- Серкова М.А., ст. воспитатель МБДОУ № 17
- Высочина Е.В., воспитатель МБДОУ № 17
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации.
В стандарте намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию, обозначена целевая установка для деятельности педагога: поощрение инициативы, уверенности, самостоятельности ребенка.
Мы в детском саду стараемся создать условия, которые позволяют нам эффективно решать проблемы социализации дошкольников, поскольку приоритетной деятельностью нашего учреждения является социально-личностное развитие. Поэтому мы пробуем внедрять те технологии, которые помогали бы нам в реализации данного направления в работе. В связи с этим, наши педагоги участвовали в семинаре Н.П. Гришаевой «Технологии позитивной социализации». И начали мы с технологии волонтерства. Данная практика прижилась, мы увидели, что дети-волонтеры получают удовольствие от того, что сами могут научить малышей чему-то. Затем, изучив с педагогами технологию «Клубный час», стали по ней работать. И сейчас 1 раз в неделю по пятницам во второй половине дня в детском саду проводятся «клубные часы». В них участвуют дети старшей и подготовительной групп. В ходе реализации данной технологии возникла идея дать детям возможность самим проводить мастер-классы, не только с малышами, но и с более старшими ребятами. Как оказалось, дети старшей группы, в свою очередь, тоже могут кое-чему научить детей подготовительной группы.
Ведь, как известно, детская инициатива выражается не в том, чтобы ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативно-правовых документах. Так в федеральном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо побуждать детей к инициативности и самостоятельности. Формирование самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста происходит только в активной деятельности.
Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие цель и задачи.
Цель: Создание условий для личностного развития детей.
Задачи:
- Создавать ситуации, позволяющие дошкольникам реализовать свою компетентность.
- Развивать речь детей как средство общения.
- Развивать инициативность, ответственность, самостоятельность.
- Способствовать развитию саморегуляции поведения.
На начальном этапе мы использовали детские мастер-классы в непосредственно образовательной деятельности, а также после сна в совместной деятельности. А также в рамках волонтерского движения, когда дети нашей группы ходили к малышам. После того, как мы начали проводить клубные часы 1 раз в неделю, было принято решение проводить детские мастер-классы в рамках «Клубного часа».
И сейчас 1 раз в месяц дети сами проводят для сверстников, а также для детей старшей группы свои мастер-классы. Вместе с детьми мы договорились, что того, кто проводит мастер–класс, будем называть «мастером», а участников «умельцами».
Также в ходе обсуждения сформулировали правила поведения во время мастер – класса. Вы их видите на слайде.
В ходе работы мы сформулировали некоторые правила для себя:
- Мастер-классы проводятся по инициативе детей. Педагог также может быть инициатором проведения детского мастер-класса.
- Темы мастер-классов обсуждаем с детьми на групповом сборе.
- Педагог проводит индивидуальную работу с ребенком и родителями, обговаривая содержание мастер-класса.
- Приветствуется участие родителей в подготовке мастер-класса.
- И что особенно важно – мастер-класс должен быть безопасным для участников.
В зависимости от ситуации взрослый может не принимать участие в мастер-классе, а может быть партнером по совместной деятельности во время проведения мастер-класса.
Подготовка к мастер-классу проходит в несколько этапов.
На первом этапе происходит выбор темы.
Тема для мастер – класса может быть любой. Это может быть творческая деятельность – «Картины из песка», ручной труд – оригами — «Божья коровка», «Собачка»; или спортивный мастер-класс – «Тренируемся вместе», «Танцуем хип-хоп» и др.
На втором этапе происходит обсуждение содержания мастер-класса.
Мы индивидуально обговариваем с ребенком этапы выступления и его содержание, привлекая по мере необходимости родителей. Продумываем, какие материалы потребуются «мастеру».
Следующий этап – это презентация темы мастер-класса.
Темы мастер-классов озвучиваются на групповом сборе в пятницу утром. Затем ребята идут в другие группы и презентуют темы мастер-классов уже там для всех желающих принять участие в этом мероприятии. Каждый мастер презентует свой мастер-класс. Формы презентации могут быть разными – текст, загадка, стихотворение, рассказ из опыта. После этого дети принимают решение, на какой мастер-класс они пойдут. Во время одного «клубного часа» может быть организовано несколько мастер-классов.
Также мы определили структуру детского мастер-класса:
Вначале мастер приветствует участников, при необходимости представляется сам, объявляет тему. Затем пошагово представляет свой опыт – этапы изготовления продукта деятельности (поделки, рисунка, аппликации) или элементы (танца, спортивного упражнения).
После чего ребята-участники выполняют задание и если они затрудняются, то «мастер» оказывает словесную или практическую помощь.
По окончании «умельцы» представляют свои работы другим детям и взрослым. И благодарят «мастера».
Первоначально, когда практика только зарождалась, мы сами предлагали детям выступить в роли мастера и научить остальных детей делать то, чему они научились во время «клубного часа» или дома с родителями. Затем мы заметили, что дети стали сами проявлять инициативу и подходить к воспитателю с просьбой провести тот или иной мастер-класс для других детей.
Считаем, что такая форма организации деятельности несет пользу для каждого из участников:
«Мастер» приобретает опыт публичных выступлений, имеет возможность почувствовать себя успешным, становится более самостоятельным, ответственным, инициативным.
Для «умельцев» это возможность овладеть новыми способами действий, приобрести опыт коллективной деятельности, умение регулировать свое поведение.
Для педагога это один из способов поддержки инициативы детей, возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей, возможность выявить способности детей, а также выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей это возможность увидеть своего ребенка в новом свете, испытать гордость за него, увидеть зону ближайшего развития своего ребенка, а также способ принять участие в реализации образовательной программы.
Мы с уверенностью можем сказать, что по результатам наблюдения применение и использование такой формы работы имеет позитивный воспитательный эффект в социально-коммуникативном развитии дошкольников. Мы наблюдаем положительную динамику в развитии у детей инициативы, а также коммуникативных навыков.
Результатом нашей работы в данном направлении можно считать результаты диагностики школьного психолога, которые говорят об успешной адаптации наших выпускников.
|