Статья «Нужна ли сюжетно ролевая игра в воспитании детей дошкольного возраста?»
Полосуева Олеся Николаевна воспитатель МАДОУ детский сад №1 2016 год, Комитет образования администрации Балаковского муниципального района. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 1» г. Балаково Саратовской области.
Нельзя подготовить ребёнка к будущему активному участию в жизни общества, не позаботившись в развитии его чувств, всестороннем развитии его интеллекта с ранних лет. И возможности игр в осуществлении этих задач безграничны. Игра вносит в жизни детей много нового, полезного и интересного. А во что играют дети, какими игрушками пользуются, что делают дети в игре давайте разберемся.
Игра — это отражение жизни о роли игры в жизни дошкольника, ее значении для формирования его личности хорошо известно всем, кто работает в детских садах. Мне хотелось бы затронуть такие проблемы, связанные с сюжетно-ролевыми играми, как их подготовка, индивидуальный подход к формированию детского игрового коллектива, использование игры для воспитания у детей коллективизма, уважения к труду, чувства справедливости и т. д.
Организация длительных сюжетно-ролевых игр требует от воспитателя значительных усилий по их тщательной и продуманной подготовке, но все они окупаются и заинтересованностью детей, и эффективностью их проведения. Все дети очень требовательны к тем предметам, в которые они будут играть, ищут в них сходство с действительностью. Во время игры дети могут заменять игрушки другими, более подходящими для замысла, и наделять их воображаемыми свойствами.
В процессе проведения игр рекомендуется использовать игрушки и предметы различных размеров, форм и конструкций. Это могут быть куклы, изображающие девочек и мальчиков. Они должны иметь собственные имена, должны быть по- разному одеты, а их одежда должна легко сниматься и одеваться. Для некоторых кукол необходимо иметь набор белья и посуды, чтобы приучать детей к элементарному труду. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития.
Так, к сюжетно-ролевой игре "Почта" я заранее изготавливаю все необходимые для ее организации атрибуты (конверты, бланки, открытки, сумку для почтальона, почтовый штамп), провожу экскурсию на почту, в ходе которой дети знакомятся с работой почтовых работников; составляю письма в детскую телевизионную передачу "Пригласительный билет", заболевшим воспитанникам, читаю "Почту" С. Маршака.
Готовясь к сюжетно-ролевой игре «Зоопарк» читаю детям произведения разных авторов, посвященные природе; рассказываю о животных, которых дети, живущие в средней полосе-России, могут увидеть только в зоопарке (верблюд, слон, обезьяны и т. д.), сопровождая рассказ показом иллюстраций; изготавливаю все необходимые атрибуты (силуэтные фигуры верблюда, медведя, слона, оленя и их детенышей, деревьев, растущих в тех природных зонах, где обитают эти животные; картонные вольеры для них, указатели, инвентарь для ухода за ними и т. д.).
Чтобы интерес к игре, которая длится долго, иногда по неделям, не угасал, необходимо вносить в нее все новые и новые дополнения, придумывать различные варианты их проведения. Например, в сюжетно-ролевой игре "Театр" целесообразно предлагать детям следующие варианты: открытие детского театра "Рябинка", где в роли артистов выступают сначала родители, потом дети; получение телеграммы, в которой сообщается, что настоящие артисты уехали на гастроли, но спектакль должен обязательно состояться; есть идея провести конкурс танцев и песен с участием родителей.
Очень важным считаю такой момент, как формирование детского игрового коллектива, распределение ролей в игре. Самое главное — индивидуальный подход, который предполагает знание особенностей каждого ребенка, понимание его склонностей и интересов. Это помогает детям, даже самым застенчивым и неорганизованным, раскрыться, проявить инициативу, удерживать интерес к игре на протяжении длительного времен. При таком подходе подчас выявляются самые неожиданные вещи.
Особое усилия требует подготовка сюжетно- ролевой игры «Семья», «Гости», «День рожденье». Провожу беседы о взаимоотношениях в семье, где работают родители, этические беседы: «ждем гостей» и «идем в гости». Разучиваем песенки. Составляем планы игры и т.д. Изготавливаем атрибуты: кукольную посуду, угощение, предметы- заместители: столы со скатертями, чайные приборы, вазы, пироги.
Для игры «Магазин» изготавливаем муляжи овощей, фруктов, хлебо-булочные изделия, торты, игрушки, книжки самоделки, кошельки.
При изготовлении атрибутов использую соленое тесто, пенопласт, опилки, пузырьки, коробочки, баночки, технику «папье-маше» и т. д.
По опыту знаю, какое большое значение имеет начало игры, момент ее возникновения. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, использую следующие правило:
- совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть;
- "сюрпризное" преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре "Космонавты", поиск по чертежу клада и т. д.);
- участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: "Добрый день! А я доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка");
- косвенное побуждение к игре ("Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Дима согласится стать водителем грузовика?.. ").
Важно также правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю также выявить собственные недочеты при ее подготовке
Как было сказано выше, очень много времени занимает подготовка всех необходимых для игр атрибутов, поэтому стараюсь привлекать к этой работе родителей, тем более что все, что делают родители, вызывает особый интерес и гордость детей.
Занимаясь организацией и проведением творческих сюжетно-ролевых игр, я пришла к выводу: эту работу необходимо продолжать, ибо ее результаты на лицо., Мои воспитанники полюбили игры, часто организуют их по собственной инициативе, самостоятельно распределяют роли, творчески развивают сюжет, становится более инициативными.
Литература:
- Дронова Т.Н. Радуга. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет. М.: Просвещение, 2005.
- Колунова Л.А., Копытина М.Г. Организация игровой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ростов/Дон: изд-во Рост. Обл. ИПК и ПРО, 1997.
- Практикум по детской психологии. / ред. Г.А. Урунтаевой. М.: Просвещение: Владос, 1995.
- Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Н.А. Бойченко, П.И. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова. Киев: Рад. Школа, 1982.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд-е. М.: Туманит, изд. Центр Владос, 1999.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Краснощекова. Изд. 4-е. – Ростов н/Д.:
- Феникс, 2008. -251 с. – (Школа развития).
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
|