Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия: самостоятельность и инициатива дошкольников.
Осмысление словарных толкований позволяет сделать вывод, содержательна любая деятельность, но она является самостоятельной только тогда, когда совершающий ее человек овладевает ею в полном объеме, то есть становится ее носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить, как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью. В то время как нициатива – это любое первоначальное действие человека, выполняемое им в оригинальной, нетрадиционной форме или преследующее принципиально новые для личности, общества цели и задачи.
Стать самостоятельным — объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Ребенок, более чем кто-либо другой, стремится проявить свое «Я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят свое поведение [5].
Исследования С.Теплюк свидетельствую, что истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало самостоятельные действия и умения, постепенно усложняющиеся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности [10].
Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования инициативности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности, произвольности в игре (Н. Я. Михайленко), в познании (А. М. Матюшин, З. А. Михайлова, Н. Н. Подъяков), в труде (М. В. Крулех, Р. С. Буре), в обучении (Е. Е. Кравцова, Л. В. Артемова) [9].
Именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития инициативы детей: развивающиеся возможности мышления (И. С. Фрейдкин, А.Н. Поддьяков,
О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л. М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л. С. Римашевская, О.В. Афанасьева), развитие продуктивной (Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д. Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова) становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л. А. Регуш, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов,).
У детей 6-7 лет инициатива и самостоятельность проявляются значительно тоньше и разнообразнее. Их самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность детей прослеживается в их умении оценивать работу и поведение других детей [4].
Отличительной особенностью самостоятельности детей старшего дошкольного возраста является ее организованность. Инициатива детей направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Самостоятельность дошкольника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.
Самостоятельность старших дошкольников проявляется в ведущем виде деятельности детей – ирге, ее выборе, но и в сюжетосложении, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры, в отборе игрового материала, в умении согласовывать собственные игровые действия с действиями партнеров по игре.
Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка всегда стоит руководящая роль и требования взрослого. Об этом же говорит Р.С. Буре, педагог всегда остается организатором, руководителем детской жизнедеятельности, только методы его влияния на детей значительно изменяются в период, когда каждый из них самостоятелен в определении своих игр и занятий [3]. Однако с развитием детей это воздействие становится все менее и менее открытым. Вынужденный постоянно подчиняться требованиям взрослых, ребенок начинает ориентироваться на них как на определенные нормы поведения. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, т.е. сложившихся стереотипов, отвечающих требованиям старших, может быть воспитана подлинная самостоятельность как ценнейшая черта личности. Если привычки не сформированы, предоставленная ребенку самостоятельность приводит к стихийному поведению, полному нарушению общественных требований [2].
Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия. Поэтому то, что оценивалось как проявление самостоятельности у двух-, трехлетних детей (умение аккуратно есть, одеваться без помощи взрослого) уже недостаточно для характеристики того же качества у старших детей [6].
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени. Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу). Вторая ступень — ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки. На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях [11].
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
Инициатива показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется также, как и самостоятельность во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициатива является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициатива связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
В статье Коротковой Н.А. и Нежнова П.Г. вводится такое понятие, как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребенка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:
Первый уровень: активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии); активно использует предметы-заместители; многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие с незначительными изменениями.
Второй уровень: имеет первоначальный замысел; активно ищет или изменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
Третий уровень: имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет [7].
Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов: отсутствие какого-либо планирования (3 года); ступенчатое планирование (45 лет); целостное планирование (6-7 лет).
Ребенок старшего дошкольного возраста может и умеет направлять свою инициативу на то, чтобы быстрее и качественнее выполнять порученные ему или задуманные им дела. В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Все это связано с возникновением нового мотива — "сделать для других". Проявляя инициативу, у ребенка меняется отношение к себе, складывается объективная самооценка. Как отмечает Эльконин Д.Б., инициативу и самостоятельность старшие дошкольники проявляют при оказании помощи друг другу, контроле и исправлении ошибок или недочетов в деятельности друг друга, оценке своего труда (редко хвалят себя, часто проявляют скромность).
Инициативная активность ребенка выступает в разных формах его деятельности и общения, нередко выходя за пределы установленных взрослыми правил поведения. Одна из своеобразных форм детской активности – шалости. Природа шалостей почти не изучена. Исследование А.А. Люблинской позволяет уяснить некоторые особенности детских шалостей. Они имеют ряд общих черт. В шалости ребенок проявляет свою инициативу. Она направлена на преобразование чего-то. Возможность проявлять инициативу, выдумку, что-то по-своему переделывать, выступать в необычной роли вызывает у детей чувство огромной радости. Поэтому шалость всегда радостна, она приносит детям огромное, бурное удовольствие. Начав шалить, дети с трудом могут остановиться. В большинстве случаев шалости — это новая, необычная форма общения ребенка со взрослыми или с другими детьми. В шалости ребенок выступает чаще всего как инициатор такого общения. Поэтому в шалостях дети обычно проявляют положительное отношение к людям, и, хотя в процессе бурных действий ребенок может проявить неловкость, даже сделать больно другому, он сам этого пугается, старается приласкать и утешить пострадавшего. Этим доброжелательным отношением к людям шалость отличается от озорства, где инициатива ребенка намеренно направляется на то, чтобы досадить взрослому или сверстнику, доставить ему неприятность [8].
Инициатива как социально обусловленное качество личности не существует сама по себе. Она формируется под воздействием социальных условий и не может проявиться вне опыта человека, особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек, а также возможности компенсации недостатков. Инициатива личности существенно зависит от ее задатков, направленности, моральных качеств.
Таким образом, инициатива представляет собой одно из свойств личности ребенка, обеспечивающее ему осуществление взаимодействия с окружающей средой.
Инициатива формируется в процессе жизни ребенка. Условия в семье, в дошкольном образовательном учреждении определяют развитие инициативы и ее направленность. В дошкольном возрасте формирование инициативы во многом зависит от его ближайшего окружения (микросреды), что накладывает большую ответственность на родителей, ближайших родственников, а также сотрудников дошкольных образовательных учреждений.
Формирование инициативы как черты личности является одной из важных проблем в теории воспитании и обучения. Г. Мюнстерберг отмечает, что надо развивать у ребенка не абстрактную «силу воли», а конкретные волевые качества. Среди развиваемых волевых качеств в этот сензитивный период в жизни человека (6-11лет) выделяют прежде всего инициативу, самостоятельность и ответственность.
Опираясь на психологические исследования можно составить портрет самостоятельной и инициативной личности старшего дошкольника. Для него характерно: произвольное поведение; стремление и желание участвовать в разных видах деятельности; развитая эмоционально-волевая сфера; стремления к самореализации; общительность; творческий подхода к деятельности; познавательная активность.
Таким образом, основой формирования всех ключевых компетенций является самостоятельность ребенка. Отсутствие самостоятельности ведет к задержке развития в различных областях наиболее заметные отставания наблюдаются в развитии познавательных, общекультурных и личностных компетенций, другими словами, ведет к социальной незрелости. Именно через активную деятельность, через самостоятельные пробы и ошибки ребенок приобретает опыт в разных областях жизни, в том числе и социальной.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы отметить, что самостоятельность дошкольника – это стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, поисковые действия. Самостоятельность и инициатива являются показателем социально-личностного созревания и готовности к школьному обучения. В старшем дошкольном возрасте инициатива и самостоятельность проявляются значительно дифференцированнее и разнообразнее. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнить порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.
Список литературы:
- Акулова Е.И. Формируем у детей самостоятельность и ответственность // Дошкольное воспитание. 2009. №9. С 52-58.
- Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника // Детский сад от А до Я. 2008. №1. С. 124-132.
- Буре Р.С. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. 3-е изд., перераб. и доп. М.: «Ювета», 2001. С. 100.
- Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребенок //Дошкольное воспитание. 1988. №11. С.60-64.
- Дуброва В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2001. С. 25
- Красникова А.Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Чебоксары.: Центр науч. сотрудничества "Интерактив плюс", 2015. С. 153-156.
- Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста: методические рекомендации. Северск: «РЦО», 2016. С. 26-31.
- Микляева Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности // Детский сад от А до Я. 2008. №1. С. 17-23.
- Mонина. Г.Б. Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников. URL http: //galinamonina. ru (дата обращения 15. 02. 2018).
- Теплюк С. Истоки самостоятельности (дошкольника) // Дошкольное воспитание. 1991. №7. С.67-71.
- Шойимова Ш.С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2014. №6. С. 831-834. (дата обращения: 23. 03. 2018).
|