Итог проекта «Искусство мастеров» для старшей группы.
- Воспитатель Котова Светлана Григорьевна, школа №1282 «Сокольники» г. Москва.
- Воспитатель Гальперович Юлия Владимировна, школа №1282 «Сокольники» г. Москва.
Тема: Искусство хохломских мастеров.
Цель: развитие у детей интереса к народному творчеству в процессе продуктивной работы.
Задачи.
- Образовательная — познакомить детей с искусством хохломских мастеров, с историей этого старинного народного промысла.
- Развивающая — развивать эстетическое восприятие, интерес к художественному творчеству.
- Воспитательная — сформировать у детей интерес к искусству хохломских мастеров.
- Коммуникационная – способствовать установлению конструктивного общения родителей и детей в процессе совместной работы.
Оборудование:
Для детей и их родителей: деревянные заготовки ложек и браслетов для раскрашивания, акриловые краски, кисточки для рисования, ватные палочки, баночки для воды, бумага, салфетки, тарелочки одноразовые.
Скачать конспект
Демонстрационный материал: предметы, украшенные хохломской росписью, наглядные материалы с изображением хохломской росписи, запись русской народной музыки.
Педагоги в русских народных костюмах с элементами хохломской росписи.
Ход мастер-класса:
Педагоги и дети приветствуют гостей, далее педагогами совместно с детьми проводится «Утренний круг».
«Утренний круг».
Все садятся в круг и друг с другом здороваются, желают друг другу хорошего дня и настроения, передавая улыбку.
Рассказ педагога.
Наш сегодняшний мастер-класс посвящен искусству хохломской росписи. Хохломская роспись – традиционное народное русское ремесло, появившееся в 17 веке в деревнях под Нижним Новгородом. Один из самых известных видов народной русской декоративной живописи, он используется при создании великолепной декоративной деревянной посуды и мебели (педагог демонстрирует детям и родителям образцы росписи).
Далее педагог рассказывает сказку.
Рассказ педагога.
Сказка
Жил-был давным-давно мужичок, мастер деревянную посуду делать. Вот как-то раз и решил на базаре сбыть выработанную продукцию. Полдня на базаре провел все без толку, развернулся в обратную дорогу. Доехал до опушки и остановился – стыдно домой с пустыми руками возвращаться …
Прилёг на травку, а солнечный Лучик поиграть с ним задумал: бочек припекает, в глазок заглядывает, а мужик хмурый как тень. Спрашивает его Лучик, чего он такой не живой, прям как горшки его. Поведал мужик беду свою, что не продал ничего, а дома его детки с гостинцами ждут. Жалко Лучику стало мужичка и решил он ему помочь.
–Вот, держи мой лучик золотой, вижу, что не бездельник. Так посмотри по сторонам и лучику моему применение найди. … Посмотрел, подумал мужик, взял горшочек и лучиком дорожку на нем нарисовал и травинки да веточки золотые…
-Так увлекся мужичок, расписывая горшки, что не заметил, как солнышко садиться стало, и лучик в его руках покраснел и добавил он тогда красных травинок и ягодок.
-Покатилась росинка по зеленой травинке, подхватил её мужичок и набросал зеленые завитки и капельки у себя на посуде.
-Совсем стемнело на опушке – все стало черным казаться и лучик тоже. Тогда взмахнул он им и нанес последние мазки — травинки, ягодки.
-И заснул утомленный. А утром просыпается, диву дается – какая красота перед ним. Замерла на его посуде красота растительная: травки, листочки, завитки, ягодки да капельки. И сияет так будто золотое – Лучик красу свою подарил. Поехал тогда мужичок опять на базар и когда у него спрашивали: “Откуда такое диво? ”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут.
Проводится физкультминутка «Хохлома»
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Далее дошкольники и их родители рассматривают изделия в технологии хохломской росписи, иллюстрации и приступают расписывать деревянные ложки и браслеты в технике хохломской росписи. Дети для своих мам и бабушек расписывают браслеты, мамы и бабушки деревянные заготовки ложек под сопровождение русской народной музыки.
Демонстрация и обсуждение готовых изделий.
Список источников
- Василенко В.М. Избранные труды о народном творчестве X–XX вв. М., 1974.
- Ворончихин Н. С. Орнаменты. Стили. Мотивы. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2007
- Дмитриева, С. И. Традиционное искусство русских Европейского Севера: этнографический альбом / С. И. Дмитриева; Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — Москва: Наука, 2006. — 284 с.
- Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собр. Гос. Рус. музея: сборник / cост. И. Я. Богуславская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1981. — 311 с.
- Искусство русской кистевой росписи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, С. Бадаев. — М., 2013. — 71 с.
|