задания каким – либо участником, их поведение начинает меняться. В совместной деятельности проявляется потребность дошкольников в самовыражении и самоутверждении.

Для формирования дружеских взаимоотношений, каждый ребёнок должен усвоить правила, которым необходимо подчиняться и соответствующим образом реагировать на сигнал – это организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать своё поведение, позволяет избежать возникновение конфликтов в самостоятельной детской двигательной деятельности. Осознание значимости действий по правилам приводит к тому, что дети не только сами руководствуются ими, но и требуют строгого их выполнения со стороны всех играющих, и нередко делают это с применением физической силы.

Вот один из примеров в моей практике. На занятии физкультуры, я предложила ребятам поиграть «Кто больше собьёт кеглей мячом». Было обозначено место, где стояли кегли, очерчена линия старта, с которой должно осуществляться действие. Дети по очереди бросали мяч, и каждый громко радовался в случае удачи. А Максим, взяв мяч, стал сбивать кегли, но пытался выполнить действие с ближнего расстояния и заступил за черту. Ребята, спокойно сделали ему замечание и показали, откуда надо бросать. Но, Максим, не реагируя на замечание, бросил мяч и сбил кеглю. После него, бросил Захар, от обозначенной линии и не попал. Он побежал, взял мяч и возвращаясь, преградил путь Максиму, который готовился снова выполнить бросок с ближнего расстояния. Захар стал отталкивать Максима, толкая его до тех пор, пока Максим не оказался за чертой. Потом Максим оценив, что попасть с такого расстояния трудно, снова переступил линию. Тогда все ребята, включились в восстановление справедливости. Под давлением сверстников, Максим, вынужден был уйти из игры. Во избежании таких ситуаций, необходимо приучать участников совместной деятельности, следовать общеустановленным правилам. В этом случае, ребёнок, приобретает опыт разрешения конфликтов и установления взаимоотношений в соответствии с нравственными нормами. Наиболее эффективным способом для побуждения к подчинению общим правилам, являются не только разъяснения, беседа, но и приёмы, активизирующие ребёнка при создании условий для выполнения физических упражнений, а также, включение его в контроль, за действиями других участников. Так, детей, которые при бросании, прокатывании мяча заступали за обозначенную линию, можно попросить обозначить место начала движений, и объяснить, зачем проведена линия, или назначить судьями, чтобы при выполнении движений другими детьми, они определяли, можно ли засчитать результат, не зашёл ли игрок за линию. Данные приёмы очень быстро приведут к отсутствию подобных нарушений, тем самым можно избежать возникновение конфликтов, а следовательно увеличится продолжительность бессюжетных подвижных игр и не будет причин удалять желающих из совместной игры. Важно при этом не только помочь дошкольникам овладеть нормами поведения, но и обеспечить удовлетворение интересов каждого отдельного ребёнка, особенно тогда, когда его умения оказываются недостаточными для достижения положительного результата и он, реально оценивая свои возможности, может не включиться в совместную деятельность. Стремление победить нередко у таких детей приводит к нарушению общеустановленных правил, что создаёт конфликтную ситуацию. Поэтому в совместной деятельности необходимо предлагать вариативное решение двигательной задачи и сам ребёнок должен определить для себя способ действий в рамках установленных правил.

У старших дошкольников появляется интерес к совместной деятельности, в небольших группах, повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки для формирования организованного поведения. По мере расширения двигательного опыта, они сначала находят партнёра для совместных действий, а затем приступают к созданию условий для выполнения физических упражнений. Такое поведение характерно для инициативных детей по отношению к дружески расположенным сверстникам. Эти контакты благоприятны для развития двигательной деятельности у дошкольников, реализации творческих замыслов и формирования целеустремлённости, положительных взаимоотношений при достижении цели.

Особое место у старших дошкольников занимают игры соревновательного характера, в которых каждый ребёнок старается показать свои умения, получить признание. При этом важно формировать сочувствие к неудачам других, радость за общий успех. В командных играх большое значение имеет направленность активности, мотивы, которыми руководствуются дети в своей деятельности. Хотя продукт деятельности общий, однако, вклад каждого в общее дело не одинаков. Коллективные дела не только сплачивают детей, но имеют определяющее значение в формировании личности дошкольника, развитии стремления приложить достаточно усердия, умения, знаний для доведения задания до конца и получения высокого результата, в совместном деле. На установление товарищеских взаимоотношений оказывает влияние правильная оценка деятельности каждого из детей и степень их активности. Характер отношений в детском коллективе и направленность активности среди прочих факторов определяются структурой игры и условиями проведения.

По характеру взаимосвязи деятельности детей в командных подвижных играх можно выделить следующие группы игр:

  1. Игры, в которых победа команды является простой суммой результативных действий её членов.
  2. Игры, основанные на парном соревновании.
  3. Игры, в которых присутствует выручка членов своей команды.
  4. Игры, в которых действия каждого следующего участника служат продолжением действий предыдущих.
  5. Игры – эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений, но каждый член команды осуществляет одно из них.

Анализ построения представленных групп командных подвижных игр с элементами соревнования свидетельствует о том, что каждая из них предъявляет специфические требования к объединению детей для достижения общей цели, выполнению двигательных действий, а это оказывает влияние на установление взаимоотношений между членами группы. Усложнение требований можно представить следующим образом: от проявления старательности ребёнком для достижения положительного результата командой, к выполнению движения лучше и быстрее других, взаимовыручке, совместным действиям и учёту индивидуальных способностей и возможностей каждого в совместной деятельности.

Глубокие медицинские исследования показали, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему миру. Ведь активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. Важнейшей чертой подвижных игр является комплексный характер их взаимодействий на моторную и психическую сферу детей, на функции организма.

Подвижная игра, для детей дошкольного возраста, важна и жизненно необходима.

Просмотров: 824
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Бережнова Екатерина Николаевна. Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Сердюкова Яна Александровна. ПОДВИЖНАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Редактор. Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях детей
  • Светлана Кудрина. Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях детей
  • Атлашова Вероника Александровна. Технология формирования самостоятельности и творчества в процессе подвижных игр детей старшего дошкольного возраста.
  • Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для воспитателей Тема: «Реализация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Ярошенко О.А.. ДОКЛАД НА ТЕМУ: ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
  • Мартыненко Татьяна Александровна. Картотека подвижных игр для детей на воде (в бассейне)
  • Крайняя Оксана Фирдаусовна. Формирование двигательной активности детей посредством игр и упражнений с мячом
  • наталья мелехова. Ярмарка подвижных игр народов Поволжья для детей старшего дошкольного возраста.
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Войтюк Наталья Германовна, Загжевская Татьяна Николаевна. Сценарий развлечения для старших дошкольников «Ярмарка народных подвижных игр».
  • Ильченко Ольга Владимировна. Конспект совместной деятельности взрослых и детей по художественно – эстетическому развитию 'При солнце тепло - при матери - добро!'
  • Хромова Татьяна Федоровна. Игры и сценарий театральной деятельности для детей 4-5 лет для развития эмоциональности, коммуникативности, ориентировки в игровом пространстве.
  • Гераськина Марина Геннадьевна. Статья для родителей «Развитие у детей дошкольного возраста интереса к двигательной деятельности средствами нестандартного физкультурного оборудования»
  • Немыкина Наталья Сергеевна Миклухо Елена Васильевна. Мастер-класс для родителей с детьми «Роль подвижных игр в воспитании младших дошкольников»
  • Арсланбекова Люция Газимовна. Картотека подвижных игр для дошкольников
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Овдиенко Светлана Николаевна. Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности для детей 6-7 лет на тему «Игра «Городки»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Ольшунова Ирина Альбертовна. Опыт работы ДОУ по созданию условий для развития двигательной активности и формах ее реализации
  • Мирончук Наталья Николаевна. «Подвижная игра как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь