С. В. Климович Ю. Н. Филиппова. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС»

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС»

  • С. В. Климович
  • Ю. Н. Филиппова

МБДОУ «ДСКВ № 37» МО г. Братск

Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, эмоциональных и социальных компетенций в игре, современной деятельности со сверстниками.

В ФГОС Дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социального развития детей.

Мы хотим поделиться опытом внедрения педагогической технологии «Клубный час», которая является частью проекта Н. П. Гришаевой «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации».

 

«Клубный час – это методика развития саморегуляции, способствующая осуществлению свободного выбора осознанию своего поведения.

Нами было выбрано особое направление инновационной деятельности ДОУ кружковая работа по финансовой грамотности «Академия кота Матроскина", связанной с поддержкой детской инициативы, через использование в педагогической практике авторской технологии эффективной социализации дошкольников «Клубный час» Гришаевой Натальи Петровны.

Н. П. Гришаева, указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.

Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

В результате анализа литературы сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Невозможно реализовать педагогическую технологию без четкого определения цели, а именно: воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки. Учить детей ориентироваться в пространстве. Воспитывать дружеское отношение между детьми, уважительное отношение к окружающим. Учить планировать свои действия и оценивать их результаты. Учить детей решать спорные вопросы.

Успешное внедрение этой технологии является желание и участие всего педагогического коллектива, чтобы заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Для того чтобы клубный час прошел успешно и интересно, необходимо провести предварительную работу с педагогами, а так же предварительная работа с детьми:

  1. организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают тему «Клубного часа», что они будут делать во время этого мероприятия, и кто хотел бы на него пойти;
  2. объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, какие там секции работают, чем занимаются, и как туда добраться.
  3. устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.

После предварительной работы мы выбираем тип клубного часа. В педагогической технологии Н. П. Гришаевой выделено три типа «Клубного часа»:

«Свободный» — дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.

«Тематический» — включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Профессии», это конкурс рисунка на заданную тему, викторины «Разные профессии» и т. д.

«Деятельностный» — в основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.

Технология «Клубного часа» проста: 1 раз в неделю проходит кружковая работа клубного часа по финансовой грамотности «Академия Кота Матроскина». Клубный час проходит в рамках краткосрочных практик. Педагоги организуют площадки на территории детского сада: в группах, в холле, кабинетах специалистов: «Уроки домовенка Кузи»; «Банковское дело» – сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, знакомство с банком; «Юные предприниматели» – сюжетно-ролевые игры, кафе, ателье, мастерские.

Чтобы клубный час прошел интересным, и дети могли проявить инициативу и самостоятельность, создается развивающая предметно – пространственная среда группы данного помещения. А так же группа наполняется в соответствии с темой (дидактическими играми, лепбуками, атрибутами к сюжетно ролевым играм, материалами для мастер – классов и так далее).

Практики проводятся в разнообразных формах: сюжетно-ролевые игры, мастер – классы, викторины, квесты, исследовательская деятельность и так далее.

Для детей есть определенные правила, которые создаются и обговариваются совместно с детьми и принимаются безоговорочно. Правила располагаются рядом с экраном выбора.

За несоблюдение правил детям вклеивается в дневник три предупреждения, или он лишается трех фишек. Это означает, что на следующий клубный час ребенок остается в группе.

Ребенок, выходя из группы, заранее знает, чем и в каких местах можно будет заняться, в этом помогает ему экран выбора.

По сигналу колокольчика дети собираются на клубный час. Педагог, озвучивает, какие практики клубного часа открыты, какое количество участников может в них быть.

Дети получают дневники – практики, в которых отмечается их успешность выполнения практики и поведения, а так же собираются компаниями по выбранным практикам и отправляются на них все вместе.

По истечению часа все ребята возвращаются в свои группы и вместе с воспитателем на «Рефлексивном круге» обсуждают, какие клубы они сегодня посетили, что их удивило и заинтересовало, или чему новому они научились и куда они хотели бы пойти в следующий раз. Дети составляют план на следующий Клубный час.

Анализ посещения детьми клубов позволяет выявить устойчивость интересов к какому – то виду деятельности, оценить умение детей планировать свои действия и ориентировку в пространстве. Таким образом, мы убедились, что внедрение технологии «Клубный час» способствует формированию у дошкольников следующих личностных качеств: ответственность, инициативность, самостоятельность, коммуникабельность. У многих детей снижается уровень агрессивности и конфликтности. Дети переносят правила поведения клуба в повседневную жизнь. И как следствие, у детей формируется предпосылки к учебной деятельности и успешной социализации.

Творческой группой ДОУ на заседании был составлен план «Клубного часа» на учебный год.

Есть единая тема и практики, которые могут посещать дети.

Месяц

Совместная деятельность педагога и детей.

Сентябрь

Тема: «Доходы – расходы»

1.Доходы – расходы

2.Потребности человека в современном мире.

3.Семейный бюджет.

4.Сюжетно-ролевая игра «Играем вместе»

Октябрь

Тема: «Деньги»

1.Копейка. Монета. Деньги.

2.Банк.

3.Деньги и цена товара.

4.Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Ноябрь

Тема: «Труд - продукт»

1.Профессии. Орудия труда.

2.Товар и услуги.

3.Количество и качество труда.

4.Сюжетно-ролевая игра «Город мастеров»

Декабрь

Тема: «Экономик»

1.Экономия бюджета.

2.Экономия ресурсов.

3.Сбережение, накопление.

4.Сюжетно-ролевая игра

Январь

Тема: «Мир рекламы»

1.Реклама.

2.Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство»

3.Творческие мастерские «Сделай рекламу»

Февраль

Тема: «Ярмарка – мануфактуры»

1.Квест игра «Путешествие в страну Рублика»

2.Покупаем, продаем и обмениваемся.

3.Творческая мастерская «Дизайн клуб»

4.Ярмарка.

Март

Тема: «У меня есть план!»

1.Экономические сказки.

2.Учимся планировать.

3.Тратим разумно, сберегаем экономно.

4. Квест игра «Как проверить и посчитать деньги».

Апрель

Тема: «Азбука финансовой академии»

1.Экономические сказки.

2.Что такое богатство?

3.«Мы ребята деловые». Игра викторина.

4.Квест игра «Семейный бюджет семьи Синичкиных».

Литература

1. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. (Работаем по ФГОС дошкольного образования) – М.: Просвещение, 2015.-128с.  

2. Михайлова-Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов. – М.: издательство «Национальное образование», 2015.-80с.

3. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. ФГОС. /Автор ст. научный сотрудник ИС РАН Гришаева Наталья Петровна//Редактор Сухова Е.А.: Издательство Вентана-Граф. – 76с.

Просмотров: 513
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Рахмачева Вера Юрьевна, Соавтор: Каконашвили Любовь Юрьевна. Реализация педагогической технологии эффективной социализации «КЛУБНЫЙ ЧАС» (опыт работы по инновационной ООП «Тропинки») Паспорт мероприятия «Что такое Новый год?»
  • Заболотная Надежда Александровна Погодаева Алёна Викторовна. Реализация педагогической технологии «Клубный час» в условиях ФГОС ДО
  • Куляева И.Г. , Гулько В.В.. Педагогическая статья «Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников»
  • Щетинина Марина Васильевна. «Технология «Клубный час» как форма поддержки детской инициативы»
  • Вехова Наталья Олеговна. Клубный час + дети волонтеры «На поиски Колобка»
  • Корнева Антонина Павловна. «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
  • Чуркина Анна Иннокентьевна. Клубный час как эффективная технология коммуникации
  • Шрайнер Ирина Александровна, Межекова Лина Витальевна, Маслакова Ольга Сергеевна, Толмачева Мария Алексеевна, Удрис Оксана Владимировна, Анашкина Вера Юрьевна. «Клубный час» как средство социализации дошкольников
  • Лущикова Людмила Сергеевна. Технология: «Клубный час». Название мероприятия: «Играем в школу»
  • Елена Осоткина. Опыт работы Тема: «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»
  • Повелягина Т. В.. Клубный час «Осенняя история»
  • Просвирнина Алла Владимировна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО сюжетно-ролевая игра
  • Карелина Яна Александровна. Сюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста
  • Скрябикова Анастасия Андреевна. Тематический клубный час «В гости к Зимушке-Зиме»
  • Кручинова Инна Викторовна. Сюжетно-ролевая игра для детей 6-7 лет «БАНК»
  • Хазова Наталья Дмитриевна. Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
  • Надежда Шагина. «Сюжетно-ролевая игра как средство усвоения детьми младшего возраста социального опыта»
  • Киселёва Олеся Владимировна. Сюжетно – ролевая игра как средство присвоения социального опыта детьми 7– ого года жизни.
  • Колесникова Ирина Владимировна. Сюжетно – ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста: «Знакомство с театром»
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Светлана Гоцуляк. Презентация 'Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста'
  • Дивакова Лариса Геннадьевна. Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
  • Стоян Анжела Григорьевна. Конспект «Сюжетно ролевая игра «Все на ярмарку», для детей второй младшей группы, с 3 – 4 лет».
  • Черникова Юлия Владимировна. Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»
  • Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Морозова Карина Анатольевна. Сюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшей логопедической группы
  • Полосуева Олеся Николаевна. Статья «Нужна ли сюжетно ролевая игра в воспитании детей дошкольного возраста?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь