(музыкальная деятельность)
Цель: Продолжать знакомить детей со звуками осени в музыке, углублять и расширять представления о детских музыкальных и шумовых инструментах и их выразительных возможностях.
Задачи:
- учить различать средства выразительности, изобразительность музыки;
- формировать звуковысотный слух, певческие навыки; развивать певческий голос, петь не напрягаясь, свободно; закреплять умение передавать характер песни голосом;
- совершенствовать умение совмещать игру на музыкальных инструментах с поэзией, музыкой; формировать умение соотносить звучание инструментов с определёнными звуками; закреплять навыки звукоизвлечения на разных музыкальных инструментах;
- учить передавать образы природы в ритмических и танцевальных импровизациях.
Методы и приёмы: проблемный, поисковый, вербальный прием, метод творческих заданий, словесный метод.
Предварительная работа:
- прослушивание музыки П. И. Чайковского
- разучивание осенних песен
- разучивание коммуникативного приветствия
- показ движений для танца с листочками
Оборудование: телевизор, ноутбук, музыкальный центр, осеннее дерево, осенние листочки (для игры, для танца), конверт с письмом Осени, детские музыкальные инструменты (колокольчики, треугольники, барабан, маракасы, деревянные палочки, кубики, ксилофон, султанчики, бубны, металлофон и др.).
Ход ООД
(Звучит «Желтый вальс» Сл. Л. Кирилловой, муз. Е. Плаховой, аранж. Л. Севериновой, вокал Ю. Селиверстова)
Дети на носочках забегают в зал и встают полукругом.
Музыкальный руководитель: Ребята, Вы сейчас забежали в зал под красивую музыку. Скажите, какому времени года она посвящена?
Дети: Осени.
Да, это «Осенний вальс». А теперь, давайте мы с вами поприветствуем друг друга.
Коммуникативное приветствие «Здравствуй, друг»
Мы ладошки другу подадим,
И с улыбкой «Здравствуй!», говорим.
Добрый день, добрый день, заниматься нам не лень!
Добрый день, добрый день, заниматься нам не лень!
Музыкальный руководитель: Сегодня, к нам в детский пришло письмо. Так, посмотрим…Саранск, ул. Попова д. 67, Детский сад №76, подготовительная группа №7. А обратного адреса нет…Только желтый листочек прикреплен. Откроем и посмотрим, кто нам пишет? (зачитывает письмо)
«Здравствуйте, ребята! Я — Осень. В моём волшебном лесу все звуки перемешались… Пожалуйста, помогите! Звуки осени найдите!»
Музыкальный руководитель: Ребята, что будем делать?
Дети: Надо помочь Осени и найти звуки.
Музыкальный руководитель: Я предлагаю отправиться в царство Осени, и поискать осенние звуки. Ну, а как же нам попасть туда? Кажется, я знаю! Давайте превратимся в осенние листочки и ветерок отнесет нас туда. Каждый к кому я прикоснусь волшебной палочкой оборачивается листочком и кружась, отправляется в дорогу…
Звучит муз. А. Петрова из фильма «Осенний марафон.»
(Музыкальный руководитель дотрагивается по очереди до детей палочкой и они импровизируют простейший танец под музыку, имитируя полет и кружение листопада. Музыка затихает, «листочки» опускаются на землю).
Музыкальный руководитель: А вот мы и в осеннем царстве. Посмотрите, как здесь красиво. Какое волшебство осенних красок. (На экране появляется осенний пейзаж) Ребята, вы не забыли, почему мы оказались в царстве Осени?
Дети: Осень потеряла звуки, и мы пришли помочь их найти.
Музыкальный руководитель: Ребята, какие звуки мы можем услышать осенью.
Дети: Звуки дождя, шелест листьев, шум ветра.
Музыкальный руководитель: Вы знаете, что звуки осени можно услышать не только в природе, но и в музыке. Давайте с вами вспомним музыкальное произведение об Осени. (Дети садятся на стульчики)
Звучит пьеса П. И. Чайковского "Осенняя песня"
Дети: Это музыкальное произведение называется "Осенняя песня"
Музыкальный руководитель: Кто сочинил это произведение?
Дети: П. И. Чайковский
Музыкальный руководитель: Какое настроение выражено в музыке?
Дети: Грустное, нежное, печальное.
Музыкальный руководитель: Да, музыка печальная. Она изображает картину унылого осеннего пейзажа. Что вы услышали в музыке?
Дети: В этой музыке можно услышать и порывы ветра и как падают листья. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, несколько медленно.
Музыкальный руководитель: Правильно. Ребята, но мы должны помочь Осени найти звуки. Посмотрите, на нашей полянке дерево с осенними разноцветными листочками, они с сюрпризом! Сорвите каждый себе листочек и посмотрите, что изображено на обратной стороне?
(музыкальный руководитель опрашивает детей).
Музыкальный руководитель: Это картинки с изображением природы осенью. Я предлагаю вам подойти к столу, и посмотреть какие здесь есть музыкальные инструменты.
(Дети называют музыкальные инструменты, лежащие на столе: бубен, барабан, треугольник, «шуршики», металлофон, колокольчики, маракасы)
Работа с карточками «Эмоции»
Музыкальный руководитель: Я предлагаю найти музыкальный инструмент, который соответствовал бы вашей картинке: белочке, которая грызет орешки, звуку дождя, шелесту листьев, шуму ветерка, стуку дятла. (Дети из предложенных музыкальных инструментов выбирают инструмент и каждый играет, озвучивая свою картинку).
Музыкальный руководитель: Вы абсолютно правы. А теперь, я предлагаю вам, озвучить с помощью ваших инструментов стихотворение.
«Осенняя сказка»
(речевая игра с музыкальными инструментами)
Тихо бродит по дорожке (тихо бьют ладошками по барабану, ложки, и др.)
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, (маракасы, султанчики, шуршание ладошками)
Где дождинкой зазвенит. (колокольчики)
Раздается громкий стук – (деревянные палочки, кубики)
Это дятел тук да тук!
Дятел делает дупло – (ксилофоны, ложки, кубики, другие деревянные инструменты)
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, (султанчики)
По деревьям зашумел.
Громче завывает, (тремоло бубнов)
Тучки собирает.
Дождик — динь, дождик- дон! (металлофон)
Капель звонкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет — все инструменты.
Осень яркая идет!
Музыкальный руководитель: Молодцы! У нас получился замечательный осенний оркестр, и нашелся каждый звук! Вы помогли отыскали звуки осени. А теперь я бы хотела услышать осенние нотки и в вашем пении.
ПЕСНЯ «Дождливая осень» слова и музыка Е.Обухова
Музыкальный руководитель: Ребята, какая по характеру эта песня?
Дети: Музыка грустная, задумчивая, неторопливая.
Музыкальный руководитель: Я с вами согласна, песня нежная, лирическая.
Ребята, вы очень постарались, и вам удалось через песню рассказать об осени. Как прекрасна, осеняя пора! И композиторы, и поэты воспевали её красоту в своих произведениях. Я предлагаю передать эту красоту еще и в движениях.
Игра «Такие разные листья!»
(Детям предлагается распределиться на ковре таким образом, чтобы изобразить фигуры, которые будут изображены на экране – круг, квадрат, овал, линия из осенних листьев)
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, вы справились с заданиями: отыскали звуки осени, раскрыли красоту осени и в пении, в музыкальной игре.
Рефлексия:
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам заполнить эту корзину осенними листьями (выноси корзину).
Если вы считаете, что все задания вы выполнили, и вам легко всё удавалось — возьмите и положите кленовый лист.
Если вы в чём-то затруднялись, возьмите и положите в корзину березовый. Корзину наполнилась красивыми кленовыми листьями, а березовых очень мало. Это значит, что мы не зря совершили это волшебное путешествие в поиске звуков Осени.
До свидания, дети!
Дети: До свидания!
Дети под музыку выходят из музыкального зала.
|