Воспитательная ценность русских народных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение цели. Сказки воспитывают у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Русская народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые испытывают её герои. Эмоции способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи произведения. Перечисленные качества русской народной сказки характеризуют её как высокохудожественное произведение для детей, соответствующее психологическим особенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми языком искусства-светлого, бодрого, понятно и убедительного. Русская народная сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Те уроки, которые дает русская народная сказка — это уроки на всю жизнь, и для больших и для маленьких. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки в кото?ы? сказка обнаруживает своё порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка.
Слушая русские народные сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации. Читая их малышу, с искренним интересом разглядывая вмести с ним картинки и комментируя их, понимаешь, что это, может быть, важнее и, главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими детьми. Чтение русских народных сказок создает естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить этот момент- и понадобятся годы, специальные методики прочие ?едагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так легко, достаточно просто читать ребёнку р.н. сказки.
Фантастический сказочный мир русской народной сказки, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радость погружается в не реальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным это кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Перевоплощаясь в сказочных героев (принцев и в принцесс, в колдунов и фей), дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто самим собой.
Дети очень любят русские народные сказки, потому, что в них естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь. Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через них ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, например, победить Кощея (Кощей — это бессмертный, высохший костлявый старик, с запавшими горящими глазами). Его смерть хранится в яйце, а яйцо в гнезде, гнездо на дубе, а дуб на острове, а остров — в безбрежном море. Расправа с Кощеем, победа добра над злом. Часто в русских народных сказках главный герой оказывается на распутье, перед ним вопрос выбора трех путей, когда герой оказывается возле развилки, камень у которой предлагает ему на выбор три дороги. Причем расположены они по возрастающей опасности: «Направо пойдешь коня потеряешь, прямо пойдешь голову потеряешь, налево пойдешь и коня и голову потеряешь». Третий путь заключает в себе первые два, и герой всегда выбирает самый трудный, который обещает не только большие опасности, но и большую награду. Выбирая самый опасный путь, герой совершает правильный выбор, так как для достижения наилучшего результата, для превращения своего опыта в настоящую мудрость нужно пройти все испытания.
Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов к взрослым. Многие детские вопросы ставят взрослых в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо», а что такое «плохо». Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок формирует для себя свою картину Мира. Признак настоящей русской народной сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо ( «и жили они долго и счастливо», «и был пир на весь мир», «стали они жить-поживать и добра наживать» и др.). Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам (Ведьму, из р.н. сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», поймали привязали к хвосту лошади и в чисто поле пустили). Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» помогает наглядным примером лучше понять такие понятия, как забота, терпение, дружелюбие и взаимовыручка.
Русская народная сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, она помогает ему взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию. Герои сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый или злой, хороший или плохой. В стороне остаться невозможно. При этом положительный герой русской народной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, поэтому чаще ребенок отождествляет себя именно с ним. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону — сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств.
Нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью русских народных сказок, в том числе о животных.
Например:
- сказка «Волк и семеро козлят» как добрые и миролюбивые побеждают; сказка «Кот, петух и лиса», "Заюшкина избушка" зло наказуемо;
- сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
- сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
- сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, победить зло;
- сказки «Гуси — лебеди», "Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» наказ слушаться родителей, старших;
- сказка «У страха глаза велики» высмеиваются страх и трусость;
- сказки «Лиса и журавль», «Лисичка — сестричка и серый волк» и тд. — хитрость;
- сказки «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна — лягушка» трудолюбие всегда вознаграждается;
- сказки «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил» — мудрость восхваляется;
- сказка «Бобовое зернышко» поощряется забота о ближнем.
Таким образом, можно сделать вывод, что невозможно воспитывать на сказках бессистемно, от случая к случаю. Необходимо найти педагогическую сущность русских народных сказок, их воспитательные возможности.
|