Щербакова Надежда Дмитриевна. Статья «Организация игровой деятельности: сюжетно – ролевая игра в ДОО»

Статья «Организация игровой деятельности: сюжетно – ролевая игра в ДОО»

Аннотация. В статье рассматривается значение сюжетно – ролевой игры в процессе становления личности ребенка. Приводятся доводы в пользу основополагающей роли воспитателя в этом процессе.

Ключевые слова: ФГОС, сюжетно – ролевая игра, социализация.

Если нам когда – нибудь предложат представить ребенка, который бы не любил играть, эта задача окажется для нас непосильной. Ребенок и игра – вещи, неотделимые друг от друга. Игра для ребенка не только развлечение, но и один из ведущих способов познания окружающей действительности, важнейшее средство воспитания и обучения.

Разновидностей игр великое множество. В данной статье акцентируем внимание на сюжетно – ролевой, поскольку именно она занимает ведущее место в жизни детей старшего дошкольного возраста. [1, 58 — 60]

 

Сюжетно – ролевая игра представляет собой искусственное воссоздание условий, отображающих распространенные жизненные ситуации. Во время организации игровой деятельности детей основная задача воспитателя заключается в том, чтобы подойти к данному процессу творчески: включить в игру большое количество ролей, желательно из разных сфер социальной жизни, использовать идеи произведений художественной литературы, найти идеальное сочетание вымышленных и реальных героев. Вживаясь в ту или иную роль, ребенок полноправно может считать себя социально — значимым лицом, упражняется в выстраивании общения со своими сверстниками, учиться разрешать конфликты мирно.

Особенностью игр данной категории является и создание условий для обмена детей опытом друг с другом. Зачастую каждый отдельно взятый малыш владеет достаточно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре же дети стараются перенять друг у друга имеющиеся знания.

Ввиду этого развиваются не только интеллектуальные способности ребенка, но и его личность в целом, происходит активное стимулирование воображения, совершенствование всех видов памяти. Всецело погружаясь в игру, ребенок осознает смысл своего существования в обществе, значение общения в целом. Лишение ребенка возможности играть в сюжетно – ролевые игры может привести к недоразвитой социальной мотивации, влечет за собой несформированность основных социальных позиций. [2, 124 — 125]

Ведущую роль в организации сюжетно – ролевой игрой играет не кто иной как воспитатель. Именно он находится рядом с детьми большую часть времени суток. Чем старше дети, тем опосредованнее становится позиция педагога, однако в любой возрастной группе педагог – это прежде всего друг и партнер.

Педагог должен ненавязчиво способствовать развитию замысла игры, незаметно расширять ее содержание, уточнять игровые действия и роли, связанные с ними. Важно скорректировать направление игры таким образом, чтобы сохранить уже возникший творческий замысел воспитанников. В этом могут помочь такие средства, как чтение художественных произведений, организация наблюдений, ситуативный разговор. Сюжеты детских игр достаточно однообразны и роль педагога состоит как раз в том, чтобы расширить тематику игр, способствовать обогащению их содержания, оказании помощи в овладении ролевым поведением. [1, 58 — 60]

Огромное значение в организации сюжетно-ролевых игр имеет предметно – пространственная среда. От ее наполнения всецело зависит уровень проявления детской инициативы. Игровые центры необходимо своевременно обновлять и пополнять. Это позволит поддержать интерес детей к игре. Не стоит забывать и о том, что сюжеты игр необходимо периодически изменять. Это зависит от интереса детей к той или иной теме, сезона, лексической темы. В соответствии с ФГОС ДО наравне с традиционными тематическими центрами рекомендовано оборудовать и гендерные центры для мальчиков и девочек отдельно. В группе должны находится атрибуты для сюжетно – ролевых игр, соответствующих половой принадлежности воспитанников. [3, 53 — 56]

Период дошкольного детства – это возраст, когда происходит закладка фундамента моральных качеств, проходит становление эмоционально-волевой сферы, формируется опыт повседневного общения, активно развивается речь. И именно в этот отрезок времени необходима помощь грамотно организованной сюжетно – ролевой игры.

Список использованной литературы

  1. Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание. — № 4.- 2005. -с. 58-60
  2. Зябкина, И. Методика обучения игре// Дошкольное воспитание. — № 4.-2005. -с. 124-125
  3. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — № 4.-2002. -с. 53-56.
Просмотров: 355
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Осокина Екатерина Андреевна. Презентация 'Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры'
  • Авдеева Марина Юрьевна. Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»
  • Мочуга Ульяна Юрьевна. Значение сюжетно – ролевых игр и мультфильмов в жизни современных детей дошкольного возраста
  • Мутыгулина Гюзель Салимгареевна. Роль сюжетно-ролевой игры в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста.
  • Батталова Гульназ Вагизовна. Статья о важности сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста.
  • Хазова Наталья Дмитриевна. Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
  • Михачик Наталья Валентиновна. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника
  • Заславская Татьяна Юрьевна. «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры»
  • Жердева Ольга Владимировна. «Развитие инициативности и самостоятельности в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников посредством плоскостных игровых пазл-панелей» или «Территория игр»
  • Романова Ольга Евгеньевна. «Создание условий по организации современных сюжетно-ролевых игр»
  • Алилуева Юлия Вячеславовна. Математическое развлечение с элементами сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математическим островам»
  • Завьялова Елена Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные пожарные» для детей старшего дошкольного возраста
  • Борисова Наталья Дмитриевна. Гендерное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре
  • Суханова Тамара Олеговна, Тилина Людмила Юрьевна. «О важности сюжетно — ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста»
  • Карелина Альбина Анатольевна. План — конспект сюжетно — ролевой игры «Автосервис» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
  • Черникова Юлия Владимировна. Конспект сюжетно–ролевой игры «Почтовый вагон» для детей среднего дошкольного возраста
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Макарова Галина Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «ПРАВО РЕБЕНКА НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Кубышкина Татьяна Анатольевна. Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Упрямый лягушонок» по одноименному произведению С. Михалкова.
  • Синельникова Ольга Сергеевна. Педагогическая статья «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
  • Деркач Ирина Геннадьевна. Конспект организации и проведения В средней группе сюжетно-ролевой игры Тема: «Домик для лисички».
  • Елена Осоткина. Опыт работы Тема: «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»
  • Шарунова Вера Евгеньевна. Образовательный потенциал игровой деятельности детей в сюжетно-ролевой игре — «Школа».
  • Махотина Юлия Владимировна. Технологические карты сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
  • Пальцева Елена Владимировна. «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» «Проект сюжетно-ролевой игры «Потерялся в торговом центре» с детьми подготовительной к школе группе»
  • Татьяна Энс. Семинар – практикум с педагогами. Тема: Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста
  • Ирина Кирхиева. Организация сюжетно-ролевой игры в 1 младшей группе
  • Пичужкина Татьяна Ивановна. Игра-драматизация р.н. с. «Волк и семеро козлят» с элементами сюжетно-ролевой игры «Полиция».
  • Акутина Ольга Валентиновна. Конспект занятия, обучающего игровым действиям для сюжетно – ролевой игры «Железнодорожники» для детей старшего возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь