Конспект НОД по познавательному развитию и экологии для старшей группы «Поможем Осени найти хозяина хвостика»
ОО (регион, город, посёлок и др.): Республика Коми, г.Сыктывкар.
Наименование ОО: МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 89» Г.Сыктывкара
Ф. И. О. педагога: Лобанова Людмила Николаевна.
Номинация: Образовательная деятельность с дошкольниками
Образовательная область: Познавательное развитие. (экология)
Возрастная группа: старшая.
Тема: Поможем Осени найти хозяина хвостика.
Цель: Обучить детей исследовательской (поисковой) деятельности на материале природоведческой литературы. Познакомить с обитателем леса — бурундуком, с его средой обитания, повадками, поведением.
Задачи:
Обучающие: Расширить знания детей о диких животных нашей страны об образе их жизни в зимний период. Познакомить с обитателем леса — бурундуком, с его средой обитания, повадками, поведением.
Развивающие: Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, посмотрю в книжке или спрошу у того кто знает».
Воспитывающие: Воспитывать любовь к животным.
Материал к занятию: подготовленные слайды на интерактивной доске: Слайд 1: «Осенний лес». Слайд 2 игра: «Признаки осени». Слайд 3: «Корзинка с хвостиками». Классическая музыка Вивальди: «Осень», разная литература, энциклопедии про животных, энциклопедии про космос, книги сказки и.т. д., картинки — пазл белки и бурундука. Сундучок с разными материалом и муляжами для игры «Волшебный сундучок».
Словарная работа: ежиный, барсучий, медвежий, бурундучий, желто-бурый окрас, черно-белые полоски, семена подсолнуха.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию:
Дидактические задачи: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о диких животных, развивать речь.
В группу заходит воспитатель в платье осени.
Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, для чего я надела сегодня это платье?
Дети: — Вы сегодня будете осенью.
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: Закрепить у детей знания- о признаках осени. Тренировать мыслительные процессы: анализ, сравнение, логическое мышление.
Воспитатель: — Давайте подойдём к доске. Покажите, по каким признакам в природе вы понимаете, что пришла осень?
Дети, советуясь друг с другом на интерактивной доске выкладывают карточки, которые обозначают осенние признаки.
(В игре есть карточки которые можно отнести к другим временам года, есть карточки, которые можно отнести к тому и другому времени года.)
Воспитатель: — Добрый лес, старый лес. Полон сказочных чудес! Я иду гулять сейчас. И зову с собою вас!
Дети: идут по воображаемой дорожке в лес за воспитателем.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для введения знания о бурундуке.
Воспитатель: -Шла я по лесной тропинке и на пеньке увидела корзину. А в ней хвостики. Помогите мне раздать животным хвостики.
Дети: -поможем.
-Дети берут по очереди хвостик и при этом говорят: — это медвежий, ежиный, барсучий хвост.
Воспитатель: — Остался один хвостик. Чей он?
Дети: -не знаем.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: хвостики которые мы раздали диким животным — все они впадают в спячку на зиму. Если остался хвостик, значит он принадлежит животному который тоже впадает на зиму в спячку. Мы его знаем?
Дети: -не знаем.
Воспитатель: — Что нам с вами надо сделать?
Дети: -Узнать хозяина хвостика, впадает этот зверёк в спячку на зиму, его образ жизни в лесу и чем питается.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: Познакомить с диким животным бурундуком. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что то не знаешь, спросить у того, кто знает. Посмотреть в книжке, позвонить маме». Сделать сравнительный анализ белки и бурундука.
Воспитатель: — Как можно узнать то, что не знаешь?
Дети: — Спросить у того, кто знает. Посмотреть в книжке, позвонить маме.
Воспитатель: — идите, узнайте хозяина хвостика, впадает этот зверёк в спячку на зиму, его образ жизни в лесу и чем питается.
(На столах приготовлена разная литература, энциклопедии про животных, энциклопедии про космос, книги сказки. Дети должны самостоятельно определить литературу которая им нужна, для того чтобы отыскать информацию про зверька бурундука).
Дети выясняют что это хвост бурундука.
Читающие дети могут прочитать информацию про зверька в энциклопедии.
Воспитатель: — Ребята, кого вам напоминает бурундук?
Дети: -похож на белку.
Воспитатель: — Бурундука называют ещё родным братом белки. Но в отличие от белки бурундук живёт в норе в земле, за это его прозвали земляной белкой. Он тоже делает запасы на зиму. С середины октября до апреля бурундуки спят, свернувшись клубочком, а нос прячут к брюшку. Хвостом закрывают голову. Но зимой несколько раз просыпаются для принятия пищи и сходить в туалет. Эти зверьки являются грызунами. У них в основном растительная пища: семена, ягоды, злаки, грибы, листья, желуди, орехи.
Воспитатель: -Давайте мы с вами сравним бурундука и белку. Посмотрите похожи они окрасом или нет?
-Но для начала нам нужно собрать пазл -картинку бурундука и пазл-картинку белки.
(дети собирают пазл: белка, бурундук).
Дети: — Отличаются., окрас шкурки бурундука отличается от белки цветом (белка бывает рыжая и серая, а у бурундука желто-бурый окрас и черно-белые полоски на спине).
Воспитатель: — Кто ни будь из вас прочитал для чего бурундуку полоски на хвостике?
(Может дети не прочитали нужную информацию, могут тогда выдвинуть своё предположение)
Воспитатель: — Ребята, я вам приготовила из бумаги бурундучков. Вы их раскрасите так, чтобы один бурундук был с полосками на хвостике. А другой без полосок. Затем вырежете своих бурундуков по контуру.
Когда дети выполнят задание воспитатель просит принести их работы на интерактивную доску и при помощи магнитов закрепляет бурундуков с полосками и без на осеннем пейзаже.
Воспитатель: — Ребята. Давайте посмотрим на доску. Какой вывод мы с вами сейчас можем сделать?
Дети: -полоски бурундуку нужны для маскировки, чтобы их не заметили хищники на земле.
5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.
Дидактические задачи: закрепить знания у детей, полученные о бурундуке. Развивать познавательный интерес.
А теперь мы с вами поиграем в игру: «Бурундук или белка». Я вам буду задавать вопросы а вы будете на них отвечать так: «бурундук» идти на месте, «белка» прыгать на месте.
- Зверёк серый или рыжий.
- Домик у него на дереве.
- У зверька черно-белые полоски.
- Детёныши бельчата.
- Набьёт в защёчные мешки еду и переносит её, таким образом, к себе в дом.
- Зверёк характер которого не по росту задиристый, – умеет он отвоёвывать себе место: не задумываясь, займёт сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру?
- Найдёт грибок и сразу спрячет.
- Его прозвали: земляной белкой.
- У этого зверька есть кисточки на ушах.
Воспитатель: — Ребята, бурундучок уже хочет ложится спать, но забыл, где его домик?
(на интерактивной доске дети выбирают из предложенных картинок -картинку домика бурундука.)
Воспитатель: — давайте поможем бурундуку сделать запасы на зиму. Сейчас поиграем в игру: «Волшебный сундучок».
Будем говорить такие слова: — Бурундук, бурундук,
Открывай свой сундук,
Покажи, что для нас
В сундуке ты припас?
Вам надо вспомнить чем питается бурундук и не заглядывая в сундучок, на ощупь определить, что там лежит.
(в сундучке лежат не только муляжи орехов. Грибов и т.д. чем питается бурундук, но и разные предметы, дети сами должны определить, чем питается бурундук.
Итог занятия.
Дидактические задачи: Провести рефлексию деятельности детей на занятии.
Воспитатель собирает вокруг себя детей
-Кому мы сегодня помогли?
-Что мы нового узнали?
-Как вы думаете, где можно применить полученные знания?
|