Автор: Зверева Екатерина Владимировна
Место работы, должность: Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 50 комбинированного вида№» п.Вырица, Гатчинского р-на Регион: Ленинградская область
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, творческий
Возраст детей: от 5 — до 7 лет
Цель проекта: Познакомить детей с разнообразием мира звуков, с различными характеристиками звука по высоте, интенсивности, окраске, развивать неречевой слух, логическое и образное мышление.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и расширить представления детей о звуках, которые нас окружают
- Познакомить с классификацией звуков (звуки музыки, звуки природы, шумы), с характеристиками звука (по высоте, интенсивности, окраске)
Коррекционные:
- Развивать неречевой слух
- Развивать слуховое внимание
- Развивать логическое и нестандартное мышление, воображение детей, творческие способности
Проблема:
Что не звучит?
Актуальность:
Данный проект ориентирован в первую очередь на детей с различными нарушениями фонематического слуха, который в свою очередь является составной частью физиологического слуха (Т. Б. Филичева). Составной частью коррекционной работы по развитию восприятия и проговаривания лексических единиц у дошкольников с недоразвитием речи является последовательное и поэтапное формирование базовых предпосылок усвоения слоговой структуры слова, а именно таких неречевых процессов. Важно научить ребенка слушать и слышать.
Прогнозируемые результаты проекта:
- У детей разовьются:
- неречевой слух
- интерес к миру звуков
- познавательные способности
- слуховое внимание
- творческое мышление
- воображение
- коммуникативные навыки
- самостоятельность
Этапы проекта:
Создание условий для проекта: подбор методической литературы, дидактического, аудио и видео материала по теме. Введение родителей в проект
Знакомство с материалами проекта. Поиск решения проблемы. Организация работы через виды деятельности.
Презентация проекта через выставку детских работ, фотовыставку.
Содержание работы:
Социально-коммуникативное развитие:
С/и: «Музыкальные инструменты», «Музыкальный оркестр»
Беседа: «Какие звуки вызывают у нас радость, грусть», «Какие звуки вызывают у нас неприятные или болезненные ощущения?»
Экскурсии в поисках различных звуков: по помещениям детского сада (кухня, прачечная, музыкальный зал), по улицам города (посёлка), в лес, в парк.
Стенгазета: «Звуки, которые нас окружают»
Познавательное развитие:
Беседа и опыт: «Какие звуки бывают?»
Беседы: «Какие звуки мы слышим в природе?», «Какие бывают шумы?»
Д/и: «Четвертый лишний», «Музыкальные инструменты», «Подбери картинку к звуку», «Услышь и покажи»
Исследование: «Поиск нового звука»
Просмотр и прослушивание презентации «В мире звуков», «Музыкальные инструменты»
Просмотр и прослушивание отрывка из оперы П.И. Чайковского «Лебединое озеро»
Прослушивание звукозаписей различных звуков
Речевое развитие:
Речевые упражнения: «Что звучит?», «Где звучит?», «Громко – тихо», «Повтори звук»
Чтение рассказов: В. Бианки «Музыкант», Б. Гримм «Бременские музыканты», Г.Х. Андерсен «Соловей, «Гусли-самогуды» А. Н., В. В. Бианки «Кто чем поет?», Л. Толстой «Сердце музыканта»
Чтение и разгадывание загадок по теме
Составление описательного рассказа о музыкальном инструменте
Сравнительный анализ различных звуков
Художественно-эстетическое развитие:
Прослушивание аудиозаписей: А. Вивальди «Времена года», Бетховен «Лунная соната», П.И. Чайковский «Вальс цветов», К. Дебюсси «Мелодия слов», В. Моцарт «Турецкий марш», П.И. Чайковский «Грустная песенка»
Прослушивание аудиозаписей: «Звуки леса», «Звуки природы», «Звуки моря»
Просмотр и прослушивание: оперы П.И. Чайковский «Лебединое озеро» (отрывок),
«Щелкунчик» (отрывок)
Рисование: «Нарисуй свое настроение», «Что так звучит, нарисуй», «Мой любимый музыкальный инструмент»
Лепка: «Свистулька»
Аппликация: «Звуки леса»
Физическое развитие:
Комплекс дыхательных упражнений
Артикуляционная гимнастика: «Щенок сердится», «Ребенок плачет», «Ежик пыхтит», «Змея», «Кот шипит», «Поезд гудит», «Курица»
Подвижные игры:
«Жмурки», «Что мы видели не скажем, а что слышали покажем»
|