Атлашова Вероника Александровна. Технология формирования самостоятельности и творчества в процессе подвижных игр детей старшего дошкольного возраста.

Технология формирования самостоятельности и творчества в процессе подвижных игр детей старшего дошкольного возраста.

На успех формирования целевых ориентиров дошкольного образования большое влияние оказывает степень сформированности самостоятельности, инициативности, творчества у детей дошкольного возраста.

В связи с этим, поиск эффективных путей формирования самостоятельности и творческой инициативы у дошкольников является весьма важным. Одним из наиболее доступных и результативных средств формирования данных стержневых качеств личности в двигательной деятельности дошкольников является подвижная игра.

Подвижная игра –один из видов игровой детской деятельности и форма организации двигательной деятельности дошкольников. Она активно используется детьми в совместной и самостоятельной деятельности, любима ими и оказывает огромное влияние на решение целого ряда задач образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

 

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

Данная тема в наше время актуальна, ведутся различные работы по развитию творческого воображения у дошкольников. Одним из наилучших средств является подвижная игра, т.к. дети придумывают к ней варианты игры, новые правила, что дает свои плюсы для развития воображения.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

  1. Развивать двигательную активность детей в ходе подвижных игр.
  2. Развивать творческую инициативу дошкольников в ходе составления подвижных игр через изменение (дополнение) содержания, правил игры, внесение новых атрибутов оборудования и т.д.
  3. Развивать физические и личностные качества.
  4. Развивать самостоятельность в применении двигательных навыков.

Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.

Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.

Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. У них великолепно развито воображение, они могут «летать» как воробушки, «порхать» как бабочки и т.д. Являясь средством естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает ребенку возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой – развивает его способности и творческую деятельность.

К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается двигательный опыт, происходит перестройка движений и действий. На первый план выдвигается самостоятельная ориентировка ребёнка в игровой ситуации, которая позволяет ему проявить инициативу и творчество. Хорошее овладение речью даёт ему возможность передачи замысла игры. Дети придумывают не только варианты игр, правила к ним, но и с удовольствием сочиняют считалки, сплетают в игровой текст, стихи собственного сочинения.

Для варьирования игры, можно применить следующие способы:

  • увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
  • усложнить движения;
  • изменить размещение играющих;
  • сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный)
  • провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее);
  • усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т. п.).

Алгоритм комбинирования игр поможет в составлении новой игры из ранее знакомых:

  • выбор двух карточек-схем с изображением символов игры, из которых можно скомбинировать одну игру. Один ребёнок выбирает из множества карточек две (например, «Два мороза» и «Море волнуется)
  • беседа по содержанию этих игр (вспоминают название, роли, правила в игре)
  • предложение воспитателя: «А если из двух этих игр придумать одну новую? Какой она может быть?»
  • высказывания детьми вариантов комбинирования придумывание названия и правил получившейся новой игры (например, новое название игры «Заколдованное царство снежных фигур»)
  • выбор детьми совместно с воспитателем наиболее удачного варианта
  • выбор ролей
  • проведение игры
  • рефлексия (Что понравилось? Что было трудно? Что можно поменять в игре?).

Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.

Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач.

Уверена, что дети старшего дошкольного возраста начнут играть чаще в подвижные, чем в компьютерные игры, а формирование самостоятельности и творчества в решении двигательных задач, поставленных в подвижных играх, обеспечит творческий подход к любой деятельности, необходимый на современном этапе обучения в школе.

Список литературы:

  • Абранян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абранян. – М.: 2000. – 176 с.
  • Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников. /Э. Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 12. – с.23–25.
  • Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. С. О. Филипповой. – М., 2007. – 224 с.
  • Шмонина В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание. –1991. – № 8. – с.23–27.
Просмотров: 707
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Храмова Светлана Викторовна. «Подвижные игры для формирования экономических представлений старшего дошкольного возраста».
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Новикова Виктория Сергеевна. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
  • Михальчук Марина Николаевна. Из опыта работы: «Подвижные игры как средство формирования скоростных и координационных качеств дошкольника»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Мухаметшина Тензиле Рамиловна. Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна. Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры
  • Митрохина Алиса Сергеевна. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Александрова Надежда Павловна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
  • Постникова Алена Сергеевна. Физкультурные разминки и подвижные игры для детей дошкольного возраста
  • Сердюкова Яна Александровна. ПОДВИЖНАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста
  • Постникова Алена Сергеевна. Авторские физкультурные разминки и подвижные игры для детей дошкольного возраста.
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Яковлева Наталия Викторовна. Развитие познавательного интереса у детей старшего возраста в процессе игры
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Родоченко Наталья Григорьевна. Статья на тему: «Народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста»
  • Апаринова Елена Фёдоровна. Методическая разработка Тема: «Социально – коммуникативное развитие дошкольников через театрализованные игры»
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Занина Любовь Викторовна. «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Полстяная Марина Алексеевна. Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь