Бирюкова Ольга Ивановна. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народным искусством: декоративно-прикладным искусством и народным фольклором.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народным искусством: декоративно-прикладным искусством и народным фольклором.

Бирюкова Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования (ИЗО, высшей категории); МБДОУ «Центр развития ребенка» — детский сад №14 «Золотой ключик» (г. Белгород)

Ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, приобщает к миру прекрасного. Родная культура, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность; это новое отношение к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Обращение ребенка к русской культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, обогащают жизнь маленького человека на его духовный мир, направляют на его поведение и поступки. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

 

Скачать конспект

В этой связи и появилась идея создать в группе Мини-музей «Светелка-рукодельница, где дети получат возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины, устроить посиделки. В интерьере русской избы дети с удовольствием собираются за столиком, пьют чай из самовара. Девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы. Здесь для детей проводятся занятия, на которых они знакомятся с жизнью русских людей, с народной игрушкой, традиционным укладом жизни русских людей. Ознакомление с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой не случайно, ведь эти игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Изделия эти поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника.

Дымковские игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка. На занятиях по изобразительной деятельности дети украшают дымковскими узорами вырезанные силуэты игрушек (уточка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом – так рисуют народные мастера. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Следует подчеркнуть, что обучению детей рисовать элементы русской народной росписи предшествует ознакомление с определенным видом народного декоративно-прикладного творчества. Так, знакомя детей с каким-либо промыслом, их одновременно знакомим с характерными признаками этого вида – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью в группе устраиваются выставки образцов данного промысла, просматривается иллюстративный материал

Формирование гармонично развитой личности наилучшим образом происходит в условиях развивающей предметно-пространственной среде. Особое место уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогли объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие ив проведении праздников, в совместной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

Регулярно размещается информационный материал в родительских уголках «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», «Знакомство детей с народными промыслами», «Народные праздники», «Народные игры» Работа осуществляется в тесном контакте с педагогами ДОУ.

Воспитанники детского сада младшего дошкольного возраста совместно с родителями принимают активное участие в выставках ДОУ:

  • Осенний вернисаж
  • Зимний вернисаж
  • «Пасхальный сувенир»

С помощью родителей был изготовлен и оформлен необходимый материал для интерьера русской избы:

  • предметы народного быта: посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, которые придали интерьеру народной избы теплоту и уют
  • альбомы на темы:
  • «Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит»
  • «Русские народные игрушки»
  • настольно — дидактические игры такие как «Угадай народную игрушку», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» и др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Для ознакомления с русским народным фольклором были сшиты народные костюмы, изготовлены музыкальные инструменты по русским народным сказкам. Собран материал по ознакомлению с русским фольклором.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства.
  2. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах.
  3. Знакомство с русским народным фольклором (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.д.).
  4. Знакомство с русскими народными играми.

Ознакомление с декоративно-прикладным искусством и народным фольклором оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Создание мини-музея оказали большую роль в развивающей среде по формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру, подготовили их не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведений искусств. Ведь, именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к людям труда к своему народу и Отечеству, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем своей Родины, знакомятся с художниками и мастерами, создающие красоту. Они учатся видеть не только красоту, но и понимать ее ценность.

Подобрано большое количество материала для ознакомления с русской народной культурой: развивающие игры и упражнения. Предлагаем вам некоторые варианты.

Пальчиковые игры

Эти игры очень разнообразны. Они развивают мелкую моторику, а поскольку сопровождаются веселыми стишками и потешками, то способствуют развитию речи и памяти.

Наши пальчики

Читая потешку, поочередно двигаем пальцами

Один пальчик-папочка.
Другой пальчик-мамочка.
Третий пальчик-дедушка.
А четвертый-бабушка.

Пятый пальчик-это я!
Вот такая вот семья!

Каждому пальчику своя работа.

Читая потешку – делаем массаж каждому пальчику, поочередно их загибая. Массаж усиливает кровообращение и способствует развитию интеллектуальных способностей детей.

Ивану -большому дрова рубить,
Ваське-указке воду носить,
Мишке-среднему- печку топить,
Гришке-сиротке- кашу варить,

А крошке Тимошке -песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Кот на печку пошел…

Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь горячи.

Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

Пусть ребенок представит, что его ручки- это лапки котика, который от удовольствия выпускает коготки и точит их о стол (колени).

Раз! — подожмите подушечки пальцев к верхней части ладони, помурлыкав: «Мур- мур- мяу».

Два! — быстро выпрямите и растопырьте пальцы. Так повторите несколько раз.

Игры на развитие координации движения

Сидя перед ребенком и ритмично хлопая в ладоши, читайте русскую народную потешку:

-Ладушки, ладушки, где были?

-У бабушки.

-Что ели?

-Кашку.

-Что пили?

-Бражку.

Кашка вкусненькая,
Бражка сладенькая,
Попили, поели,
Кыш, полетели!

Когда ребенок научится успевать за вашим ритмом, вы можете усложнить задачу, делая первый хлопок перед собой, второй над головой, третий за спиной.

Ножки и ладошки.
Как у наших ребят
Ножки весело стучат,
Наш народ удаленький,

Хоть и очень маленький.
Лишь устанут ножки,
Хлопаем в ладошки,
В ладошки- ладошечки,

Веселые хлопошечки.

Движения руки на поясе- топаем ножками. Затем, стоя на месте, хлопаем в ладошки.

Математика для малышей

Матрешка

Развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.

Необходимый инвентарь: набор матрешек.

Почти все дети любят матрешки. Покажите ребенку матрешку, выполняя определенные действия:

-Потрясите ее.

-Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.

-Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

-Покажите постепенно ему всех матрешек.

Бабушкины блины

Способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку.

Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.

Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.

Игра на развитие воображения.

Необычные рисунки.

Развивает воображение, художественные навыки, мелкую моторику.

Необходимый инвентарь: поднос, манная крупа.

На поднос насыпьте тонким слоем манную крупу. Покажите, как пальцем можно чертить разные линии и фигуры. Позвольте ребенку рисовать как правой, так и левой рукой.

Точно также можно рисовать в воздухе, причем не только пальцами.

Очень полезно для развития координации рисовать носом глазами, даже ногами.

Игры на развитие речи:

Скороговорки.

-Течет река, печет печка.

-У редьки и репки корни крепки.

-От топота копыт пыль по полю летит.

-На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.

Загадки

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился…

(Колобок)

Меня не растили.
Из снега лепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.

Глаза угольки.
Ручки-сучки.
Холодная, большая,
Кто она такая?

(Снежная баба)

Снега на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?

(Зима)

Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?

(Весна)

Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотая пшеница.

Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

(Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю.
Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен
И елочек. Я…

(Осень)

Литература:

  • Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М., 12003.
  • Шпикалова Т.Я. Волшебный мир народного творчества. — М., 2004.
  • Юрченко Е.М. Я иду играть… Развивающие игры и упражнения для детей 2 лет.Сиб. унив. изда-во, 2008.
Просмотров: 680
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Быстрова Татьяна Викторовна. Методическая разработка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
  • Жучкова Ирина Петровна. Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Ознакомление с русским народным костюмом» (старшая группа)
  • Гусейнова Реана Амаевна. Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
  • Зуева Елена. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»
  • Наталья Винникова. Ознакомление дошкольников с народным декоративно- прикладным творчеством. Методическое описание.
  • Лазукова Людмила Викторовна. Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о Калужском крае через знакомство с декоративно – прикладным искусством (хлудневская игрушка)
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Пешкова Л.С. Машнина Т.Ю. Конспект открытого занятия по развитию речи для средней группы «Путешествие по Русским народным сказкам»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Коврова Светлана Павловна. Проект по ознакомлению детей старшей группы с народным искусством 'Посиделки возле русской печки'
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Костова Марина Александровна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Экскурсия в музей русской народной игрушки».
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Пакарина Анастасия Вадимовна. Занятие по развитию речи. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Михелева Надежда Сергеевна. Русские народные игры для детей
  • Ирклиенко Елена Евгеньевна. Создание условий для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с русской народной сказкой через взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с различными видами деятельности (ознакомительной, познавательной, игровой).
  • Светлана Анисимова (г.Москва). Итоговое занятие по русским народным сказкам с детьми второй младшей группы
  • Остроухова Людмила Андреевна. Литературная викторина по русским народным сказкам.
  • Пономаренко Анна Валерьевна. Проект на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» в средней группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь