Ольшунова Ирина Альбертовна. Опыт работы ДОУ по созданию условий для развития двигательной активности и формах ее реализации

Опыт работы ДОУ по созданию условий для развития двигательной активности и формах ее реализации

В течение десяти лет в ДОУ реализуется авторская программа «Беломорские крепыши» — программа оптимизации двигательной активности дошкольников в условиях малокомплектного детского сада. Это результат многолетней плодотворной работы творческой группы практических работников МДОУ «Детский сад № 15 «Черемушка» общеразвивающего вида» г.Северодвинска Архангельской области под руководством научного руководителя кандидата педагогических наук кафедры педагогики СФПГУ им. М.В. Ломоносова Сокольниковой М.Н.

Программа создавалась педагогическим коллективом как программа, реализующая потребность детей в двигательной активности и обеспечивающая систему оздоровительной работы с детьми. В основу программы легли теоретические основы физического воспитания дошкольников, деятельностный подход в развитии ребенка, практический опыт работы дошкольных учреждений г. Северодвинска.

Скачать конспект

Содержание программы построено на принципах:

  • оздоровительной направленности;
  • индивидуализации и доступности;
  • естественного стимулирования двигательной активности детей;
  • этнокультурной соотнесенности;
  • единства с семьей.

Программа «Беломорские крепыши» предполагает обеспечение двигательного режима и оздоровление дошкольников с учетом состояния здоровья, уровня двигательной активности и физической подготовленности детей, а также сезонных изменений в природе. Неблагоприятные климатические условия, характерные для Севера, недостаточность солнечной энергии, резкие перепады температуры и атмосферного давления, влажность, сильные ветры, неблагополучная обстановка города, создают для жизни дискомфортные условия. Эти особенности требуют серьезного подхода к проблеме оздоровления маленьких поморов и оптимизации двигательной активности, особенно в условиях малокомплектного детского сада.

Цель программы:

создание благоприятных условий для повышения двигательной активности оздоровления детей 3-7 лет в условиях малокомплектного детского сада.

Базой для осуществления программы является решение следующих задач:

  • укрепление физического здоровья детей, полноценное физическое развитие;
  • воспитание у дошкольников ценностей здорового образа жизни;
  • формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей;
  • приобщение к истокам Поморской культуры, воспитание нравственно волевых качеств.

Этапы работы:

I этап: анализ содержания двигательной активности и

организация оздоровительной работы в МДОУ;

II этап: разработка педагогических условий, обеспечивающих

оптимальную двигательную активность и оздоровление

дошкольников в малокомплектном детском саду;

III этап: изучение эффективности проделанной работы.

В программе представлены основные направления:

  • осознанное сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
  • формирование интереса к физическим упражнениям, удовлетворение потребности детей в движении;
  • приобщение детей к истокам Поморской культуры в процессе ознакомления с народными играми и традициями Севера.

Особую значимость программы составляет ориентировка на условия Крайнего Севера и специфику малокомплектного ДОУ.

1 условие – это создание в ДОУ предметно-развивающей среды, направленной на физическое развитие и оздоровление дошкольников. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить на повышение двигательной активности

В условиях малокомплектного детского сада, когда музыкальный зал совмещён с физкультурным, мы максимально используем групповые комнаты и участки. Для этого нами разработано несколько вариантов цветовой разметки пола и стен, что способствует формированию пространственных ориентировок, а также овладению игровой деятельностью со спортивным инвентарем. В течение дня дети имеют возможность самостоятельно заниматься с многообразным по функциям ярким и образным нестандартным оборудованием для метания, формирования координации движений, профилактики нарушения осанки и развития разных групп мышц.

Обустройство физкультурных уголков групп удовлетворяет потребности дошкольников в разнообразной двигательной активности. Спортивно-игровая предметная среда содействует решению специфических задач целенаправленного развития моторики.

Насыщенная многофункциональными и легко-трансформируемыми элементами, среда обеспечивает положительное эмоциональное состояние, способствует решению задач всестороннего развития и формирования личности дошкольников.

Второе условие — это реализация комплекса физкультуротерапии, в каждой возрастной группе, который направлен на оптимизацию двигательной активности детей в течение дня. Ядром программы Беломорские крепыши является модель двигательного режима – это рациональное сочетание разных видов и форм занятий по физической культуре, которые представляют целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, но каждое имеет свое оздоровительное значение.

Это *утренняя терапевтическая гимнастика, позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Комплексы утренних оздоровительных гимнастик составлены на основе игровых образов, с учетом сезонных изменений и регионального компонента.

(включает в себя: пальчиковую и дыхательную гимнастики. Проходит в форме старшие гр. — ритмической, преодоление полосы препятствий, на основе игр-эстафет, средние, младшие – на основе игр-имитаций, подвижных игр)

  • ежедневный оздоровительный бег способствует тренировке всех функциональных систем организма, необходим для развития физической выносливости и формирования волевых качеств;
  • проведение закаливающих мероприятий;
  • организация прогулок Большое внимание мы уделяем организации ДА детей на прогулке. В циклограмме деятельности всех возрастных групп присутствуют такие формы как подвижные игры, двигательные игровые задания с учетом характера ДА детей, отработка ОВД, дозированный бег

Пешие прогулки в ближайшем окружении. Оздоровительные походы.

Релаксационная гимнастика проводится с целью воспитания и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психоэмоционального напряжения.

Формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков осуществляется на занятиях физкультурой. Два занятия проводятся в физкультурном зале, третье занятие в каждой возрастной группе проводится на воздухе. В перспективный план по физ. воспитанию, включены 5 основных типов занятий: контрольно-проверочные, тренировочного типа, тематические, сюжетно-игровые, игровые, с использованием тренажеров. МПК за проведением физ. занятий показал высокий уровень ДА детей на занятиях (2000, 2100 локомоций, при норме 1800-2400)

Взаимодействие с социумом с начальной школой по вопросам оптимизации ДА может осуществляется по линиям:

содержательно-образовательная линия (совместные педсоветы, круглые столы, выставки нестандартного оборудования);

деятельностная линия (совместные мероприятия с младшими школьниками по формированию культуры поведения, оздоровлению и развитию физических качеств).

Взаимодействие с ДЮСШ осуществляется через занятия в секции по спортивно-оздоровительной гимнастике, которые направлены на формирование правильной осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса, самовыражение в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения потребности в двигательной активности.

Кроме этого в образовательный процесс мы ввели такую форму работы как минутки здоровья на основе подвижных игр Поморья. Подвижные игры и физические упражнения побуждают использовать двигательный опыт, умения, навыки в различных условиях.

Минутки здоровья – это отрезок времени, когда ребенок находится на более высоком уровне двигательной активности. Данная форма ДА организуется воспитателем в соответствии с планом один раз в неделю в вечерние часы.

Реализация здоровьеформирующих технологий, одно из условий, стимулирующих развитие физических качеств дошкольников.

На базе ДОУ работают кружки. Дополнительные услуги предоставляются бесплатно и включены в режим дня ДОУ:

- занятия в кружке «Здоровейка». Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения

- секция «Школа мяча» организована с целью обучения детей играм элементами спорта;

- в ДОУ функционирует секция «Веселая лыжня» — по обучению детей ходьбе на лыжах

Комплексный подход к организации ДА дошкольников, способствует формированию у детей интереса к физ. упражнениям и удовлетворению потребности в движении

3 важным условием для нас является взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, причем взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. В работе с семьей мы используем традиционные, нетрадиционные и интерактивные формы работы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо соблюдать данные условия и систему в работе.

Ежеквартально, анализируя работу, проводимую по оздоровлению дошкольников, мы пришли к выводу, что все подходы обоснованы. Но по нашим данным, наиболее эффективным является применение комплекса мер, включающих как закаливающие, так и длительные двигательные нагрузки (в основном циклические), приводящие к устойчивому поддержанию аэробного обмена веществ. Работа над программой продолжается, и мы надеемся, что она отразит самые эффективные пути повышения двигательной активности в условиях малокомплектного детского сада.

Просмотров: 753
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Сергеева Татьяна Евгеньевна. Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Шеина Людмила Ивановна. Организация системы работы в ДОУ по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности
  • Трудкова Галина Леонидовна. Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ДОУ и семьи
  • Старкова Светлана Анатольевна. «Формирование двигательной активности дошкольников, через сюжетные физкультурные занятия»
  • Абасова Аида Нажмутдиновна. Создание условий для двигательной активности детей раннего возраста
  • Саитова Алия Фаритовна. Использование многофункционального нестандартного оборудования в процессе организации самостоятельной двигательной активности дошкольников
  • Гасанова Мая Фируддин-Кызы. Организация двигательной активности дошкольников в детском саду
  • Лаптева Наталья Владимировна. Формирование двигательной активности дошкольников через использование элементов спортивного ориентирования
  • Хокало Марина Ивановна. Активизация интереса родителей по развитию двигательной активности совместно с детьми и потребности в физическом совершенствовании
  • Мария Борисова. Занятия по логоритмике, как средство повышения музыкальной, двигательной и речевой активности у детей
  • Крайняя Оксана Фирдаусовна. Формирование двигательной активности детей посредством игр и упражнений с мячом
  • Люлечева Ирина Эдуардовна. Конспект занятия тренировочного типа на тренажерах для детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем двигательной активности.
  • Пилипенко Олеся. Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога
  • Дмитриева Екатерина Владимировна. Развитие двигательной активности через здоровьесберегающие технологии детей раннего возраста
  • Зухович Эльвира Степановна. Методическая разработка «Роль снежных построек в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»
  • Осьминина Евгения Юрьевна. Презентация «Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на прогулке»
  • Одуева Елена Александровна. Физкультурное развлечение с родителями как средство реализации двигательной активности детей дошкольного возраста.
  • Киселева Юлия Владимировна. Конспект игротренинга по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Бушукина Н.В. Варжина Н.В.. «Использование фольклора в двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»
  • Быковская Римма Юрьевна. Презентация 'Предметно — развивающая среда ДОУ для реализации двигательной активности'
  • Косарева Оксана Владимировна. Обобщения опыта по теме:'Нестандартные методы двигательной активности детей'
  • Конева Людмила Анатольевна. Презентация 'Влияние двигательной активности на здоровье детей младшего школьного возраста'
  • Булайтене Наталья Павловна. Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня.
  • Недбайло Елена Евгеньевна. Конспект занятия по двигательной активности с использованием логоритмики «В гостях у зайки»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Развитие интеллекта дошкольника через развитие его двигательной активности.
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Золотухина Наталия Михайловна. Конспект НОД по теме «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня».
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Мотлахова Виктория Николаевна Антипова Светлана Степановна. Конспект НОД по двигательной активности в младшей группе «В гости к зайчику»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь