Коврова Светлана Павловна. Проект по ознакомлению детей старшей группы с народным искусством 'Посиделки возле русской печки'

Проект по ознакомлению детей старшей группы с народным искусством Посиделки возле русской печкиПроект по ознакомлению детей старшей группы с народным искусством "Посиделки возле русской печки"

Подготовила воспитатель высшей категории Коврова Светлана Павловна

«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Аннотация проекта

Поиск новых путей для повышения качества образования по художественно-эстетическому развитию детей в ДОО привёл нас к осуществлению проектной деятельности, в которую вовлечены все участники педагогического процесса: дети, родители, педагоги, социум.

 

Скачать конспект

Проект «Посиделки возле русской печки» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Все мероприятия проводятся в импровизированной русской избе около печки. Хозяйка баба Таня (роль исполняет педагог), приглашает детей на посиделки, где дети беседуют, рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства, играют, рисуют и т.д.

Тематика знакомства с народным промыслом разбита на четыре блока (подпроекта): «Русская изба», «Бабушкин сундук», «Золотые руки мастера», «Дивная роспись». При обучении детей используются беседы, игры, игровые приёмы и упражнения, повышающие эффективность усвоения народного искусства.

Введение. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые для росписи, которые включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада.

Эстетическое воспитание в педагогической науке понимается как органическая часть всестороннего воспитания, как целенаправленный процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры, эстетического сознания, эстетических вкусов, чувств и оценок с целью эстетического развития личности. Отечественные педагоги подчеркивают взаимосвязь обучения и творчества в использовании народного искусства, его влияния на развитие эстетического восприятия, воображения, творчества детей.

Актуальность

Актуальность этой темы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении. Познавая красоту народного творчества, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию эстетического и художественного вкуса.

Анализ ситуации. В детском саду оформлена русская изба. Здесь есть предметы декоративно-прикладного искусства, старинная мебель, домашняя утварь, самотканые коврики, вязаные изделия, кружевные салфетки, макет русской печки и другое. В группе созданы необходимые условия для народных игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте — маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.

В русской избе проводятся народные праздники и развлечения. Традиционными стали проводы масленицы, Кузьминки, Рождественские колядки. Проводятся развлечения с приглашением бабушек «Посиделки», «Бабушкины руки не для скуки» и другие.

Постановка проблемы. Во время проведения обрядового праздника выяснилось, что многие дети не различают виды декоративно-прикладного искусства, не умеют самостоятельно выбрать цветовое сочетание при составлении определенного орнамента.

Цель проекта: познакомить дошкольников с миром народного искусства и раскрыть особенности содержания образов и форм декоративно-прикладного творчества. Развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, творческие способности в процессе продуктивной деятельности.

Задачи:

  • формировать у дошкольников нравственно-эстетическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию;
  • продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
  • воспитывать уважение к своей нации, понимание всех национальных особенностей;
  • учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции;
  • продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;
  • формировать умение подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители, сотрудники библиотеки.

Сроки реализации проекта: декабрь-май

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный (декабрь);
  • основной (январь-апрель);
  • заключительный (май).

Управление и обеспечение проекта:

1. Кадровый состав:

  • воспитатели старшей группы;
  • сотрудники сельской библиотеки;
  • родители детей старшей группы.

2. Материально-техническая база:

  • отдельное помещение с оформленной русской избой;
  • предметы русской избы: печка, лавочки, стол, сундук, полочки с различными предметами декоративно-прикладного искусства;
  • методический инструментарий: картотека народных и дидактических игр, конспекты НОД, конспекты сценариев и развлечений народных праздников и т.д.
  • подборка художественной литературы;
  • материал для художественного творчества;
  • подборка музыкального сопровождения.

Формы реализации:

  • беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
  • рассматривание видов росписи;
  • выполнение работ по изобразительной деятельности;
  • выполнение работ из глины;
  • подвижные и малоподвижные народные игры;
  • дни творчества;
  • выставки детского творчества;
  • сотрудничество с семьями.

Оценка результата проекта

Итоговый контроль проводится в форме творческой работы, например, участие детей в выставке детского творчества или в другом мероприятии.

Предполагаемые результаты:

  • развитие у детей художественно-эстетического вкуса;
  • умение различать и называть предметы декоративно-прикладного искусства;
  • создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
  • умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции;
  • пополнение русской избы предметами декоративно-прикладного искусства.

Перспективы проекта. Предполагается продолжить работу над проектом на следующий учебный год. Темы изучаются с отличием в видах деятельности и степени сложности.

I. Подготовительный этап (декабрь)

Сбор информации (воспитатель, родители, дети, библиотекарь)

  • сбор информации о декоративно-прикладном искусстве из различных интернет-ресурсов;
  • подборка материалов из газет, журналов, энциклопедий;
  • подборка предметов народного творчества;
  • подготовка цикла бесед, консультаций о декоративно-прикладном искусстве.

Работа с родителями (воспитатель, родители)

  • обсуждение цели и задач проекта;
  • формирование у родителей интереса к созданию условий для реализации проекта;
  • организация выставок поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов;
  • изготовление дидактических игр;
  • изготовление шаблонов и трафаретов;
  • подбор глиняной посуды и глиняных игрушек.

Работа с сельской библиотекой (библиотекарь, родители, дети)

  • обсуждение проекта;
  • подборка художественных произведений;
  • просмотр журналов, энциклопедий;
  • чтение художественных произведений;

II. Практический этап (январь-апрель)

Работа строиться на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих технологий.

III. Заключительный, обобщающий этап (май)

Итоговое мероприятие: совместное развлечение с родителями «Это ярмарки краски».

Оценка результатов проекта.

Список литературы:

  1. «Дошкольное воспитание», №4, 2000
  2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева
  3. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» О.А. Скоролупова
  4. «Обучение детей технике рисования» Комарова Т. С.
  5. «Народное искусство в воспитании дошкольников» /под ред. Т. С. Комаровой.
Просмотров: 588
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Гусейнова Реана Амаевна. Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Митенькина Елена Николаевна. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства
  • Смирнова Светлана Васильевна. Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства.
  • Мелехова Ольга Александровна. Выставка декоративно-прикладного творчества «Зимние фантазии»
  • Светлана Жабина. Презентация по использованию элементов декоративно-прикладного творчества в изображении игрушки на тему: «Лошадка-качалка»
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народным искусством: декоративно-прикладным искусством и народным фольклором.
  • Быстрова Татьяна Викторовна. Методическая разработка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
  • Круглова Иляна Сергеевна. Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к шк
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Лазукова Людмила Викторовна. Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о Калужском крае через знакомство с декоративно – прикладным искусством (хлудневская игрушка)
  • Михайленко Екатерина Борисовна. Презентация «Развитие творческих способностей детей через декоративно – прикладное искусство».
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Сидоренко Людмила Алексеевна. Приобщение воспитанников старшей группы к декоративно-прикладному искусству средствами проектной деятельности
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Наталья Винникова. Ознакомление дошкольников с народным декоративно- прикладным творчеством. Методическое описание.
  • Ирклиенко Елена Евгеньевна. Создание условий для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с русской народной сказкой через взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с различными видами деятельности (ознакомительной, познавательной, игровой).
  • Жучкова Ирина Петровна. Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Ознакомление с русским народным костюмом» (старшая группа)
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.. 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества' (Педагогический проект 'Бабушкин сундучок')
  • Мельникова Ольга Васильевна. Этнокультура Хакасии в декоративно – прикладном творчестве дошкольников.
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Костова Марина Александровна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Экскурсия в музей русской народной игрушки».
  • Салова Мария Кузьминична Кирьякова Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и здорового образа жизни на примере русской игры «лапта».
  • Маринчева Екатерина Вячеславовна. Использование фольклора в коррекции речевого развития «Конь – любимый образ народного искусства»
  • Сафонова Галина Николаевна. Конспект физкультурной образовательной деятельности Степ-аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей средней группы
  • Моргунова Ирина Валерьевна. Проект 'Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь