Составила: Захарова Ольга Сергеевна, воспитатель 1 КК. Коменки 2020г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 17 комбинированного вида «Земляничка»
Форма НОД: квест-игра.
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о русских народных сказках посредством квест-игры.
Задачи:
Образовательные: учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение работы с мнемотаблицами, закрепить навыки детей пересказа сказок. Расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.
Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование и материалы: столы с номерами, ноутбук, мультимедийная система, аудиозапись сказочной мелодии, электронного письма; план-карта, мяч, мнемотаблицы, карточки-буквы, карточки-загадки, картинки к загадкам, карточки с отрывками из сказок, карточки с заданиями, сундук с замком, книга «Сборник русских народных сказок», шоколадные сюрпризы, раскраски с сюжетами сказок для детей.
Структура занятия и методические приемы:
1. организационный момент: 1-2 минуты
- приветствие детей
- организация внимания детей
2. мотивационный этап: 2-3 минуты
- сюрпризный момент (демонстрация электронного письма и гостя «Петрушки»)
- озвучивание проблемы занятия (зачитывание письма от Петрушки).
- демонстрация план-карты
3. основной этап: 20 минут
- путешествие по план-карте и выполнение заданий в соответствии со схемой
- демонстрация иллюстраций и их обсуждение
- составление итогового слова «КНИГА»
4. заключительный этап: 2-3 минуты
- разыскивание сундука, в котором спрятана книга
- проговаривание магического заклинания
- сюрпризный момент (Подарок каждому ребенку раскраски с сюжетами русских народных сказок).
- рефлексия
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Слайд №1.
Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу и встают в круг:
Воспитатель:
- В круг вставайте веселей Утро начинается, И от всей души мы с вами, Дружно улыбаемся!
Воспитатель приветствует детей и знакомится с ними.
Мотивационный этап: Слайд №2.
1. (раздается звук электронного письма)
Воспитатель:
- Ребята, вы слышите? Кажется к нам в детский сад, пришло электронное письмо. А хотите узнать от кого?
- Внимание — на волшебный экран. Слайд №3.
- Кто это ребята? Вы узнали нашего гостя? (ответы детей.)
(на экране изображен «Петрушка» и текст письма).
- правильно ребята, это Петрушка – это персонаж русских народных кукольных представлений. Он любит шутить и веселиться.
-Давайте прочитаем, что он нам пишет! Слайд №4.
Читаем письмо: «Здравствуйте, дорогие мои друзья! Я обращаюсь к вам с большой просьбой. У меня исчезла очень важная вещь, без которой я не могу обходиться. На том месте, где эта вещь была, я обнаружил необычную карту. Следуя плану, который на ней изображен, я понял, что я смогу найти эту вещь, если преодолею все трудности и препятствия. Но одному мне точно не справиться! Я знаю, что вы очень дружные ребята, и всегда делаете все вместе. Помогите мне, пожалуйста, найти эту вещь. После выполнения каждого задания вы будете получать букву, когда вы соберете все буквы, вы должны будете составить слово. Слово – это та самая «ВЕЩЬ», которая исчезла. А найдете вы ее после того, как отгадаете загадку. В загадке будет указано место, где эта «вещь» находится. Отправляю вам план-карту. Всего вам доброго, до встречи! Ваш Петрушка».
Воспитатель: слайд №5.
- ребята, вот та самая карта, где показаны задания, которые нужно выполнить. Давайте ее рассмотрим. (Дети рассматривают план-карту).
-Какая карта? Что на ней изображено? Правильно, на ней изображены персонажи из русских народных сказок.
- Ребята, а вы любите сказки? А что такое «СКАЗКА»? (это вымышленный рассказ о ком-либо или о чем-либо)
-А какие сказки бывают? (русские народные и авторские)
- чем они отличаются? (русские народные придумывает народ и рассказывает их из поколения в поколение, а авторские придумывает определенный автор.)
- давайте с вами вспомним и назовем, какие народные сказки вы знаете?
(курочка, ряба, колобок, маша и медведь, Василиса прекрасная, теремок, репка, морозко, петушок и бобовое зернышко, царевна-лягушка, гуси-лебеди, три медведя, каша из топора, снегурочка, лисичка сестричка и серый волк, по щучьему велению., заюшкина избушка, сестрица Аленушка и братец Иванушка, бычок – смоляной бочок, теремок, лиса и журавль, вершки и корешки, крошечка-ховрошечка, рукавичка, крылатый, мохнатый да масляный, и др.)
- молодцы, ребята, как много сказок вы знаете!
3. Основной этап:
- ну что, Ребята, вы готовы помочь Петрушке? (Да)
-Тогда отправляемся в путешествие по карте заданий? (Да)
- А на чем можно путешествовать ребята? (на машине, корабле, вертолете, самолете, поезде и т.д.)
- Я предлагаю вам отправится в путешествие на поезде. Согласны? Давайте встанем друг за другом, возьмем друг друга за плечики, вспомним как гудит поезд, и отправимся по карте выполнять первое задание!
(дети совместно с воспитателем изображают ход и звук поезда «Чух-чух-чух», «Ту-тууу» идут к столу под № 1.)
Воспитатель:
- А вот и первое задание. Слайд №6, 7
Игра «Что лишнее?»
- Рассмотрите четыре картинки, угадайте сказку, уберите лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель:
- Молодцы, с первым заданием вы справились. Мы получаем первую букву. Какая это буква? Назовите ее. (Дети получают карточку-букву «И»).
- давайте посмотрим на карту, под каким номером нас ждет следующее испытание? Отправляемся выполнять второе задание? Занимаем свои места в поезде и поехали..
(дети совместно с воспитателем изображают ход и звук поезда «Чух-чух-чух», «Ту-тууу» идут к столу под № 2.)
- А вот и второе задание. Слайд №8.
Игра «Разминка». Для этой игры вам понадобится мяч.
У многих сказочных героев двойные имена, например: Кощей — Бессмертный. Давайте встанем в круг, Я вам буду бросать мяч, и произносить первую половину имени сказочного героя, а вы мне мяч возвращаете и говорите вторую половину. (Дети встают в круг).
Ход игры:
- Змей …Горыныч
Василиса… Прекрасная
Кощей…Бессмертный
Мальчик … с пальчик
Сестрица … Аленушка
Крошечка… Хаврошечка
Иван…Царевич
Братец … Иванушка
Елена … Премудрая
Муха…Цокотуха
Кот…В сапогах
Вини…Пух
Дед…Мороз
Баба…Яга
Доктор…Айболит
Соловей…Разбойник
- Молодцы, ребята! Вот мы справились и со вторым заданием, за это мы получаем вторую карточку-букву. Какая это буква? Назовите ее. (Дети получают карточку-букву «А»).
- давайте посмотрим на карту, под каким номером нас ждет следующее испытание? Отправляемся выполнять третье задание? Занимаем свои места в поезде и поехали..
(дети совместно с воспитателем изображают ход и звук поезда «Чух-чух-чух», «Ту-тууу» идут к столу под № 3.)
- вот и третье задание. Слайд №9, 10.
Игра «Какая сказка спряталась в таблице?» На столе лежат для вас таблицы. Вы должны отгадать, какая сказка изображена на таблице, и вкратце пересказать сюжет сказки.
(Дети рассматривают и отгадывают названия сказок по мнемотаблицам):
«Лисичка-сестричка и серый волк», «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
Воспитатель:
- Отлично! Вы отгадали все сказки, и получаете следующую букву.
(Дети получают карточку-букву «К».)
- отправляемся выполнять следующее задание! Занимайте свои места в вагончиках, поехали!
(дети совместно с воспитателем изображают ход и звук поезда «Чух-чух-чух», «Ту-тууу» идут к столу под № 4.)
- четвертое задание. Слайд №11.
Герои сказок часто попадали в безвыходные ситуации, прямо в настоящие лабиринты, отгадывали разные загадки, чтобы преодолеть трудности и все испытания. Для того, чтобы выполнить следующее задание, вам необходимо отгадать загадки и найти соответствующее изображение на картинке и выложить на столе.
(Дети отгадывают загадки, находят изображения, где изображены герои сказок и предметы из сказок.)
- Летательный аппарат Бабы Яги? – Ступа.
- На конце какого предмета находится смерть Кощея Бессмертного. – На конце иглы.
- Как зовут огромного динозавра с тремя головами? – Змей Горыныч.
- Сказочный воздушный вид транспорта. – Ковер-самолет.
- Что за овощ — гигант вырос в огороде. – Репка.
- Кто проучил колобка за хвастовство. – Лиса.
- Как звали девочку, которая жила в избушке медведя? – Маша.
- Кто помог вытащить репку? – Мышка.
- Какая жительница болота стала женой Ивана – царевича? – Лягушка.
- Сколько козлят было у мамы Козы? – Семеро козлят.
- Кто сломал теремок? – Медведь.
- В какое домашнее животное превратился братец Иванушка? – В козленочка.
- Он весь день лежал на печке
И работать не любил.
Рыбу вытащив из речки,
Все печали позабыл. (Емеля)
- В глухом лесу, в своей избушке
Совсем одна живёт старушка.
Метлой она не пол метёт,
Метла — старушкин самолёт. (Баба – яга)
- Он бессмертный да худющий
И всегда ужасно злющий.
В сказках — главный он злодей,
Царство есть, но нет друзей. (Кощей)
- В море глубоком, в пучине живёт
Но к старику на подмогу плывёт.
Просьбу любую исполнит играя —
Видно, волшебница, ведь золотая. (Рыбка)
Воспитатель:
- Очень хорошо, вы справились с этим заданием и получаете еще одну букву. (Дети получают карточку-букву «Н».)
- отправляемся выполнять следующее задание! Занимайте свои места в вагончиках, поехали!
(дети совместно с воспитателем изображают ход и звук поезда «Чух-чух-чух», «Ту-тууу» идут к столу под № 5.)
- Пятое задание. Слайд № 12.
На этом этапе нужно выполнить два задания и мы наконец-то получим последнюю букву.
1. Игра «Необычная сказка».
Для вас Ребята, необычная сказка, послушайте ее и найдите ошибки и назовите название сказки.»
Сказка «Катя и три волка.»
Жила была семья. У них была дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутая по лесу, набрела она на избушку. А в избушке жили три волка, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из всех тарелок, посидела на всех стульях, а затем легла на самую маленькую раскладушку и уснула. Вернулись волки с охоты, заметили, что кто-то хозяйничал в их доме, и ну ругаться. А Катя услыхала, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто хозяйничал в их доме.
(сказка «три медведя», девочку зовут Маша, а не Катя, и герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)
2. Игра «Назови сказку»
Ход игры: по отрывку из сказки дети отгадывают сказку.
Бывало сядут друзья за стол — не нахвалятся.
Воробей говорит:
- Эх, щи так щи, до чего хороши да жирны!
А блин ему в ответ:
- А я, блин масленый, окунусь в горшок, да вылезу — вот щи и жирные.
(русская народная сказка "Крылатый, мохнатый да масленый").
Шёл бык лесом, попадается ему навстречу баран.
-Куда, баран, идешь? — спрашивает бык.
- От зимы лето ищу, — говорит баран.
Пойдем со мною!
Вот пошли они вместе.
(русская народная сказка "Зимовье зверей").
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего у него не выходит! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.
(русская народная сказка "Лиса и журавль").
Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет. Бежала как-то лиса, услыхала, как петух песни поет, захотелось ей петушиного мяса попробовать.
(русская народная сказка "Кот, петух и лиса").
Воспитатель:
- Очень хорошо, вы справились с этим заданием и получаете еще одну букву. (Дети получают карточку-букву «Г».)
- Молодцы! Все буквы мы собрали и теперь низ них нужно сложить слово, и мы наконец-то узнаем, что же за «вещь» исчезла у Петрушки.
Дети складывают слово «КНИГА». Слайд №13.
4. Заключительный этап:
Слайд №14
Воспитатель: — ребята, для того, чтобы узнать, где эта книга находится, мы должны отгадать еще одну загадку:
Большой ящик, на нем крышка.
И висит ещё замок.
Царь хранит в нем золотишко,
Чтоб украсть никто не смог. (сундук) Слайд №15.
- ребята, давайте внимательно посмотри вокруг, не видно ли где сундука.
(Дети отгадывают загадку, находят в группе спрятанный сундук, воспитатель пытается открыть его, но он оказывается закрыт на замок, а на сундуке записка)
Воспитатель:
- посмотрите ребята, сундук оказался закрытым, как же нам его теперь открыть? Кажется я что-то нашла. Это подсказка: А вот и слова заклинания, которые помогут вам открыть сундук. Вам нужно произнести три магических слова: снуп, снап, снуре! разными способами:
- Удивленно, раскрыв глаза и широко развести руками.
- с недовольным лицом, топая ногами.
- весело улыбаясь, хлопая в ладоши.
(дети выполняют задание и после этих слов воспитатель открывает замок сундука и находят в нем книгу «Сборник русских народных сказок». А на дне сундука, находят подарок от Петрушки – шоколадные сюрпризы, за помощь в выполнении заданий, а так же раскраски с героями народных сказок. Дети самостоятельно в свободное время раскрашивают их.)
Слайд №16.
Воспитатель:
- Вот, что пропало у Петрушки – «Книга». Конечно же, книга необходима Петрушке для проведения праздников и развлечений. Поэтому он так переживал, без нее ему никак не обойтись. Как вы заметили, для вас, тоже Петрушка приготовил небольшие подарки — шоколадные монетки и раскраски. Он очень благодарен вам за вашу помощь.
- Скажите, пожалуйста, вам понравилась занятие? Чем мы сегодня занимались с вами? Какие сказки мы с вами сегодня вспомнили? А чему нас учат сказки? (учит совершать добрые поступки, хорошие дела, сочувствовать и помогать тем, кто оказался в беде, принимать верные решения в той или иной ситуации, верить в свои силы и возможности, уважать старших)
-Спасибо, ребята, вам большое за занятие! До новых встреч!
|