Булгакова Ирина Алексеевна. Сенсорное воспитание - фундамент развития самостоятельности

Сенсорное воспитание - фундамент развития самостоятельностиБулгакова Ирина Алексеевна
Педагог дошкольного образования 1К МБДОУ № 22 "Алсу" г.Альметьевск Республика Татарстан


Студентка 3 курса психолого- педагогического факультета АГИМС,
научный руководитель: Полуянова Н.В., старший преподаватель кафедра психологии педагогике.

Сенсорное развитие определяется как формирование новых, не существовавших у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств под влиянием активного педагогического воздействия. Такое понимание сенсорного развития детей позволяет обозначить сенсорное воспитание как целенаправленное совершенствования у детей сенсорных процессов. (2)
Отечественная дошкольная педагогика и психология под сенсорной культурой ребенка понимает результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей). Под сенсорными способностями понимают такие способности, которые обнаруживаются в виде восприятия тех или иных свойств и отношений предметов, явлений объективного мира или свойств собственных действий индивида. (3)


Психологи отмечают, что хотя анализаторы функционируют сразу после рождения, сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально
В работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых качествах предметов.
По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения и характеристики их свойств. (1)
Немаловажный представляется задача изучения влияния сенсорного воспитания развития различных качеств личности, таких как самостоятельность и активность.
Формирование способности к целенаправленной деятельности на ранних возрастных этапов должно осуществляться путем активных действий ребенка по выполнению поставленных взрослым задач. Иначе говоря, вначале ребенок учится понимать и принимать цель, поставленною взрослым.
Накопления практического опыта практических действий и развития познавательной и общественной направленности формирует у ребенка- дошкольника стремление к самостоятельности. Это стремление является зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших форм самостоятельности.
Во многих следованиях самостоятельность трактуется как качественная характеристика активности личности. А.В. Запорожец считал активность природным свойством детского организма. Но оно приобретаемо и постепенно трансформируется в качество личности, доходящее в высших своих формах до общественной и творческой активности.
Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец отмечают, что с конца раннего детства и в течение младшего дошкольного  возраста наблюдается несколько форм активности.
В начале ребенок направляет энергию на «копирование», воспроизведение действий, движений и слов взрослого. Это подражательное выполнение происходит,потаму что ребенку нравится действовать, хочется что- то делать. Но, воспроизводя что-то ребенок приобретает элементарные практические навыки. Подражая ребенок 2-4 лет воспроизводит действия, самостоятельно преодолевает препятствия, проявляет настойчивость и упорство. Наряду с этим отмечается, что активность ребенка 2-4 лет при исполнении задания отличается исполнительским характером. Успехи в выполнении задания, рост жизненного опыта рождают в ребенке уверенность в своих силах. Он все больше узнает свои возможности. У него начинает проявляться новая высшая форма активности. Ее условно называют «творческой». Ребенок сам находит для себя занятие и применяет к нему известный способ действия.
А.В. Запорожец отмечает, что в связи с этим формы руководства жизнью ребенка младшего дошкольного возраста изменяются. Исчезает непосредственная зависимость ребенка от взрослого в  удовлетворении элементарных потребностей, нет необходимости в том, чтобы взрослый постоянно поддерживал его при выполнении действий.
Это убедительно доказывает значение своевременного формирования активности и самостоятельности детей в предметной деятельности, являющейся ведущей в младшем дошкольном возрасте. Только в деятельности образуются нужные системы связей, тренируются и развиваются новые свойства основных нервных процессов.
Накопление фактов об особенностях сенсорного развития и формирования у детей раннего и младшего дошкольного возраста таких качеств как самостоятельность и активность, подчеркивает необходимость сенсорного воспитания детей этого возрастного периода, а также возможность формирования различных  сторон личности ребенка в процессе такого воспитания.

 

Литература
1.    Аксарина Н.М. Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни.- М., 1972.
2.    Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет / под ред. Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной, Н.Б. Венгер.- М., 1988.-143 с.
3.    Козлова С.А., куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., - 2006. – 416 с.

Просмотров: 565
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Бондарева Инна Алексеевна. Консультация для воспитателей 1 младшей группы «Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка»
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Тельнова Анна Юрьевна. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Пученина Людмила Юрьевна Мухарева Кристина Константиновна. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Зубцова А.А, Сынчикова О.В,. Астрономия для детей младшего дошкольного возраста. Развитие познавательной активности дошкольников по средствам изучения космоса.
  • Сорокина Татьяна Владимировна. ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Шабалина Илона Юрьевна. Театральная деятельность как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста (методическая разработка)
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Хатмуллина Линара Фарзатовна. Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь