В течение десяти лет в ДОУ реализуется авторская программа «Беломорские крепыши» — программа оптимизации двигательной активности дошкольников в условиях малокомплектного детского сада. Это результат многолетней плодотворной работы творческой группы практических работников МДОУ «Детский сад № 15 «Черемушка» общеразвивающего вида» г.Северодвинска Архангельской области под руководством научного руководителя кандидата педагогических наук кафедры педагогики СФПГУ им. М.В. Ломоносова Сокольниковой М.Н.
Программа создавалась педагогическим коллективом как программа, реализующая потребность детей в двигательной активности и обеспечивающая систему оздоровительной работы с детьми. В основу программы легли теоретические основы физического воспитания дошкольников, деятельностный подход в развитии ребенка, практический опыт работы дошкольных учреждений г. Северодвинска.
Скачать конспект
Содержание программы построено на принципах:
- оздоровительной направленности;
- индивидуализации и доступности;
- естественного стимулирования двигательной активности детей;
- этнокультурной соотнесенности;
- единства с семьей.
Программа «Беломорские крепыши» предполагает обеспечение двигательного режима и оздоровление дошкольников с учетом состояния здоровья, уровня двигательной активности и физической подготовленности детей, а также сезонных изменений в природе. Неблагоприятные климатические условия, характерные для Севера, недостаточность солнечной энергии, резкие перепады температуры и атмосферного давления, влажность, сильные ветры, неблагополучная обстановка города, создают для жизни дискомфортные условия. Эти особенности требуют серьезного подхода к проблеме оздоровления маленьких поморов и оптимизации двигательной активности, особенно в условиях малокомплектного детского сада.
Цель программы:
создание благоприятных условий для повышения двигательной активности оздоровления детей 3-7 лет в условиях малокомплектного детского сада.
Базой для осуществления программы является решение следующих задач:
- укрепление физического здоровья детей, полноценное физическое развитие;
- воспитание у дошкольников ценностей здорового образа жизни;
- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей;
- приобщение к истокам Поморской культуры, воспитание нравственно волевых качеств.
Этапы работы:
I этап: анализ содержания двигательной активности и
организация оздоровительной работы в МДОУ;
II этап: разработка педагогических условий, обеспечивающих
оптимальную двигательную активность и оздоровление
дошкольников в малокомплектном детском саду;
III этап: изучение эффективности проделанной работы.
В программе представлены основные направления:
- осознанное сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
- формирование интереса к физическим упражнениям, удовлетворение потребности детей в движении;
- приобщение детей к истокам Поморской культуры в процессе ознакомления с народными играми и традициями Севера.
Особую значимость программы составляет ориентировка на условия Крайнего Севера и специфику малокомплектного ДОУ.
1 условие – это создание в ДОУ предметно-развивающей среды, направленной на физическое развитие и оздоровление дошкольников. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить на повышение двигательной активности
В условиях малокомплектного детского сада, когда музыкальный зал совмещён с физкультурным, мы максимально используем групповые комнаты и участки. Для этого нами разработано несколько вариантов цветовой разметки пола и стен, что способствует формированию пространственных ориентировок, а также овладению игровой деятельностью со спортивным инвентарем. В течение дня дети имеют возможность самостоятельно заниматься с многообразным по функциям ярким и образным нестандартным оборудованием для метания, формирования координации движений, профилактики нарушения осанки и развития разных групп мышц.
Обустройство физкультурных уголков групп удовлетворяет потребности дошкольников в разнообразной двигательной активности. Спортивно-игровая предметная среда содействует решению специфических задач целенаправленного развития моторики.
Насыщенная многофункциональными и легко-трансформируемыми элементами, среда обеспечивает положительное эмоциональное состояние, способствует решению задач всестороннего развития и формирования личности дошкольников.
Второе условие — это реализация комплекса физкультуротерапии, в каждой возрастной группе, который направлен на оптимизацию двигательной активности детей в течение дня. Ядром программы Беломорские крепыши является модель двигательного режима – это рациональное сочетание разных видов и форм занятий по физической культуре, которые представляют целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, но каждое имеет свое оздоровительное значение.
Это *утренняя терапевтическая гимнастика, позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Комплексы утренних оздоровительных гимнастик составлены на основе игровых образов, с учетом сезонных изменений и регионального компонента.
(включает в себя: пальчиковую и дыхательную гимнастики. Проходит в форме старшие гр. — ритмической, преодоление полосы препятствий, на основе игр-эстафет, средние, младшие – на основе игр-имитаций, подвижных игр)
- ежедневный оздоровительный бег способствует тренировке всех функциональных систем организма, необходим для развития физической выносливости и формирования волевых качеств;
- проведение закаливающих мероприятий;
- организация прогулок Большое внимание мы уделяем организации ДА детей на прогулке. В циклограмме деятельности всех возрастных групп присутствуют такие формы как подвижные игры, двигательные игровые задания с учетом характера ДА детей, отработка ОВД, дозированный бег
Пешие прогулки в ближайшем окружении. Оздоровительные походы.
Релаксационная гимнастика проводится с целью воспитания и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психоэмоционального напряжения.
Формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков осуществляется на занятиях физкультурой. Два занятия проводятся в физкультурном зале, третье занятие в каждой возрастной группе проводится на воздухе. В перспективный план по физ. воспитанию, включены 5 основных типов занятий: контрольно-проверочные, тренировочного типа, тематические, сюжетно-игровые, игровые, с использованием тренажеров. МПК за проведением физ. занятий показал высокий уровень ДА детей на занятиях (2000, 2100 локомоций, при норме 1800-2400)
Взаимодействие с социумом с начальной школой по вопросам оптимизации ДА может осуществляется по линиям:
содержательно-образовательная линия (совместные педсоветы, круглые столы, выставки нестандартного оборудования);
деятельностная линия (совместные мероприятия с младшими школьниками по формированию культуры поведения, оздоровлению и развитию физических качеств).
Взаимодействие с ДЮСШ осуществляется через занятия в секции по спортивно-оздоровительной гимнастике, которые направлены на формирование правильной осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса, самовыражение в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения потребности в двигательной активности.
Кроме этого в образовательный процесс мы ввели такую форму работы как минутки здоровья на основе подвижных игр Поморья. Подвижные игры и физические упражнения побуждают использовать двигательный опыт, умения, навыки в различных условиях.
Минутки здоровья – это отрезок времени, когда ребенок находится на более высоком уровне двигательной активности. Данная форма ДА организуется воспитателем в соответствии с планом один раз в неделю в вечерние часы.
Реализация здоровьеформирующих технологий, одно из условий, стимулирующих развитие физических качеств дошкольников.
На базе ДОУ работают кружки. Дополнительные услуги предоставляются бесплатно и включены в режим дня ДОУ:
- занятия в кружке «Здоровейка». Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения
- секция «Школа мяча» организована с целью обучения детей играм элементами спорта;
- в ДОУ функционирует секция «Веселая лыжня» — по обучению детей ходьбе на лыжах
Комплексный подход к организации ДА дошкольников, способствует формированию у детей интереса к физ. упражнениям и удовлетворению потребности в движении
3 важным условием для нас является взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, причем взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. В работе с семьей мы используем традиционные, нетрадиционные и интерактивные формы работы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо соблюдать данные условия и систему в работе.
Ежеквартально, анализируя работу, проводимую по оздоровлению дошкольников, мы пришли к выводу, что все подходы обоснованы. Но по нашим данным, наиболее эффективным является применение комплекса мер, включающих как закаливающие, так и длительные двигательные нагрузки (в основном циклические), приводящие к устойчивому поддержанию аэробного обмена веществ. Работа над программой продолжается, и мы надеемся, что она отразит самые эффективные пути повышения двигательной активности в условиях малокомплектного детского сада.
|