Роль предметно-развивающей среды в развитии патриотических чувств у старших дошкольников
- Згурськая Елена Анатольевна (воспитатель),
- Уфимцева Юлия Анатольевна (воспитетель).
- Чаусова Ольга Анатольевна (воспитатель),
- Фролова Екатерина Валентиновна (воспитатель),
- Пученина Людмила Юрьевна (воспитатель)
Киселевский ГО, Кемеровская область МАДОУ №2 «Лучики».
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский.
Скачать конспект
В статье раскрывается проблема воспитания чувства патриотизма у дошкольников. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Наблюдая за развитием детей, их интересами, авторы пришли к выводу, что предметно – пространственная среда способна вызывать интерес у воспитанников и развивать личность ребенка в нужном русле. Авторы полагают, что правильно организованное пространство группы способно положительно повлиять на развитие патриотизма у дошкольников.
Составитель аннотации -
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те кто дает жизнь новому существу.
Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.
Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею.
Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования. Воспитать любовь к родине. А это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Весьма эффективным средством воспитания патриотических чувств, на наш взгляд, является правильная организация патриотического уголка в группе.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо грамотно отбирать материал для патриотического уголка, он должен вызывать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности. Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры.
На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно- нравственную, природоохранную функции. В уголке размещены карточки-иллюстрации и альбом посвященный Киселевску. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его «маленькой» Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы и архитектуре, и о многом другом1.
Постепенно в нашей группе сложилась определенная система по ознакомлению детей с родным краем. Для этого нами разработаны и постепенно внедрены в предметно-развивающую среду: Это знание «Моя улица». Дети из кубиков и другого необходимого оборудования могут самостоятельно сконструировать свою улицу. Макет детского сада и прилегающая к нему территория с интересом рассматривался детьми и проигрывался маршрут их передвижения. №2, 3
Когда дети становятся старше, информация и наглядные пособия для изучения становятся всё более сложные, с глубоким смыслом. Детям старших групп предлагается символика государства, гражданами которого они являются, географическое представление о стране, области. Патриотический уголок дополняется портретами первых лиц государства, символикой страны, которую дети этого возраста должны уже знать.
№4 №5
№6
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Исконно русская традиция встречать гостей хлебом – солью, так же отраженна в уголке. №7
Дети тоже должны и о страшных страницах нашей истории, чтить память погибшим войнам. Знать, кто оберегает сейчас нашу страну от врагов, нашу доблестную армию.
№8 №9
№10
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Главное богатство нашего края — уголь. Ценен и почетен труд горнорабочего.
№11
Любить Родину – это знать её историческое наследие. Знакомство с бытом, обычаями русского народа, №12
с видами народно – прикладного искусства.
№13
Создавая данные пособия, макет хотелось вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к крестьянской деревне, дать представления о избе, одежде, о березе как символе чистоты, грациозности, красоте русского дерева.
№14 №15
№16 №17
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Детям дается представление о других странах и символики каждой из них. Много разных людей живет на Земле. Они отличаются друг от друга, цветом кожей, одеждой, даже питаются, поют, танцуют неодинаково.
№18
№19
Воспитание патриотических чувств, представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности и истории.
В дальнейшем мы планирую продолжить работу по данной теме, изготовить новые макеты, альбомы для расширения и углубление знаний старших дошкольников о родном крае, что влечет за собой более глубокое развитие патриотических чувств.
|