Введение
Самостоятельность рассматривают как интегративное качество личности, свойственное человеку, когда он выступает как субъект деятельности. Она объединяет интеллектуальные, волевые и эмоциональные проявления личности; их интеграция выражается во внутренней мобилизации сил и ресурсов для осуществления избранной программы действий. Самостоятельность связана с актуальным субъектным опытом и взаимодействием компонентов этого опыта. Она всегда предполагает выбор, определенную долю ответственности и действия без помощи. Психологи связывают самостоятельность с такими понятиями как произвольность, воля, мотив.
Скачать конспект
Являясь субъектом детских видов деятельности, дошкольник может проявлять самостоятельность. Но детская самостоятельность имеет свое своеобразие. Компоненты самостоятельности у детей находятся в стадии развития, причем их развитие может происходить неравномерно. Например, при устойчивом интересе и хорошем овладении основными способами действий, дети, для оценки полученного результата, обращаются к взрослому; недостаточная произвольность и регуляция поведения может помешать получению необходимого результата. Развиваясь от репродуктивной до творческой детская самостоятельность может ярко проявляться только в одном-двух видах деятельности или быть свойственна поведению ребенка в целом. Проявление самостоятельности у детей дошкольного возраста можно увидеть через различные показатели, характеризующие его деятельность. Надо сказать, что по мере накопления знаний о специфике проявлений детской самостоятельности эти показатели могут расширяться.
Условием развития самостоятельности является, в первую очередь, особое взаимодействие взрослого и ребенка, выражающееся как субъект-субъектное отношение, свойственное для личностного подхода. Во вторых, меняются приемы руководства — от прямых указаний к косвенным. В-третьих, педагог создает условия для проявления инициативы и творчества детей, помогает ребенку определить свои интересы, развивает произвольность поведения, целенаправленность.
Являясь универсальной формой деятельности, в которой происходят основные прогрессивные изменения в психике ребенка, игровая деятельность может выступать средством развития самостоятельности. Разные виды игр способствуют развитию таких умений, как целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование и пр. Игры интегративного вида помогают детям овладеть навыками, свойственными для трудовой, художественно-творческой, познавательной деятельности. Специальные игры и игровые упражнения, в процессе которых ребенок учится подражанию, эмоциональной поддержке, проявлению заинтересованности; которые дают возможность переноса, репрезентации, исследования собственных возможностей; развивают творчество помогают ребенку сформировать актуальный субъектный опыт, который будет обеспечиваться опытом познания мира, своих возможностей и управления своими усилиями.
Диагностика показала, что некоторые дети, поведение которых можно характеризовать как несамостоятельное, испытывают трудности, в овладении рядя умений, характеризующих самостоятельное поведение, в силу специфики развития качеств, входящих в структуру самостоятельности, как интегративного качества личности. С другой стороны некоторые дети не склонны к проявлению самостоятельности из-за особенностей развития мотивационно-волевой и произвольной сфер личности. Развитие детской самостоятельности осложняется за счет позиции, которую занимают педагоги и родители – от вседозволенности до тотального контроля за поступками детей, к тому же в силу не знания особенностей и специфики развития детской психики взрослые или занижают, или завышают требования к ребенку, что так же затрудняет становлению самостоятельности.
Для создания условий развития самостоятельности, как субъектного качества, необходимо разработать проект организации игровой деятельности, в процессе которой были созданы условия для развития самостоятельности как субъектного качества старших дошкольников.
Проект «Организация игровой деятельности, как средства развития самостоятельности детей 5-6 лет»
1 этап. Цель — планирование и организация игровой деятельности детей, направленную на развитие компонентов самостоятельности.
Индивидуальные папки. Цель — развитие компонентов самостоятельности детей через выполнение детьми игр и упражнений, предложенных в папках, самостоятельно и совместно с родителями.
Задания для детей:
- задания для взывания интереса к разным видам деятельности
- задания для развития умения планировать деятельность.
- задания для развития воображения
Задания для родителей:
Поговорить, обсудить с ребенком какую-либо проблему; помочь ребенку ответить на предложенные вопросы.
Рекомендации к выполнению задания, выполнение которых, способствует развитию самостоятельности детей.
Преобразование развивающей среды группы: Создание зоны для игр-экспериментов. Обогащение игровыми атрибутами для сюжетно-ролевой и режиссерской игры.
Подбор игр и игровых ситуаций, направленных на развитие качеств, влияющих на проявление самостоятельности в деятельности, создание картотеки.
Заключение.
Поиск эффективных форм и методов работы с детьми, в рамках гуманитарного подхода, направленного на раскрытие и развитие уникального, индивидуального в каждом ребенке, является актуальной задачи современной педагогической науки. Принятие идеи о том, что ребенок является субъектном детских видов деятельности, требует от исследователей внимательного изучения условий, на основе которых выстраивается педагогический процесс, обеспечивающий современному ребенку освоение позиции субъекта, позволяющие ему максимально раскрыть и проявить свои способности, свою индивидуальность, и в итоге способствующий обеспечению готовности ребенка отвечать новым жизненным требованиям.
Самостоятельность, есть интегративное качество личности и специфика включения игровой деятельности в педагогический процесс, где данная деятельность выступает, как эффективное средство развития самостоятельности старших дошкольников. Наша работа заключалась в организации игровой деятельности, в процессе которой будут созданы условия для развития самостоятельности как субъектного качества старших дошкольников.
Изученная литература показала, что понимание современными исследователями понятия самостоятельность, связывают с рассмотрением таких понятий, как активность и автономность. Где активность выступает, как общая характеристика деятельности человека, а самостоятельность и автономность – как ее индивидуальные характеристики. Самостоятельность может рассматриваться в зависимости от науки, как способность и особенность субъектной регуляции (психология), и тогда она выражается в пластичности регуляторных процессов, доминировании, умении произвольно управлять своим поведением, и как интегративное качество личности (педагогика) и раскрывается через умения поставить цель, планировать свою деятельность, действовать автономно, получать результат, соответствующий цели. В связи с этим стоит актуальная задача для выделения общих и специфических критериев и показателей самостоятельности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности, которая требует дальнейшего изучения. А также определения качеств, которые интегрируясь, обеспечивают ребенку достаточный уровень самостоятельности, для успешного осуществления деятельности.
Различные способы и условия развития самостоятельности, обусловлены тем, какую цель ставят перед собой исследователи. Так самостоятельность может изучаться как самостоятельное качество в рамках овладения ребенком какой-либо деятельностью, а может выступать критерием для оценки степени овладения ребенком каких-либо навыков умений. Так же самостоятельность может рассматриваться как общий стиль поведения, как характеристика субъектности ребенка.
Условием для развития самостоятельности выступает, в первую очередь, особый способ взаимодействия взрослого и ребенка, который характеризуется субъект-субъектными взаимоотношениями. Так же педагог создает условия для проявления инициативы и творчества детей, помогает детям определить свои интересы, развивает произвольность поведения, целенаправленность. Развитие самостоятельности предполагает не только правильное выполнение инструкций взрослого (репродуктивная самостоятельность), но и проявление инициативы и творчества, а так же принятие на себя ответственности за результаты своих действий.
Выбор игровой деятельности, как эффективного средства развития самостоятельности обусловлен тем, что игра учит выдержке, в ней дети могут почувствовать, что способность к самоконтролю играет решающую роль в их социальной успешности. В игре дети сами могут решать насколько они готовы к риску, выбирать, каким образом будут выполнять задание, учиться делать что-то вместе и принимать на себя ответственность, проявлять инициативу. Так же игра предоставляет возможность на основе детского опыта делать прогнозы и оценивать последствия, различать, какие способы поведения целесообразны, а какие неуместны. В играх мы учим ребенка, как можно выбрать мотивацию для разных видов собственной деятельности, и при столкновении в жизни с похожей ситуацией ребенок может вообразить себе данную ситуацию как игровую, перенеся в нее мотив, позволяющий выполнить определенные действия, получить результат.
Таким образом, создание всех необходимых условий и включение проекта в педагогический процесс группы позволяет использовать игровую деятельность, как эффективное средство развития самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.
|