На успех формирования целевых ориентиров дошкольного образования большое влияние оказывает степень сформированности самостоятельности, инициативности, творчества у детей дошкольного возраста.
В связи с этим, поиск эффективных путей формирования самостоятельности и творческой инициативы у дошкольников является весьма важным. Одним из наиболее доступных и результативных средств формирования данных стержневых качеств личности в двигательной деятельности дошкольников является подвижная игра.
Подвижная игра –один из видов игровой детской деятельности и форма организации двигательной деятельности дошкольников. Она активно используется детьми в совместной и самостоятельной деятельности, любима ими и оказывает огромное влияние на решение целого ряда задач образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
Данная тема в наше время актуальна, ведутся различные работы по развитию творческого воображения у дошкольников. Одним из наилучших средств является подвижная игра, т.к. дети придумывают к ней варианты игры, новые правила, что дает свои плюсы для развития воображения.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
- Развивать двигательную активность детей в ходе подвижных игр.
- Развивать творческую инициативу дошкольников в ходе составления подвижных игр через изменение (дополнение) содержания, правил игры, внесение новых атрибутов оборудования и т.д.
- Развивать физические и личностные качества.
- Развивать самостоятельность в применении двигательных навыков.
Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.
Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.
Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. У них великолепно развито воображение, они могут «летать» как воробушки, «порхать» как бабочки и т.д. Являясь средством естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает ребенку возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой – развивает его способности и творческую деятельность.
К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается двигательный опыт, происходит перестройка движений и действий. На первый план выдвигается самостоятельная ориентировка ребёнка в игровой ситуации, которая позволяет ему проявить инициативу и творчество. Хорошее овладение речью даёт ему возможность передачи замысла игры. Дети придумывают не только варианты игр, правила к ним, но и с удовольствием сочиняют считалки, сплетают в игровой текст, стихи собственного сочинения.
Для варьирования игры, можно применить следующие способы:
- увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
- усложнить движения;
- изменить размещение играющих;
- сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный)
- провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее);
- усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т. п.).
Алгоритм комбинирования игр поможет в составлении новой игры из ранее знакомых:
- выбор двух карточек-схем с изображением символов игры, из которых можно скомбинировать одну игру. Один ребёнок выбирает из множества карточек две (например, «Два мороза» и «Море волнуется)
- беседа по содержанию этих игр (вспоминают название, роли, правила в игре)
- предложение воспитателя: «А если из двух этих игр придумать одну новую? Какой она может быть?»
- высказывания детьми вариантов комбинирования придумывание названия и правил получившейся новой игры (например, новое название игры «Заколдованное царство снежных фигур»)
- выбор детьми совместно с воспитателем наиболее удачного варианта
- выбор ролей
- проведение игры
- рефлексия (Что понравилось? Что было трудно? Что можно поменять в игре?).
Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.
Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач.
Уверена, что дети старшего дошкольного возраста начнут играть чаще в подвижные, чем в компьютерные игры, а формирование самостоятельности и творчества в решении двигательных задач, поставленных в подвижных играх, обеспечит творческий подход к любой деятельности, необходимый на современном этапе обучения в школе.
Список литературы:
- Абранян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абранян. – М.: 2000. – 176 с.
- Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников. /Э. Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 12. – с.23–25.
- Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. С. О. Филипповой. – М., 2007. – 224 с.
- Шмонина В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание. –1991. – № 8. – с.23–27.
|