Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Т". Одежда»
учитель-логопед Ноздрина Ольга Игоревна
Программные задачи:
- Знакомить с звуками Т и Т".
- Продолжать учить детей делить слова на слоги, выполнять звуковой анализ слова.
- Закреплять обобщающее понятие одежда, названия деталей одежды.
- Упражнять в подборе слов с противоположным значением (антонимов).
- Упражнять в образовании относительных прилагательных.
- Упражнять детей в употреблении простых предлогов.
- Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование:
Картинка Золушка, игрушечный шкаф, картинки с одеждой: (куртка,, плащ, юбка, блузка, рубашка, платок, шапка, халат), вешалка, кукольный блузка, юбка, пояс, кружевной воротник, тыква (муляж), хрустальные туфельки, две магнитные маленькие доски с набором фишек,
картина с предметами на магнитах (мост, тыква –карета, деревья, ворота замка), восковые мелки, месяц, звездочки.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Дети входят под мелодию «В гостях у сказки»
Сегодня мы отправимся в сказку. В какую, вы узнаете, когда найдете предметы из этой сказки.
2. Игра «Искатель»
Л.: Соня первой отправится искать, а мы ей поможем считать шаги. Повернись направо, сделай пять шагов вперед и т.д.
Ребенок находит коробочку с тыквой, и не показывая её дает описание…
(Это овощ. Она растет на земле. Она большая, круглая, оранжевая. Мякоть у неё сочная, а внутри неё семечки. Из неё можно сделать пюре и сок. Что это?)
Дети: Это тыква.
Л.: Теперь отправиться искать Полина.
Другой ребенок выполняет инструкцию и находит хрустальную туфельку.
Эту обувь носят носят женщины. У неё есть носок, пятка, каблук. Она украшена бантиком. Что это?
Дети: Туфля.
Л.: А если она маленькая, мы скажем…
Д. Туфельки.
Л. В какой сказке мы услышим о тыкве и туфельках?
Дети: Это сказка «Золушка»
Л.: Золушка пришла к нам в гости (вешает плакат на доску)
Дети проходят на свои места.
3. Упр. «Расскажи какая…»
Л.: Дети вы помните эту сказку?
Дети, какая Золушка? (Добрая, ласковая, милая, трудолюбивая, красивая, заботливая)
С кем жила Золушка?
Она жила с мачехой и сестрами.
Какая была мачеха? (злая, сварливая, скверная, хитрая)
Какие были сестры? (ленивые, злые)
Золушка хотела попасть на бал.
Дети, кто помог Золушке? (Добрая Фея.)
Что подарила ей Фея? (показать на хрустальные туфельки).
Что превратила фея в карету?
4. Знакомство с новыми звуками.
Дети произнесите слова тыква, туфелька.
Паша, назови первый звук в этих словах.
(Первый звук в словах тыква, туфелька – звук Т)
Что мы можем сказать о этом звуке? Он гласный или согласный?
(Звук Т – согласный.)
Докажи, почему согласный? Когда мы произносим звук Т, воздушная струя встречает преграду.)
Какой звук Т глухой или звонкий?
(Звук Т глухой, потому что голосовые связки не работают.)
Какой звук Т: твердый или мягкий?
Звук Т – твердый.
Итак, что мы можем рассказать о звуке Т?
Звук Т – согласный глухой твердый.
Назовите парный мягкий звук. (звук Т").
Расскажите о звуке Т".
Звук Т" – согласный глухой мягкий.
5. Упр. «Поймай звук»
Л.: Злая мачеха дала Золушке задание. Помогите ей разобрать гардероб.
Дети выходят из-за столов и становятся в круг.
Звучит мелодия «Встаньте дети! Встаньте в круг!»
Послушайте слова. Если вы услышите звук Т, хлопните в ладоши. Если вы услышите звук Т" присядьте.
Куртка, шуба, колготки, плащ, платье, платок, юбка, кофта, блузка, жилет, сарафан, костюм, варежки, перчатки.
Дети, что произносила? (вы произносили слова.)
Как можно назвать их одним словом?
6. Упр. «Веселая песенка»
Задание выполняется следующим образом: логопед произносит слоговой ряд, ребенок повторяет и получает картинку с изображением одежды.
Дети, Золушка ни когда не унывала и за работой всегда что-нибудь напевала. Послушайте и повторите:
Та-та-тя-та ты-ты-ти-ты
Та-тя-та-тя то-тё-то-тё
Та-тя-тя-та ту-ту-тю-ту
Ту-тю-ту-тю то-то-тё-то
Дети садятся за столы.
7. Упр. «Скажи наоборот».
У Золушки есть непослушные сестрицы. Они все время спорят с ней. Золушка принесла им одежду.
Золушка говорит одежда чистая, они -- … грязная.
Золушка говорит одежда сухая, а они --…мокрая
Золушка принесла им новое платье, а они кричат --… старое.
Золушка принесла глаженую юбку, а они говорят--…мятая.
8. Упр. «Наведем порядок»
(картинки с изображением различной одежды в руках у детей.).
Дети, поможем Золушке разложить одежду по полочкам.
На первую верхнюю полочку положим одежду, в названии которой один слог.
На вторую, среднюю полочку положим одежду, в названии которой два слога, а на третью нижнюю – три слога.
(Дети подходят к игрушечному шкафчику, обосновывают свой выбор и кладут на ту или иную полочку.)
Дети: Я кладу плащ на первую полку, потому что в слове плащ один слог.
Я кладу рубашку на третью полочку, потому что в слове рубашка три слога.
- Плащ
- Куртка, блузка, платок, шапка, халат, костюм
- Рубашка.
Назовите самое короткие слова (плащ)
Почему оно самое короткое? -- В слове плащ один слог.
Назовите длинное слово. Почему вы так думаете? – В слове рубашка – три слога.
Молодцы, вы помогли Золушке навести порядок. А теперь поможем подготовить её одежду для бала.
9. Дин. пауза.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем другу помогать.
Одевать, наряжать
И на бал провожать.
Что мы делали, расскажем,
Что мы делали, покажем:
Долго нитку продевали,
Отрезали лоскуток,
Прошивали вдоль стежок.
Утюгом горячим шов
Распрямили, чтобы лег.
Золушку скорей позвали,
Нарядили, не узнали!
10. Упр. «Скажи по-другому»
Одежда расположена на столе. Дети подходят, берут предмет одежды (юбку, блузку, воротник, пояс). Логопед предлагает детям прикрепить одежду к вешалке.
Дети какая красивая одежда! Сейчас мы повесим её на вешалку.
Л.: Юбку мы сшили из шифона. Какая юбка из шифона.... шифоновая юбка. Оборка на юбке из кружева. Какая оборка? …
Блузку мы сшили из шелка. Какая блузка? …
Воротник из кружева (какой?) …
Пояс из атласа (какой?) …
А ещё ей нужны туфельки, которые подарила фея. Они необычные и сделаны из хрусталя. Какие туфельки у Золушки? …
Вот теперь Золушке можно отправляться на бал.
11. Коллаж.
Логопед на магнитном мольберте прикрепляет составляющие коллажа и задает вопросы.
И вот Золушка отправилась на бал.
На чем Золушка поехала на бал? – Золушка поехала на бал в карете.
Откуда отправилась Золушка? – Золушка отправилась из дома.
Где ехала карета? – Карета ехала по дороге.
Как переправилась Золушка через реку? – Золушка в карете проехала по мосту.
Около чего проезжала Золушка? -- Золушка проезжала около леса.
К чему подъехала карета? – Карета подъехала к воротам замка.
Дети вспомните как золушка ехала на бал и назовите слова, в которых есть звук Т. (карета, мост, ствол дерева, ворота). Звуки Т и Т" обозначается вот этой буквой. (показать на коллаже).
Раз, два, три карточку поверни.
Вам надо найти эту букву и обвести.
12. .Звуковой анализ.
Дети, Золушка спешит на бал. Но давайте напомним, когда она должна вернуться?
(Она должна вернуться, как только часы пробьют двенадцать раз.)
Как часы идут?
Тик – так
Произнесите тихо. Произнесите громко.
Давайте, выложим с помощью фишек эти слова.
(Дети выполняют звуковой анализ слов ТИК – ТАК по подгруппам)
Ребенок от каждой подгруппы выходит с маленькой магнитной доской, на которой фишками выложено ТИК (на другой ТАК).
Взаимопроверка. Дети проверяют выполнение задания у друг друга.
12. Итог.
Вспомните, какие добрые дела мы сегодня сделали.
Мы сегодня помогали Золушке: разобрали гардероб, помогли ей отправиться на бал, напомнили, когда она должна вернуться.
Золушке придётся поздно возвращаться с бала. Мы поможем ей. Мы звездочки прикрепим к ночному небу. Они будут освещать ей дорогу.
|