Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»

Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»

Актуальность. Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребёнок развивается любознательным, самостоятельны, с креативным мышлением.

Цель. Сформировать у детей развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками.

Задачи.

Обучающие. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Способствовать формированию у детей познавательного интереса. Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.

Развивающие. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных) в процессе музицирования.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Воспитательные. Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Дети входят в музыкальный зал в костюмах учёных.

СЛАЙД 1.

Муз. руководитель. Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в необычное путешествие в страну звуков. Вы готовы? Итак, давайте знакомиться: я профессор музыкальных наук, вы – мои юные помощники, а это мои коллеги. Будем вежливы и поздороваемся с ними!

Звучит песенка – приветствие «Здравствуйте!»

Я здороваюсь везде: дома и на улице,

Даже «Здравствуй!» говорю я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, лёгкий ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день,

Нам здороваться не лень!

СЛАЙД 2.

- Ребята, а вы знаете, кто такие учёные люди? (ответ: Учёные изучают всё новое и необыкновенное. Они занимаются наукой)

- А все учёные, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях. И сейчас я вас приглашаю в нашу музыкальную лабораторию, где мы будем изучать то, что нельзя взять в руки, а можно лишь услышать. Что же это? (ответ: Звуки) Правильно, звуки. Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – целый мир.

А вы, когда – нибудь, задумывались, почему мы слышим звуки и как они передаются? (ответ: Потому что у нас есть уши и горло)

СЛАЙД 3.

- Источник (звучащий предмет) издаёт звук, который создаёт колебания движения частиц воздуха. Эти частицы толкают друг друга, пытаясь продвинуться вперёд. В итоге звуковые колебания достигают барабанных перепонок нашего уха. Как только они до него доберутся, мы их и услышим.

Давайте мы сейчас пройдём и проведём с вам первое исследование в нашей музыкальной лаборатории (дети проходят и садятся за столы)

Опыт 1. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуйте? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали? Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесём своё имя. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки, которые похожи на натянутые струны, ниточки. Какой же, вывод, мы можем сделать? Звук можно почувствовать.

Опыт 2. Посмотрите на гусли в моих руках (показывает) Это наше горлышко. А струны, которые натянуты на гуслях, это наши голосовые связки. Для того, чтобы спеть или сказать слово, надо чтобы «эти ниточки – струны», т.е. голосовые связки задрожали. Я аккуратно потрогаю струны, начнётся вибрация и появится звук (показывает). Давайте попробуем поэкспериментировать. Возьмите в руки коробочки с натянутыми на них резиночками и представьте, что это наше горлышко. Тихо потрогайте свои голосовые связки – резиночки (дети экспериментируют) Что мы слышим? (ответ) Давайте подёргаем резинки сильнее? (ответ) Правильно, воздух колеблется сильнее и голос или звук становятся громче.

Опыт 3. Какой прибор используют для усиления звука? (ответ) Правильно, рупор. Возьмём в руки самодельные рупоры и проведём с нашими коллегами небольшой опыт (дети проходят с рупорами к педагогам и передают их друг другу) Сейчас мы поиграем в музыкальную игру «Эхо», в которой начало музыкальной фразы пропеваем без источника звука, а повтор музыкальной фразы в рупор. При этом ушко рупора постоянно слушает поданные сигналы.

Звучит попевка «Эхо»

- Когда песенка звучала громче? (ответ) А когда тише? (ответ) Значит, какой вывод мы сделаем? Чем сильнее движение и вибрация воздуха, тем сильнее и громче звук.

Опыт 4. А как вы думаете, можно ли увидеть звук? (ответ) На этот вопрос мы сможем ответить с помощью следующего опыта (дети возвращаются в лабораторию)

- Возьмите аккуратно стаканчики с трубочкой, на крышечках которых насыпана соль. Давайте пропоём в трубочку звук «М-м-м-м-м-м!» (дети экспериментируют) Что мы видим? Как крупинки соли подпрыгивают, то есть звуковые волны заставляют вибрировать натянутый шарик. Так мы смогли увидеть звук.

Значит, звук можно услышать, почувствовать и увидеть.

Вслушайся – весь мир поет:

Шорох, свист и щебет…

Музыка во всем живет –

Мир её волшебен!

Давайте сядем поудобнее и внимательно послушаем необычную мелодию, а затем вы мне расскажете, что услышали.

СЛАЙД 4. Звучит «Таинственная музыка». В конце дети называют те звуки, которые они услышали. На экране появляются правильные ответы.

- А какие из этих звуков можно отнести к шумовым или к звукам природы? (ответ) Почему?

Да, шумовые звуки можно постучать, посвистеть, погреметь, позвенеть. К нам сегодня в гости пришла песенка. Послушайте и отгадайте о ком в ней поётся.

Звучит отрывок из песенки «Грустный дождик» (дети отвечают)

СЛАЙД 5. Вы знаете, сли дождику спеть песенку, то он с нами поиграет. Хотите? Тогда не забывайте, что петь надо дружно, вместе, не кричать и не отставать друг от друга.

Звучит песня «Грустный дождик»

- Песню спели вместе, дружно, а можно ли с помощью шумовых звуков изобразить музыку воды? (ответ) Перед вами набор разнообразных предметов и шумовых инструментов. Выберете те, которые нам помогут (Дети выбирают необходимый материал) У наших уважаемых коллег также есть выбор. Итак, выбор сделан. Я выступлю в роли дирижёра. На кого укажет моя дирижёрская палочка, тот и будет играть.

Звучит музыка «Звуки воды». Играет оркестр.

СЛАЙД 7.

- Что же, оркестр удался на славу! Но я хочу открыть вам ещё один секрет.

Наше тело – это тоже своего рода музыкальный инструмент. Оно может издавать разные звуки, мы их называем «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, щёлканье, притопы). И сейчас мы попробуем поиграть со звуками – жестами (дети образуют полукруг)

Собирайтесь, собирайтесь, (щелчки сверху вниз)

Все в круг, все в круг. (хлопки – шлепки)

Весело и дружно, весело и дружно (хлопки по коленям попеременно ладошами)

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки)

Собирайтесь, собирайтесь, (щелчки сверху вниз)

Хлопки — шляпки

Весело и дружно, весело и дружно (хлопки по коленям попеременно ладошами)

2 прыжка

Щелчки пальцами сверху вниз – 2 раза

Все в круг, все в круг (хлопки – шлепки)

Хлопки по коленям попеременно ладошами

Все в круг, все в круг (прыжки)

Затем всё повторяется только движениями.

СЛАЙД 8.

С шумовыми звуками, со звуками жестов разобрались. Только есть ещё другие. Не шуршанье, и не стуки. Так какие это звуки? (ответ) Правильно, музыкальные! Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные.

Я сейчас предлагаю поиграть в игру «Отгадай, какой звук звучит» Перед вами карточки с изображением нотки и карточки с изображением палочек. Возьмите их в руки. Если вы услышите музыкальный звук, то поднимете карточку с ноткой. Если шумовой звук, то карточку с палочками.

Проводится игра «Отгадай звук»

- Как вы поняли дарят нам музыкальные звуки наш голос и музыкальные инструменты. А что вы ещё знаете о музыкальных звуках? (ответ: У музыкальных звуков есть мелодия. Звуки бывают разные по высоте. Звуки бывают громкие и тихие. Они бывают разные по длительности. Звуки бывают разные по тембру) Лучшими друзьями музыкальных звуков являются ноты. Вы готовы услышать музыкальные звуки? (ответ)

Наш помощник, голосок,

Спой нам песенку, дружок.

СЛАЙД 9. Звучит видео — песня «Звуки музыки»

СЛАЙД 10.

Но случилась с музыкой беда, простудила горлышко она.

Захрипела нота «МИ»,

Стала ссориться с людьми.

Не своими голосами

Затянули «ФА» и «СОЛЬ»,

«РЕ» играть не стала с нами –

У неё зубная боль.

«ЛЯ» притихла, замолчала,

«ДО» ужасно застонала,

«СИ» запела петухом –

Растревожила весь дом.

Что нам делать, мы не знали,

И художника позвали.

Разложив мольберт – треножик,

Звук стал раскрашивать художник.

И с каждой краской музыка звучала нам опять,

Ведь звуки музыки мы тоже можем рисовать!

- Ой, ребята, посмотрите, что я нашла! (берёт в руки большой конверт и читает: «Каждый звук имеет свой оттенок, свой цвет, но каждый его чувствует, слышит и видит по — своему. Помогите ноткам выздороветь и вновь вернуться в музыку. А поможет вам музыкальный цветок и краски»)

- Даже не знаю, справимся мы с таким тяжёлым заданием? (ответ) Вы думаете, что у нас получится? (ответ) Почему? (ответ) Тогда вернёмся в лабораторию (дети проходят за столы) Так краски у нас есть, лепестки тоже (раздаёт детям по лепестку), а это что? Сердцевинка. Лепестки будем рисовать мы, а сердцевинку кто? Давайте попросим нарисовать наших учёных – музыкантов. Если нам удастся собрать музыкальный цветок, значит, музыка будет звучать повсюду.

СЛАЙД 11.

Звучит классическая музыка. Дети и педагоги разукрашивают лепестки и сердцевинку. В итоге на цветке проявляются нотки и скрипичный ключ. В конце соединяют разукрашенные части цветка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 Липецкой области города Данкова

Подготовила и провела: Ширнина С.А.

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

20019 год

Просмотров: 465
Категория: По направлениям » Для детского сада » Музыкальные занятия




Другие новости по теме:

  • Новаш Ольга Алексеевна. Конспект НОД в форме логопедического квеста 'Найди ответ за 25 минут' для детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Сошникова Лариса Валериевна. Цикл занятий для подготовительной к школе группы. Звук «с» и звук «з».
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Полякова Наталья Ярославовна. Учим ребенка правильно произносить звук [С]
  • Кошелева Светлана Александровна. «А Ваш ребёнок произносит звук «Р»?
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Митрюшина Анна Викторовна. Проект «Совместные индивидуальные занятия родителей и детей старших групп по теме: «Артикуляционная гимнастика дома. Ставим звуки вместе»
  • Кукольщикова Валерия Дмитриевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква C»
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Гондалева Анна Михайловна. Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы ЗВУКИ [Б], [Б']
  • Любовь Филиппова. Конспект фронтального занятия. Тема 'Звук С'
  • Наталия Лермонтова. Занятие для детей старшей группы «Давайте жить дружно»
  • Юлия Кодинцева. Развитие речевого восприятия Звук (у). Буква У у
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'С'
  • Ермолаева Нина Васильевна. Непосредственно образовательная деятельность Тема: «Звук и буква «К»
  • Бугаёва Наталья Юрьевна. Конспект занятия по развитию произношения для детей подготовительной группы «Звук Р».
  • Светлакова Валентина Сергеевна. Конспект занятия: «Звук [Р]. Морское путешествие».
  • Киселева Ольга Михайловна. Конспект НОД по формированию фонетической стороны речи Тема: Звук “Д”.
  • Давыдова Татьяна Владимировна. Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Звук ЛЬ»
  • Зверева Екатерина Владимировна. Проект «Звуки мира»
  • Коновалова Елизавета Геннадьевна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы на тему: «Путешествие Лунтика» «Звуки Л-Ль»
  • Сосновскася Светлана Александровна. «Давайте жить дружно!»
  • Размета Татьяна Евгеньевна. Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы
  • Долгий Лилия Михайловна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе на тему: Путешествие в Северную Америку к индейцам. Звук [Ц].
  • Рахимова Лейсан Ильдусовна. Конспект занятия звук и буква Э
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук С»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь