Конева Людмила Анатольевна. Проект «Воспитание духовно-патриотических качеств на основе русских народных сказок»

Проект «Воспитание духовно-патриотических качеств на основе русских народных сказок»

Данная работа включала в себя следующие этапы:

  • Изучение методической литературы;
  • Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста.
  • Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.

Цель: Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей средней группы через потенциал русских народных сказок.

Исходя, из поставленной цели были определенны следующие задачи:

  • Воспитательная: Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
  • Обучающая: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
  • Развивающая: Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.

Актуальность. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» — теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

 

Скачать конспект

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Гипотеза

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма — эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло ( «Зимовье»);
  • добрые и миролюбивые побеждают ( «Волк и семеро козлят»);
  • зло наказуемо ( «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

  • Сказка не даёт прямых наставлений детям ( «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребёнка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребёнка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем.

Паспорт проектной деятельности

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 4-5л.

Направленность развития детей, в рамках которых поводится работа по проекту: комплексное (разные виды деятельности: ручной труд, слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, продуктивные виды деятельности: лепка, рисование.)

Тип: социально-педагогический

Вид: ролево -игровой, межпредметный

Продолжительность проекта: кратко срочный 4-18 марта 2020г

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели Конева Л.А, Зыбина О.В

Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы

Формы работы:

  • чтение сказок и беседы
  • экскурсия в музей
  • показ спектаклей и сказок
  • продуктивная деятельность детей
  • выставки творческих работ детей.

Предполагаемый результат:

К концу проекта у детей закрепятся представления о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

 

  

Формы работы с детьми и родителями

Задачи

Занятие с детьми по знакомству с русскими народными сказками.

Формировать представление о любви к родине, воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг   другу.

Изготовление атрибутов

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом.

Развивать аккуратность, старательность.

Театрализованные представления

Побуждать детей к творческой

самореализации.

Взаимодействие с родителями

Привлечение родителей к созданию экспонатов.

                                                       Содержание проекта

Перспективный план

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ

ЧУВСТВ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Виды

Тема:

Цель

     
     

деятельности

         
           

Коммуникативная

Пересказ сказки:

Цель: Воспитывать у детей смелость,

     
 

«Заяц-хваста»

отвагу, умение прийти на выручку в

     
   

трудную минуту. Учить пересказывать

     
   

сказку выразительно передавая диалог

     
   

персонажей.

     
           

Познавательно-

Экскурсия в музей «Русская     изба»

Цель: Продолжать знакомить детей с

     

исследовательская

 

русской избой, развивать интерес к

     
   

семейным традициям.

     
   

Показать ребятам наглядно

предметы русского быта. Закрепить

знание детей о русской избе.

     
           
           
           
           
           
           

Художественная

«Крылатый, мохнатый да

Цель: Показать детям силу

     

литература

масленый»

коллективизма («там, где трудно

     
   

одному, сделаем с друзьями»)

     
   

Воспитывать дружелюбие,

     
   

взаимовыручку чувство товарищества.

     
           

Познание

Занятие по ФЭМП, : « Сказочное приключение»
дата:

Цель: познакомить с новой сказкой о колобке, который любит математику.

Сделать выводы: чему учит сказка; развивать воображение, формировать математические знания

     
           
           
           

Театрализованная д-ть

Показ сказки «Репка»

Цель: Вызвать интерес к русским

     
   

традициям: помощь ближним, уважение

     
   

друг к другу. Воспитывать доброту,

     
   

любовь друг к другу, окружающему

     
           
   

миру, чувство ответственности за все,

   
       
   

что нас окружает.

   
         

Музыкальная

Разучивание песни

Цель: Развитие музыкальности,

   

деятельность

«Дружба крепкая»

формирование эмоционально-

   
   

положительного отношения к

   
   

сверстникам.

   
         

Игровая

Дидактические игры

Развитие эмоциональной сферы

   

деятельность

 

ребёнка, формирование доверительных

   
   

отношений, активизация внимания.

   
         

Двигательная

Подвижная игра «Волк и

Упражнять детей в прыжках через

   

деятельность

семеро козлят»

скакалку.

   
         

Изобразительная

Изобразительная

Деятельность по мотивам

Воспитывать трудолюбие.

   

деятельность

сказки: «Встреча лисы и колобка»

Закреплять умение располагать

   
   

изображённое на листе бумаги,

   
   

рисовать крупно; развивать чувство цвета , ритма. Развивать воображения и

   
   

мышления.

   
         
         
   

Цель: Учить применять смелость,

   
 

лепка по мотивам сказки

находчивость и смекалку трудных

   
 

«Три медведя»

ситуациях. Развиваем мелкую моторику.

   
         
 

(аппликация) по мотивам

Цель: Познакомить детей с предметами

   
 

сказки:

русского быта. Воспитывать честность,

   
 

«Заюшкина избушка»

порядочность, гостеприимство. Учить

   
   

детей давать на одной аппликативной

   
   

основе образы разных сказочных

   
   

избушек – лубяная для зайчика, а

   
   

ледяную для лисы.

   
 

Привлечение родителей к

     

Работа с родителями

пополнению атрибутикой театрального уголка группы, к участие в конкурсе рисунков по русско-народным сказкам.

Цель: улучшить взаимопонимание детей с родителями, привлечь   родителей к участие в подготовке праздников, выставок;

   
         
         
         
         
                   

Содержание работы

Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста велась по двум направлениям.

  1. Работа с детьми
  1. Работа с родителями

Для более образного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приёмов. Разнообразные формы работы: беседы, занятия, игры-драматизации, развлечения, помогали детям

почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека, а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину. Работа проводиться как на специально организованных занятиях, так и вечерние отрезки времени.

Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.

Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:

  • Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.
  • О местах проживания наших предков.
  • О быте русских людей.
  • Об истории мужской и женской одежды.
  • Об истории русской кухни.

Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских народных сказок.

С    помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принцип.

  • Что такое хорошо
  • Добро всегда побеждает
  • Уважать старших
  • Слушать родителей

Вывод данный проект предполагает погружение в единый сказочный сюжет.Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты. С героическими поступками. На занятиях дети рисовали, лепили, делали аппликацию сюжеты сказок, характеры героев, их поступки. Работа воспитателя в применении игр-драматизаций, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. Сказка «Репка» были представлена в виде спектаклей для детей своей группы. Исполняя роли, дети передавали настроение героев. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений. Была предложена вниманию родителей консультация «Воспитание сказкой» Итогом нашей работы было посещение музея в нашем детском саду «Русская изба» и проведение выставки рисунков детей совместно с родителями.


Просмотров: 734
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Фадеева Зоя Борисовна. План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
  • Красникова Наталия Витальевна. Отчет по самообразованию воспитателя Красниковой Н.В. «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
  • Захарова Динара Мухаррямовна. Конспект литературной игры для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки русских народных сказок»
  • Червякова Елена Александровна. Статья: «Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Зинченко Оксана. Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам русских народных сказок
  • Иванова Мария Валерьевна. Воспитательная ценность русских народных сказок
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Воронина Н. В., Максимова П. Н., Пойлова Е. В., Фёдорова С. В., Пуговкина Е. А.. «Чтение русских народных сказок, как важная составляющая в процессе воспитания дошкольников среднего возраста».
  • Рябкова Анастасия Михайловна. Развитие речи. Чтение русских народных сказок:
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Домрачева Людмила Викторовна. Презентация 'По страницам русских народных сказок'
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Зубарева Наталья Юрьевна. Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Приключение Карамельки и её друзей» (по мотивам русской народной сказки «Гуси – Лебеди»)
  • Остраускас Марина Викторовна, Руденко Алла Анатольевна. Осенний праздник для детей средней группы По мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Андреева Елена Владимировна. Педагогическая статья 'Метод моделирования русских народных сказок — эффективное развитие связной речи дошкольника'
  • Захарова Ольга Сергеевна. Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в страну русских народных сказок».
  • Приходько Елена Владимировна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы детского сада «Герои народных сказок»
  • Сафонова Галина Николаевна. Конспект физкультурной образовательной деятельности Степ-аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей средней группы
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Рагулина Ольга Анатольевна, Князева Надежда Андреевна. Проект: «Воспитание у детей творческого интереса к традициям русской народной культуры».
  • Урбанова Ольга Николаевна. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через краеведение при взаимодействии с родителями
  • Корниченкова Анна Васильевна. Конспект образовательное деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей средней группы Тема: «Лисичка-сестричка – главная героиня русских народных сказок»
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Ваняева Ольга Васильевна. Перспективный план работы с детьми и родителями «Опытно — исследовательская деятельность детей старшей группы».
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Клишина Валентина Викторовна. Конспект занятия во 2 младшей группе по развитию речи. «По дорогам сказок.» (сказка «Волк и семеро козлят»)
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь