Серкова М.А. Высочина Е.В.. «Детский мастер-класс как одна из форм поддержки инициативы и самостоятельности»

«Детский мастер-класс как одна из форм поддержки инициативы и самостоятельности»

  • Серкова М.А., ст. воспитатель МБДОУ № 17
  • Высочина Е.В., воспитатель МБДОУ № 17

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации.

В стандарте намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию, обозначена целевая установка для деятельности педагога: поощрение инициативы, уверенности, самостоятельности ребенка.

Мы в детском саду стараемся создать условия, которые позволяют нам эффективно решать проблемы социализации дошкольников, поскольку приоритетной деятельностью нашего учреждения является социально-личностное развитие. Поэтому мы пробуем внедрять те технологии, которые помогали бы нам в реализации данного направления в работе. В связи с этим, наши педагоги участвовали в семинаре Н.П. Гришаевой «Технологии позитивной социализации». И начали мы с технологии волонтерства. Данная практика прижилась, мы увидели, что дети-волонтеры получают удовольствие от того, что сами могут научить малышей чему-то. Затем, изучив с педагогами технологию «Клубный час», стали по ней работать. И сейчас 1 раз в неделю по пятницам во второй половине дня в детском саду проводятся «клубные часы». В них участвуют дети старшей и подготовительной групп. В ходе реализации данной технологии возникла идея дать детям возможность самим проводить мастер-классы, не только с малышами, но и с более старшими ребятами. Как оказалось, дети старшей группы, в свою очередь, тоже могут кое-чему научить детей подготовительной группы.

 

Ведь, как известно, детская инициатива выражается не в том, чтобы ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативно-правовых документах. Так в федеральном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо побуждать детей к инициативности и самостоятельности. Формирование самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста происходит только в активной деятельности.

Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие цель и задачи.

Цель: Создание условий для личностного развития детей.

Задачи:

  • Создавать ситуации, позволяющие дошкольникам реализовать свою компетентность.
  • Развивать речь детей как средство общения.
  • Развивать инициативность, ответственность, самостоятельность.
  • Способствовать развитию саморегуляции поведения.

На начальном этапе мы использовали детские мастер-классы в непосредственно образовательной деятельности, а также после сна в совместной деятельности. А также в рамках волонтерского движения, когда дети нашей группы ходили к малышам. После того, как мы начали проводить клубные часы 1 раз в неделю, было принято решение проводить детские мастер-классы в рамках «Клубного часа».

И сейчас 1 раз в месяц дети сами проводят для сверстников, а также для детей старшей группы свои мастер-классы. Вместе с детьми мы договорились, что того, кто проводит мастер–класс, будем называть «мастером», а участников «умельцами».

Также в ходе обсуждения сформулировали правила поведения во время мастер – класса. Вы их видите на слайде.

В ходе работы мы сформулировали некоторые правила для себя:

  1. Мастер-классы проводятся по инициативе детей. Педагог также может быть инициатором проведения детского мастер-класса.
  2. Темы мастер-классов обсуждаем с детьми на групповом сборе.
  3. Педагог проводит индивидуальную работу с ребенком и родителями, обговаривая содержание мастер-класса.
  4. Приветствуется участие родителей в подготовке мастер-класса.
  5. И что особенно важно – мастер-класс должен быть безопасным для участников.

В зависимости от ситуации взрослый может не принимать участие в мастер-классе, а может быть партнером по совместной деятельности во время проведения мастер-класса.

Подготовка к мастер-классу проходит в несколько этапов.

На первом этапе происходит выбор темы.

Тема для мастер – класса может быть любой. Это может быть творческая деятельность – «Картины из песка», ручной труд – оригами — «Божья коровка», «Собачка»; или спортивный мастер-класс – «Тренируемся вместе», «Танцуем хип-хоп» и др.

На втором этапе происходит обсуждение содержания мастер-класса.

Мы индивидуально обговариваем с ребенком этапы выступления и его содержание, привлекая по мере необходимости родителей. Продумываем, какие материалы потребуются «мастеру».

Следующий этап – это презентация темы мастер-класса.

Темы мастер-классов озвучиваются на групповом сборе в пятницу утром. Затем ребята идут в другие группы и презентуют темы мастер-классов уже там для всех желающих принять участие в этом мероприятии. Каждый мастер презентует свой мастер-класс. Формы презентации могут быть разными – текст, загадка, стихотворение, рассказ из опыта. После этого дети принимают решение, на какой мастер-класс они пойдут. Во время одного «клубного часа» может быть организовано несколько мастер-классов.

Также мы определили структуру детского мастер-класса:

Вначале мастер приветствует участников, при необходимости представляется сам, объявляет тему. Затем пошагово представляет свой опыт – этапы изготовления продукта деятельности (поделки, рисунка, аппликации) или элементы (танца, спортивного упражнения).

После чего ребята-участники выполняют задание и если они затрудняются, то «мастер» оказывает словесную или практическую помощь.

По окончании «умельцы» представляют свои работы другим детям и взрослым. И благодарят «мастера».

Первоначально, когда практика только зарождалась, мы сами предлагали детям выступить в роли мастера и научить остальных детей делать то, чему они научились во время «клубного часа» или дома с родителями. Затем мы заметили, что дети стали сами проявлять инициативу и подходить к воспитателю с просьбой провести тот или иной мастер-класс для других детей.

Считаем, что такая форма организации деятельности несет пользу для каждого из участников:

«Мастер» приобретает опыт публичных выступлений, имеет возможность почувствовать себя успешным, становится более самостоятельным, ответственным, инициативным.

Для «умельцев» это возможность овладеть новыми способами действий, приобрести опыт коллективной деятельности, умение регулировать свое поведение.

Для педагога это один из способов поддержки инициативы детей, возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей, возможность выявить способности детей, а также выстроить сотрудничество с родителями.

Для родителей это возможность увидеть своего ребенка в новом свете, испытать гордость за него, увидеть зону ближайшего развития своего ребенка, а также способ принять участие в реализации образовательной программы.

Мы с уверенностью можем сказать, что по результатам наблюдения применение и использование такой формы работы имеет позитивный воспитательный эффект в социально-коммуникативном развитии дошкольников. Мы наблюдаем положительную динамику в развитии у детей инициативы, а также коммуникативных навыков.

Результатом нашей работы в данном направлении можно считать результаты диагностики школьного психолога, которые говорят об успешной адаптации наших выпускников.

Просмотров: 689
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Бубнова Ирина Александровна. Мастер-класс для педагогов «Мастер-подмалёвка»
  • Игнатьева Юлия Михайловна. Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Права ребенка»
  • Костенко И. Н., Сердюк Н. В., Бабенко С. В, Седая О. С.. Сценарий мастер-класса для детей старшего дошкольного возраста «Бусы для мамы»
  • Наталья Курченко. Мастер-класс на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности»
  • Агеева Галина Александровна. Концепция мастер-класса адаптированного пособия «Фонематика» для детей с ОВЗ
  • Касимова Разиля Газизулловна. Мастер класс СОЗДАНИИ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Кравченко Татьяна Викторовна. Мастер-класс: Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
  • Митрюкова Вероника Николаевна. Мастер-класс «Быть здоровым – это модно» — для укрепления здоровья воспитателей и родителей.
  • Иващенко Марина Ивановна, Бирюкова Мария Николаевна. Мастер класс для педагогов «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
  • Александрова Вера Сергеевна Колпакова Алена Николаевна. Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии детей»
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Бутюгина Оксана Александровна. Мастер — класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗО деятельности»
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Татьяна Шилкина. МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Использование нетрадиционной техники работы с бумагой для детей дошкольного возраста»
  • Горбунова Алла Михайловна. Презентация мастер — класса УДИВИТЕЛЬНАЯ КАФЕЛЬНАЯ МОЗАИКА.
  • Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
  • Чобанян Рита Шотаевна. Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому»
  • Котова Светлана Григорьевна, Гальперович Юлия Владимировна. Конспект мастер-класса «Золотая хохлома» с участием родителей.
  • Тиханова Ольга Александровна. «Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении»
  • Анжела Сабанцева. Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых»
  • Соловьева Анжелика Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
  • Агатаева Ольга Николаевна. Конспект мастер-класса «Коллаж «Веселый автомобиль»
  • Овчинникова Анна Сергеевна. Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Герасимова Татьяна Дмитриевна. Мастер-класс для воспитателей групп общеразвивающей направленности «Автоматизация и дифференциация звуков в процессе совместной деятельности с ребенком в условиях групп общеразвивающей направленности»
  • Алилуева Юлия Вячеславовна. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
  • Пенькова Анна Евгеньевна. Конспект физкультурного мастер класса по-игровому стрейчингу для педагогов в ДОУ
  • Шляхина Анастасия Андреевна. План-конспект мастер-класса «Добро пожаловать в леголэнд».
  • Маркович Светлана Ивановна. Мастер — класс для детей старшего дошкольного возраста «Цветочек для мамы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь