Лычагина Ольга Николаевна. Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.

Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.

«Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы» Эмерсон Р.

Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, которое было направленное на преодоление ситуаций в соответствии с собственным планом.

Инициативность охарактеризовывает себя как черту детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям. Инициативный ребенок стремиться к организации игр, к продуктивным видам работы, содержательного общения, он умеет найти занятие, которое соответствует желанию; включиться в разговор, способен предложить увлекательное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связанна с проявлением любознательности, изобретательностью.

Инициатива детей дошкольного возраста проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и с помощью вопросов (почему? зачем? как? откуда?).

 

Экспериментирование как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В своей работе я решила исследовать проблему развития инициативность через процесс экспериментирования.

Использовала разные виды деятельности:

  • игры, эксперименты
  • знакомство с первичными представлениями о свойствах воды, воздуха, песка и предметов
  • опыты;
  • фиксация результатов – журнал ведения результатов опытов

Использую такие формы и методы, чтобы дошкольник был любознательным, активным, для того чтобы в процессе экспериментирования ребёнок приобрёл следующие навыки: мог видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; проводить эксперимент; делать вывод.

В экологическом уголке размещены материалы для ознакомления детей с миром природы. Это дидактический и демонстрационный материал. Коллекции шишек, семян и плодов растений, муляжи овощей и фруктов, животных разных природных зон. В своей работе использую разнообразное оборудование, приборы и материалы для исследования: микроскоп, лупы, магниты, песок, глина, земля, камни, колбы, пробирки, штативы, и т.д. Предметы окружающего мира: глобус, физические карты, песочные часы. Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе (лаборатории). Составила картотеки опытов и экспериментов, соответствующие возрасту детей. Подобрала детскую познавательную литературу:

  • энциклопедии
  • опыты и эксперименты для детей
  • дидактические игры
  • демонстрационный материал
  • изготовила таблицы по правилам поведения в лаборатории.

При проведении эксперимента провожу наблюдения, где формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдения за изменениями объектов. Также использую игровой метод, который сопровождается с другими приёмами: вопросами, объяснениями, указаниями, пояснениями, показом. Из словесных методов использую ситуативные беседы.

Для развития детской инициативы в начале эксперимента использую сюрпризные моменты:

  • «Чудесный мешочек»
  • «Помощь Фиксикам»
  • «Письмо от Лунтика» и др.

Дошкольники с помощью игровых персонажей, принимают участие в решении интересных проблем, сформулированных зачастую самими детьми в виде задачи, вопроса, спора, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер. При решении проблемных ситуаций, дети высказывают свои предположения, с помощью опыта проверяют их на практике, выбирают способ решения задачи.

Ребята испытывают радость, задают вопросы, проявляют инициативу и любознательность во время проведения экспериментов.

Провожу опыты, эксперименты и наблюдения, такие как:

  • «Почему дует ветер?»
  • «Для чего растению нужны семена»
  • «У воды температура»
  • «Глина – природный материал»
  • «Как появляются горы?»
  • «Магнит и его свойства» и др.

Экспериментальная деятельность, которая напрямую связанна с проявлением самостоятельности и инициативы, позволяет ребенку проявить интеллектуальную активность, которая связанна со стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт своей деятельности. Проявление самостоятельности поощряет ребенка не только выявлять различные способы использования того или иного материала, но и найти новые свойства предметов.

В процессе экспериментирования формируются важные качества: умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными составляющими развития личности. Ребенок становится активным в наблюдении, в выполнении поставленных задач, учится проявлять самостоятельность и инициативу в ходе занятия, в подборе необходимых пособий.

Экспериментируя, дети узнают много нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными.

Просмотров: 539
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
  • Капорская Евгения Леонидовна. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
  • Евтешина Наталья Дмитриевна. Педагогическая практика на тему: «Творим играя…», поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности.
  • Фильчагина Евгения Викторовна. «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РИП». Сообщение из опыта работы
  • Миляева Жанна Владимировна, Галкина Татьяна Вячеславовна, Карабаза Раиса Александровна. Материал для Демо-системы: 'Сферы проявления детской инициативы: творческая деятельность'
  • С. В. Климович Ю. Н. Филиппова. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС»
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Матвеева Анна Александровна. Формирование самостоятельности посредством поддержки детской инициативы
  • Жданова Ирина Николаевна. Программно-методическое обеспечение поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации ФГОС
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Банщикова Марина Владимировна. Технология детского экспериментирования как средство развития любознательности дошкольников.
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Серкова М.А. Высочина Е.В.. «Детский мастер-класс как одна из форм поддержки инициативы и самостоятельности»
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Шарафутдинова Гульчечек Анверовна. Развивающая предметно — пространственная среда первой младшей группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности
  • Кемайкина Любовь Викторовна, Скворцова Наталья Михайловна. Дидактические пособия из фетра как средство стимулирования речевой инициативы детей дошкольного возраста.
  • Мамбетова Анна Владимировна. Развитие детской инициативы как необходимое условие реализации ФГОС ДО.
  • Щетинина Марина Васильевна. «Технология «Клубный час» как форма поддержки детской инициативы»
  • Редактор. Как заготовить Материалы для изготовления природных поделок
  • Юлия Василенко. Предметно-развивающая среда в ДОУ как способ достижения ценностно-смысловых результатов образования
  • Демченко Елена Сергеевна. Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте»
  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Марина Мартьянова. «Технологическая карта как способ конструирования непосредственно образовательной деятельности, как новая форма написания НОД »
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Детская мультипликация, как средство решения наиболее актуальных задач возрастного развития дошкольников.
  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь