Александрова Надежда Павловна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Введение

Самостоятельность рассматривают как интегративное качество личности, свойственное человеку, когда он выступает как субъект деятельности. Она объединяет интеллектуальные, волевые и эмоциональные проявления личности; их интеграция выражается во внутренней мобилизации сил и ресурсов для осуществления избранной программы действий. Самостоятельность связана с актуальным субъектным опытом и взаимодействием компонентов этого опыта. Она всегда предполагает выбор, определенную долю ответственности и действия без помощи. Психологи связывают самостоятельность с такими понятиями как произвольность, воля, мотив.

 

Скачать конспект

Являясь субъектом детских видов деятельности, дошкольник может проявлять самостоятельность. Но детская самостоятельность имеет свое своеобразие. Компоненты самостоятельности у детей находятся в стадии развития, причем их развитие может происходить неравномерно. Например, при устойчивом интересе и хорошем овладении основными способами действий, дети, для оценки полученного результата, обращаются к взрослому; недостаточная произвольность и регуляция поведения может помешать получению необходимого результата. Развиваясь от репродуктивной до творческой детская самостоятельность может ярко проявляться только в одном-двух видах деятельности или быть свойственна поведению ребенка в целом. Проявление самостоятельности у детей дошкольного возраста можно увидеть через различные показатели, характеризующие его деятельность. Надо сказать, что по мере накопления знаний о специфике проявлений детской самостоятельности эти показатели могут расширяться.

Условием развития самостоятельности является, в первую очередь, особое взаимодействие взрослого и ребенка, выражающееся как субъект-субъектное отношение, свойственное для личностного подхода. Во вторых, меняются приемы руководства — от прямых указаний к косвенным. В-третьих, педагог создает условия для проявления инициативы и творчества детей, помогает ребенку определить свои интересы, развивает произвольность поведения, целенаправленность.

Являясь универсальной формой деятельности, в которой происходят основные прогрессивные изменения в психике ребенка, игровая деятельность может выступать средством развития самостоятельности. Разные виды игр способствуют развитию таких умений, как целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование и пр. Игры интегративного вида помогают детям овладеть навыками, свойственными для трудовой, художественно-творческой, познавательной деятельности. Специальные игры и игровые упражнения, в процессе которых ребенок учится подражанию, эмоциональной поддержке, проявлению заинтересованности; которые дают возможность переноса, репрезентации, исследования собственных возможностей; развивают творчество помогают ребенку сформировать актуальный субъектный опыт, который будет обеспечиваться опытом познания мира, своих возможностей и управления своими усилиями.

Диагностика показала, что некоторые дети, поведение которых можно характеризовать как несамостоятельное, испытывают трудности, в овладении рядя умений, характеризующих самостоятельное поведение, в силу специфики развития качеств, входящих в структуру самостоятельности, как интегративного качества личности. С другой стороны некоторые дети не склонны к проявлению самостоятельности из-за особенностей развития мотивационно-волевой и произвольной сфер личности. Развитие детской самостоятельности осложняется за счет позиции, которую занимают педагоги и родители – от вседозволенности до тотального контроля за поступками детей, к тому же в силу не знания особенностей и специфики развития детской психики взрослые или занижают, или завышают требования к ребенку, что так же затрудняет становлению самостоятельности.

Для создания условий развития самостоятельности, как субъектного качества, необходимо разработать проект организации игровой деятельности, в процессе которой были созданы условия для развития самостоятельности как субъектного качества старших дошкольников.

Проект «Организация игровой деятельности, как средства развития самостоятельности детей 5-6 лет»

1 этап. Цель — планирование и организация игровой деятельности детей, направленную на развитие компонентов самостоятельности.

Индивидуальные папки. Цель — развитие компонентов самостоятельности детей через выполнение детьми игр и упражнений, предложенных в папках, самостоятельно и совместно с родителями.

Задания для детей:

  • задания для взывания интереса к разным видам деятельности
  • задания для развития умения планировать деятельность.
  • задания для развития воображения

Задания для родителей:

Поговорить, обсудить с ребенком какую-либо проблему; помочь ребенку ответить на предложенные вопросы.

Рекомендации к выполнению задания, выполнение которых, способствует развитию самостоятельности детей.

Преобразование развивающей среды группы: Создание зоны для игр-экспериментов. Обогащение игровыми атрибутами для сюжетно-ролевой и режиссерской игры.

Подбор игр и игровых ситуаций, направленных на развитие качеств, влияющих на проявление самостоятельности в деятельности, создание картотеки.

Заключение.

Поиск эффективных форм и методов работы с детьми, в рамках гуманитарного подхода, направленного на раскрытие и развитие уникального, индивидуального в каждом ребенке, является актуальной задачи современной педагогической науки. Принятие идеи о том, что ребенок является субъектном детских видов деятельности, требует от исследователей внимательного изучения условий, на основе которых выстраивается педагогический процесс, обеспечивающий современному ребенку освоение позиции субъекта, позволяющие ему максимально раскрыть и проявить свои способности, свою индивидуальность, и в итоге способствующий обеспечению готовности ребенка отвечать новым жизненным требованиям.

Самостоятельность, есть интегративное качество личности и специфика включения игровой деятельности в педагогический процесс, где данная деятельность выступает, как эффективное средство развития самостоятельности старших дошкольников. Наша работа заключалась в организации игровой деятельности, в процессе которой будут созданы условия для развития самостоятельности как субъектного качества старших дошкольников.

Изученная литература показала, что понимание современными исследователями понятия самостоятельность, связывают с рассмотрением таких понятий, как активность и автономность. Где активность выступает, как общая характеристика деятельности человека, а самостоятельность и автономность – как ее индивидуальные характеристики. Самостоятельность может рассматриваться в зависимости от науки, как способность и особенность субъектной регуляции (психология), и тогда она выражается в пластичности регуляторных процессов, доминировании, умении произвольно управлять своим поведением, и как интегративное качество личности (педагогика) и раскрывается через умения поставить цель, планировать свою деятельность, действовать автономно, получать результат, соответствующий цели. В связи с этим стоит актуальная задача для выделения общих и специфических критериев и показателей самостоятельности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности, которая требует дальнейшего изучения. А также определения качеств, которые интегрируясь, обеспечивают ребенку достаточный уровень самостоятельности, для успешного осуществления деятельности.

Различные способы и условия развития самостоятельности, обусловлены тем, какую цель ставят перед собой исследователи. Так самостоятельность может изучаться как самостоятельное качество в рамках овладения ребенком какой-либо деятельностью, а может выступать критерием для оценки степени овладения ребенком каких-либо навыков умений. Так же самостоятельность может рассматриваться как общий стиль поведения, как характеристика субъектности ребенка.

Условием для развития самостоятельности выступает, в первую очередь, особый способ взаимодействия взрослого и ребенка, который характеризуется субъект-субъектными взаимоотношениями. Так же педагог создает условия для проявления инициативы и творчества детей, помогает детям определить свои интересы, развивает произвольность поведения, целенаправленность. Развитие самостоятельности предполагает не только правильное выполнение инструкций взрослого (репродуктивная самостоятельность), но и проявление инициативы и творчества, а так же принятие на себя ответственности за результаты своих действий.

Выбор игровой деятельности, как эффективного средства развития самостоятельности обусловлен тем, что игра учит выдержке, в ней дети могут почувствовать, что способность к самоконтролю играет решающую роль в их социальной успешности. В игре дети сами могут решать насколько они готовы к риску, выбирать, каким образом будут выполнять задание, учиться делать что-то вместе и принимать на себя ответственность, проявлять инициативу. Так же игра предоставляет возможность на основе детского опыта делать прогнозы и оценивать последствия, различать, какие способы поведения целесообразны, а какие неуместны. В играх мы учим ребенка, как можно выбрать мотивацию для разных видов собственной деятельности, и при столкновении в жизни с похожей ситуацией ребенок может вообразить себе данную ситуацию как игровую, перенеся в нее мотив, позволяющий выполнить определенные действия, получить результат.

Таким образом, создание всех необходимых условий и включение проекта в педагогический процесс группы позволяет использовать игровую деятельность, как эффективное средство развития самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.

Просмотров: 617
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Лычагина Ольга Николаевна. Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.
  • Кюриева Евгения Александровна. Как научить ребенка самостоятельности?
  • Шарафутдинова Гульчечек Анверовна. Развивающая предметно — пространственная среда первой младшей группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности
  • Серкова М.А. Высочина Е.В.. «Детский мастер-класс как одна из форм поддержки инициативы и самостоятельности»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
  • Жердева Ольга Владимировна. «Развитие инициативности и самостоятельности в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников посредством плоскостных игровых пазл-панелей» или «Территория игр»
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Евтешина Наталья Дмитриевна. Педагогическая практика на тему: «Творим играя…», поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности.
  • Атлашова Вероника Александровна. Технология формирования самостоятельности и творчества в процессе подвижных игр детей старшего дошкольного возраста.
  • Шканакина Наталья Евгеньевна. Консультация для родителей «Как воспитать самостоятельность у детей»
  • Булгакова Ирина Алексеевна. Сенсорное воспитание - фундамент развития самостоятельности
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Виталева Татьяна Петровна. Развитие самостоятельности дошкольника через трудовую деятельность
  • Старочкина Татьяна Павловна. Консультация для родителей по теме «Формирование самостоятельности у детей»
  • Капорская Евгения Леонидовна. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Серкова Екатерина Сергеевна. Педагогическая статья «Особенности инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • С. В. Климович Ю. Н. Филиппова. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС»
  • Зайцева Юлия Викторовна Захарова Елена Михайловна Маковецкая Мария Николаевна. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
  • Матвеева Анна Александровна. Формирование самостоятельности посредством поддержки детской инициативы
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Сердюкова Яна Александровна. ПОДВИЖНАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь