Данная работа включала в себя следующие этапы:
- Изучение методической литературы;
- Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста.
- Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
Цель: Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей средней группы через потенциал русских народных сказок.
Исходя, из поставленной цели были определенны следующие задачи:
- Воспитательная: Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
- Обучающая: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
- Развивающая: Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.
Актуальность. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» — теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Скачать конспект
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Гипотеза
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма — эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- дружба помогает победить зло ( «Зимовье»);
- добрые и миролюбивые побеждают ( «Волк и семеро козлят»);
- зло наказуемо ( «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
- Сказка не даёт прямых наставлений детям ( «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребёнка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребёнка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем.
Паспорт проектной деятельности
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 4-5л.
Направленность развития детей, в рамках которых поводится работа по проекту: комплексное (разные виды деятельности: ручной труд, слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, продуктивные виды деятельности: лепка, рисование.)
Тип: социально-педагогический
Вид: ролево -игровой, межпредметный
Продолжительность проекта: кратко срочный 4-18 марта 2020г
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели Конева Л.А, Зыбина О.В
Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы
Формы работы:
- чтение сказок и беседы
- экскурсия в музей
- показ спектаклей и сказок
- продуктивная деятельность детей
- выставки творческих работ детей.
Предполагаемый результат:
К концу проекта у детей закрепятся представления о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
Формы работы с детьми и родителями
|
Задачи
|
Занятие с детьми по знакомству с русскими народными сказками.
|
Формировать представление о любви к родине, воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
|
Изготовление атрибутов
|
Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом.
Развивать аккуратность, старательность.
|
Театрализованные представления
|
Побуждать детей к творческой
самореализации.
|
Взаимодействие с родителями
|
Привлечение родителей к созданию экспонатов.
|
Содержание проекта
Перспективный план
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ
ЧУВСТВ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Виды
|
Тема:
|
Цель
|
|
|
|
|
|
|
деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммуникативная
|
Пересказ сказки:
|
Цель: Воспитывать у детей смелость,
|
|
|
|
|
«Заяц-хваста»
|
отвагу, умение прийти на выручку в
|
|
|
|
|
|
трудную минуту. Учить пересказывать
|
|
|
|
|
|
сказку выразительно передавая диалог
|
|
|
|
|
|
персонажей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познавательно-
|
Экскурсия в музей «Русская изба»
|
Цель: Продолжать знакомить детей с
|
|
|
|
исследовательская
|
|
русской избой, развивать интерес к
|
|
|
|
|
|
семейным традициям.
|
|
|
|
|
|
Показать ребятам наглядно
предметы русского быта. Закрепить
знание детей о русской избе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Художественная
|
«Крылатый, мохнатый да
|
Цель: Показать детям силу
|
|
|
|
литература
|
масленый»
|
коллективизма («там, где трудно
|
|
|
|
|
|
одному, сделаем с друзьями»)
|
|
|
|
|
|
Воспитывать дружелюбие,
|
|
|
|
|
|
взаимовыручку чувство товарищества.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познание
|
Занятие по ФЭМП, : « Сказочное приключение» дата:
|
Цель: познакомить с новой сказкой о колобке, который любит математику.
Сделать выводы: чему учит сказка; развивать воображение, формировать математические знания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Театрализованная д-ть
|
Показ сказки «Репка»
|
Цель: Вызвать интерес к русским
|
|
|
|
|
|
традициям: помощь ближним, уважение
|
|
|
|
|
|
друг к другу. Воспитывать доброту,
|
|
|
|
|
|
любовь друг к другу, окружающему
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
миру, чувство ответственности за все,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
что нас окружает.
|
|
|
|
|
|
|
|
Музыкальная
|
Разучивание песни
|
Цель: Развитие музыкальности,
|
|
|
деятельность
|
«Дружба крепкая»
|
формирование эмоционально-
|
|
|
|
|
положительного отношения к
|
|
|
|
|
сверстникам.
|
|
|
|
|
|
|
|
Игровая
|
Дидактические игры
|
Развитие эмоциональной сферы
|
|
|
деятельность
|
|
ребёнка, формирование доверительных
|
|
|
|
|
отношений, активизация внимания.
|
|
|
|
|
|
|
|
Двигательная
|
Подвижная игра «Волк и
|
Упражнять детей в прыжках через
|
|
|
деятельность
|
семеро козлят»
|
скакалку.
|
|
|
|
|
|
|
|
Изобразительная
|
Изобразительная
Деятельность по мотивам
|
Воспитывать трудолюбие.
|
|
|
деятельность
|
сказки: «Встреча лисы и колобка»
|
Закреплять умение располагать
|
|
|
|
|
изображённое на листе бумаги,
|
|
|
|
|
рисовать крупно; развивать чувство цвета , ритма. Развивать воображения и
|
|
|
|
|
мышления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель: Учить применять смелость,
|
|
|
|
лепка по мотивам сказки
|
находчивость и смекалку трудных
|
|
|
|
«Три медведя»
|
ситуациях. Развиваем мелкую моторику.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(аппликация) по мотивам
|
Цель: Познакомить детей с предметами
|
|
|
|
сказки:
|
русского быта. Воспитывать честность,
|
|
|
|
«Заюшкина избушка»
|
порядочность, гостеприимство. Учить
|
|
|
|
|
детей давать на одной аппликативной
|
|
|
|
|
основе образы разных сказочных
|
|
|
|
|
избушек – лубяная для зайчика, а
|
|
|
|
|
ледяную для лисы.
|
|
|
|
Привлечение родителей к
|
|
|
|
Работа с родителями
|
пополнению атрибутикой театрального уголка группы, к участие в конкурсе рисунков по русско-народным сказкам.
|
Цель: улучшить взаимопонимание детей с родителями, привлечь родителей к участие в подготовке праздников, выставок;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание работы
Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста велась по двум направлениям.
- Работа с детьми
- Работа с родителями
Для более образного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приёмов. Разнообразные формы работы: беседы, занятия, игры-драматизации, развлечения, помогали детям
почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека, а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину. Работа проводиться как на специально организованных занятиях, так и вечерние отрезки времени.
Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.
Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:
- Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.
- О местах проживания наших предков.
- О быте русских людей.
- Об истории мужской и женской одежды.
- Об истории русской кухни.
Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских народных сказок.
С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принцип.
- Что такое хорошо
- Добро всегда побеждает
- Уважать старших
- Слушать родителей
Вывод данный проект предполагает погружение в единый сказочный сюжет.Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты. С героическими поступками. На занятиях дети рисовали, лепили, делали аппликацию сюжеты сказок, характеры героев, их поступки. Работа воспитателя в применении игр-драматизаций, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. Сказка «Репка» были представлена в виде спектаклей для детей своей группы. Исполняя роли, дети передавали настроение героев. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений. Была предложена вниманию родителей консультация «Воспитание сказкой» Итогом нашей работы было посещение музея в нашем детском саду «Русская изба» и проведение выставки рисунков детей совместно с родителями.
|