Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»

Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»

Сложно представить надлежащий уровень жизненной компетенции человека без овладения им устной речью. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский замечал, что родной язык является основой умственного развития и фундаментом всех знаний. Родной язык — это инструмент познания, мышления, речевого развития. Через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь, активизируются творческие начала личности.

Речевое развитие ребенка является одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте. Степень развития этой сферы определяет уровень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, которые являются базисом личностной культуры. Овладевая речью, изучая язык, ребенок усваивает систему знаний, общественно принятые нормы поведения — основу ее жизненной компетентности, то есть «овладевает наукой и искусством жить среди других». Учитывая это, проблема развития речи у детей дошкольного возраста всегда была и остаётся одной из центральных в дошкольном образовании.

 

Задача педагогов ДОУ создать оптимальные условия, способствующие своевременному речевому развитию каждого воспитанника.

Для успешного решения задач познавательно-речевого развития необходима правильно организованная предметно-развивающая среда в группе. Её условно можно разделить на несколько взаимодополняющих компонентов.

1. Уголок Книги.

Цель: Воспитание духовной культуры дошкольника, его представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой. Приобщение к общечеловеческим ценностям. Освоение родного языка. Формирование умений высказывать свои мысли и чувства, задавать вопросы.

2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: Развитие речевого творчества детей: на основе литературных произведений, формирование навыков речевого общения и положительных взаимодействий со сверстниками.

3. «Мастерская слова».

Цель: Усвоение родного языка и экспериментирование со словом, формирование речевого общения через разнообразные дидактические игры. Усвоение образцов правильной литературной речи.

4. Речевое творчество дошкольников (литературный опыт).

Цель: Развитие способностей к сочинительству и словесному творчеству.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ

ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И

ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Уголок Книги.

Цель: Воспитание духовной культуры дошкольника, его представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой. Приобщение к общечеловеческим ценностям. Освоение родного языка. Формирование умений высказывать свои мысли и чувства, задавать вопросы.

Необходимое оборудование:

  • Шкаф или секретер с широкими полками для размещения материалов, книг, пособий
  • Тумбы или открытые полки для выставленных атрибутов
  • Настенная витрина для книг или подставка на ножках (может быть в виде вертушки, только для детей старшего возраста), заменяющая витрину. Задача Книжной витрины — привлечь внимание детей к книге, вызвать желание взять книгу, рассмотреть ее. В практике работы ДОУ книжные витрины часто оформляются в виде привлекающих

внимание детей паровозика, везущего книги, матрешки или домика-избушки, веселой гусеницы и пр.

  • Стол, (абсолютно свободный от каких-либо материалов) для самостоятельной деятельности детей
  • Стулья по росту детей.

Могут иметь место мягкие кресла или диванчик, где дети располагаются в минуты тихого чтения или рассказывания воспитателем сказок.

Примерное содержание уголка книги:

Подборка художественной литературы в соответствии с реализуемой в ДОУ программой и в соответствии с задачами работы воспитателя на конкретный временной отрезок учебного года.

Книги для чтения по интересам детей, знакомящие с природой, трудом и бытом людей, с техническими достижениями человека, транспортными средствами, с историей города, страны, о космосе, о живописи и т д.

Книги, знакомящие с национальной культурой российского народа: потешки, сказки, мифы народов мира, библейские легенды (со старшей группы ДОУ).

«Почемучкины книжки» типа детской энциклопедии (для старших дошкольников).

Словари и словарики, например, «Этимологические» или «Жизнь замечательных слов» (в группах старшего дошкольного возраста).

Книги — атласы, знакомящие детей с планетами, звездами, географией различных стран,

историей народов планеты Земля и т.д.

Книги любимых поэтов и писателей (русских и зарубежных)

Современные периодические издания для детей дошкольного возраста, например, «Воробышек» (3–5 лет); «Карапуз» (5–7); «Тошка и компания» (5–8лет); «Зайкина школа»; «Детские сказки» (не более 2-х — 3-х одномоментно).

Книги рекомендуется располагать:

  • Частично на витрине для привлечения внимания и интереса детей (книги периодически меняются, обновляются).
  • Основная масса книг располагается на полках шкафа таким образом, чтобы свободно просматривалась детьми. Дети берут их по своему желанию и интересам и рассматривают на специальном для этого столике.
  • Подборка книжек — малюток, книжек — самоделок для игры в библиотеку в старших группах детского сада, а так же для сюжетно-ролевых игр и самостоятельного прочтения.

На книжной витрине (в самом низу) желательно разместить «карманы» для карточек с подборкой произведений малых форм фольклора (пословиц, дразнилок, считалок, загадок, закличек, приговорок, скороговорок, потешек, прибауток), связанных с тематикой изучаемого материала о растениях, животных, жизни человека, временах года и т.д. В младших группах — произведения устного народного творчества, как культурное наследие народа, может быть представлено подборкой книг, например: «Русские народные потешки», «Прибаутки», «Сказки», «Песенки» и др.

Кроме книг, рекомендуется иметь комплекты репродукций, иллюстраций по темам программы для ознакомления и расширения знаний об окружающем мире и развития речи детей.

Иллюстрации размещаются в альбомы, папки-накопители и добавляются по мере знакомства детей с окружающим, непосредственного наблюдения в природе, в ходе целевых прогулок, экскурсий.

В книжном уголке обязательно должны иметь место технические средства обучения: диапроектор, фильмоскоп, магнитофон с подборкой аудиозаписей для прослушивания детских песен, стихов в исполнении актеров, сказок или рассказов.

2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений, формирование навыков речевого общения.

Оборудование:

  • Фланелеграф настенный — размер 70 * 60 (для групп младшего возраста);
  • Фланелеграф настольный, может быть складной, для детей старшего дошкольного возраста;
  • Книжки — раскладки (аппликационные) с плоскостным изображением персонажей;
  • Наборы фигурок литературных персонажей плоскостных, объемных, на стержнях, одевающихся на пальчик и т.д. для обыгрывания литературных произведений;
  • Ширмы различных размеров: настольные трех/четырех створчатые, напольные — в рост детей.

Все атрибуты и пособия для самостоятельной художественно-речевой деятельности детей располагаются вблизи книжной витрины, полки с книгами и используются воспитателем при чтении художественной литературы, для привлечения внимания ребенка к сюжету произведения, к особенностям этого или иного конкретного сказочного образа, для организации инсценировок, игр — драматизаций, режиссерских игр и т.д.

Дети по желанию могут использовать эти пособия для самовыражения и импровизации в самостоятельной литературно-речевой деятельности. Все атрибуты и пособия рекомендуется выкладывать постепенно. К примеру, обыграв сюжет сказки или потешки, стихотворения с помощью книжки-раскладки, и убедившись, что у детей уже снизился интерес к ней, выложить фигурки литературных персонажей на фланелеграфе и т.д. Главная задача — привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к тексту литературного произведения и с помощью разных пособий помочь ему запомнить текст, речевые обороты произведения.

Дополнительно к перечисленному оборудованию желательно использовать современные технические средства.

3. «Мастерская слова».

Цель: Усвоение родного языка и экспериментирование со словом, формирование речевого общения через дидактические, словесные и другие игры.

Примерные игры и упражнения со словом, игры с картинками, дидактические игры для совместной деятельности воспитателя и детей, для самостоятельных игр детей.

Игры на развитие звуковой культуры речи:

  • Набор слов на определенный звук, твердый и мягкий звуки (иллюстративный материал).
  • Игры на развитие фонематического слуха (выделение звуков в словах (в начале, середине, конце слова).
  • Игры на дифференциацию звуков в словах.
  • Ударение в словах.
  • Игры на звуковой анализ слова, деление слов на слоги (односложные, двухсложные, трехсложные слова).
  • Словообразование — словесные игры.
  • Подбор слов с одинаковым корнем, например, «снег», «вода», «лес» (родственные слова), сахар — сахарница и т.д.
  • «Как образуется слово» (или, закончи слово) Пример: ко-за, ко-рова, ко-робка, ко-пилка и т.д.
  • Какие бывают слова: Обозначающие предмет, действие, признак (назови); Длинные, короткие (назови); Ласковые, сердитые, печальные, громкие, тихие, радостные и т.д. (назови, перечисли); Русские, иностранные, современные, старорусские; Красивые (литературные), некрасивые (ругательные).
  • Что умеет слово: Объяснять — изменяться, огорчать — рассыпаться на звуки, обрадовать — образовывать другие слова.
  • Как умеет слово изменяться? Примерные дидактические игры:

«Кого не стало?» (образование формы винительного падежа множественного числа существительных).

«Чей нос?», «Чьи глаза?», «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных).

«Чего не стало?» (образование формы родительного падежа множественного числа существительных).

«Скажи наоборот» (образование антонимов).

«Один — много» (образование множественного числа существительных).

«Что из чего?» (образование прилагательных).

  • Найди нужное слово. Примерные дидактические игры:

«Что летает, что не летает?»

«Съедобное — не съедобное»

«Что лишнее?»

«Говори правильно» и пр.

  • Отгадай слово: Кроссворды, ребусы, пиктограммы, шарады, лабиринты
  • История происхождения слов (этимология слова): Дидактическая игра «История предмета «Раньше — сейчас — потом».
  • Где живут слова: в словариках (грамматические, орфографические); в книгах о языке, газетах, журналах; в художественной литературе; в памяти человека (стихи), в компьютере и т.д.

Все дидактические и настольно-печатные игры, картинки располагаются в доступном для ребенка месте — на полке шкафа, тумбы. Игры накапливаются по мере решения воспитателем программных задач и остаются в самостоятельном использовании детьми.

Игры и игровые упражнения на усвоение родного языка (лексики, грамматики, звукопроизношения) экспериментирования со словом (словообразование, видоизменение) воспитатель подбирает в соответствии с календарным планом работы. Игры используются как в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуально-подгрупповой деятельности детей с педагогом (или без него).

Дидактические игры располагаются так, чтобы свободно просматривались детьми. Следует интересно оформлять их, что привлекало бы внимание и вызвало желание взаимодействовать с ними. В группах младшего дошкольного возраста воспитатель всегда сам инициатор игрового взаимодействия с детьми.

4. Речевое творчество дошкольников.

Цель: Развитие способностей у детей к сочинительству и словесному творчеству.

К речевому творчеству детей проявляют интерес уже со средней группы. Многое зависит от самого воспитателя, от его желания руководить речевым развитием детей, умений побуждать ребятишек к совместному творчеству, особенно с родителями. Желание вести записи совместного сочинительства рассказов, сказок, загадок, имитационных рифмовок.

С детьми старшего дошкольного возраста воспитатель систематически работает над развитием умений сочинять, фантазировать, рифмовать и рассказывать. Самые интересные, по мнению детей, сочинения необходимо записывать в альбомы. Лучше использовать при этом печатные буквы. Такие тексты дети самостоятельно в дальнейшем могут прочитывать с большим интересом. Альбомы или авторские самодельные «книжки» располагаются в зоне книжного уголка, в доступном для детей месте.

Примерный перечень материалов:

  • Книжки — самоделки: сказки, рассказы, считалки, дразнилки, стихи, придуманные самими детьми или совместно с воспитателем, родителями.
  • Альбом «Говорят дети» (ловко подметил, рассказы по картинам, по детским рисункам; загадки, придуманные детьми).
  • Модели, мнемотехнические таблицы для составления загадок, запоминания стихов, сочинительства сказок.
  • Альбомы (или папки с картинками) с записью придуманных детьми загадочных объявлений, объяснялок.
  • Иллюстрированные словарики — самоделки по литературным произведениям на уточнение понимания различных слов, например, старинных русских слов: катанки — валенки; пороша — падающий ровно снег, только что выпавший; ставенки — створки для прикрытия в деревенском доме окон и пр.

Оптимальная организация предметно-развивающей среды по речевому развитию в детском саду эффективно воздействует на воспитанников, формируя у детей активное познавательное отношение к окружающему миру, что в свою очередь, стимулирует своевременное и активное речевое развитие как средство общения, познания, самовыражения каждого ребенка в различных видах деятельности.

Просмотров: 760
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Карпачёва Алла Владимировна. Логоритмические игры как средство речевого развития у детей среднего дошкольного возраста.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • Барсукова Ольга Викторовна. Сенсорное развитие детей через дидактические игры
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Занина Любовь Викторовна. «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».
  • Лабина Елена Вячеславовна. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по математике (буклеты)
  • Шапеева Светлана Вадимовна. Дидактические игры для старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь