Проект по ознакомлению детей старшей группы с народным искусством "Посиделки возле русской печки"
Подготовила воспитатель высшей категории Коврова Светлана Павловна
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Аннотация проекта
Поиск новых путей для повышения качества образования по художественно-эстетическому развитию детей в ДОО привёл нас к осуществлению проектной деятельности, в которую вовлечены все участники педагогического процесса: дети, родители, педагоги, социум.
Скачать конспект
Проект «Посиделки возле русской печки» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Все мероприятия проводятся в импровизированной русской избе около печки. Хозяйка баба Таня (роль исполняет педагог), приглашает детей на посиделки, где дети беседуют, рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства, играют, рисуют и т.д.
Тематика знакомства с народным промыслом разбита на четыре блока (подпроекта): «Русская изба», «Бабушкин сундук», «Золотые руки мастера», «Дивная роспись». При обучении детей используются беседы, игры, игровые приёмы и упражнения, повышающие эффективность усвоения народного искусства.
Введение. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые для росписи, которые включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада.
Эстетическое воспитание в педагогической науке понимается как органическая часть всестороннего воспитания, как целенаправленный процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры, эстетического сознания, эстетических вкусов, чувств и оценок с целью эстетического развития личности. Отечественные педагоги подчеркивают взаимосвязь обучения и творчества в использовании народного искусства, его влияния на развитие эстетического восприятия, воображения, творчества детей.
Актуальность
Актуальность этой темы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении. Познавая красоту народного творчества, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию эстетического и художественного вкуса.
Анализ ситуации. В детском саду оформлена русская изба. Здесь есть предметы декоративно-прикладного искусства, старинная мебель, домашняя утварь, самотканые коврики, вязаные изделия, кружевные салфетки, макет русской печки и другое. В группе созданы необходимые условия для народных игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте — маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.
В русской избе проводятся народные праздники и развлечения. Традиционными стали проводы масленицы, Кузьминки, Рождественские колядки. Проводятся развлечения с приглашением бабушек «Посиделки», «Бабушкины руки не для скуки» и другие.
Постановка проблемы. Во время проведения обрядового праздника выяснилось, что многие дети не различают виды декоративно-прикладного искусства, не умеют самостоятельно выбрать цветовое сочетание при составлении определенного орнамента.
Цель проекта: познакомить дошкольников с миром народного искусства и раскрыть особенности содержания образов и форм декоративно-прикладного творчества. Развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, творческие способности в процессе продуктивной деятельности.
Задачи:
- формировать у дошкольников нравственно-эстетическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию;
- продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
- воспитывать уважение к своей нации, понимание всех национальных особенностей;
- учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции;
- продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;
- формировать умение подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители, сотрудники библиотеки.
Сроки реализации проекта: декабрь-май
Этапы реализации проекта:
- подготовительный (декабрь);
- основной (январь-апрель);
- заключительный (май).
Управление и обеспечение проекта:
1. Кадровый состав:
- воспитатели старшей группы;
- сотрудники сельской библиотеки;
- родители детей старшей группы.
2. Материально-техническая база:
- отдельное помещение с оформленной русской избой;
- предметы русской избы: печка, лавочки, стол, сундук, полочки с различными предметами декоративно-прикладного искусства;
- методический инструментарий: картотека народных и дидактических игр, конспекты НОД, конспекты сценариев и развлечений народных праздников и т.д.
- подборка художественной литературы;
- материал для художественного творчества;
- подборка музыкального сопровождения.
Формы реализации:
- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
- рассматривание видов росписи;
- выполнение работ по изобразительной деятельности;
- выполнение работ из глины;
- подвижные и малоподвижные народные игры;
- дни творчества;
- выставки детского творчества;
- сотрудничество с семьями.
Оценка результата проекта
Итоговый контроль проводится в форме творческой работы, например, участие детей в выставке детского творчества или в другом мероприятии.
Предполагаемые результаты:
- развитие у детей художественно-эстетического вкуса;
- умение различать и называть предметы декоративно-прикладного искусства;
- создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
- умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции;
- пополнение русской избы предметами декоративно-прикладного искусства.
Перспективы проекта. Предполагается продолжить работу над проектом на следующий учебный год. Темы изучаются с отличием в видах деятельности и степени сложности.
I. Подготовительный этап (декабрь)
Сбор информации (воспитатель, родители, дети, библиотекарь)
- сбор информации о декоративно-прикладном искусстве из различных интернет-ресурсов;
- подборка материалов из газет, журналов, энциклопедий;
- подборка предметов народного творчества;
- подготовка цикла бесед, консультаций о декоративно-прикладном искусстве.
Работа с родителями (воспитатель, родители)
- обсуждение цели и задач проекта;
- формирование у родителей интереса к созданию условий для реализации проекта;
- организация выставок поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов;
- изготовление дидактических игр;
- изготовление шаблонов и трафаретов;
- подбор глиняной посуды и глиняных игрушек.
Работа с сельской библиотекой (библиотекарь, родители, дети)
- обсуждение проекта;
- подборка художественных произведений;
- просмотр журналов, энциклопедий;
- чтение художественных произведений;
II. Практический этап (январь-апрель)
Работа строиться на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих технологий.
III. Заключительный, обобщающий этап (май)
Итоговое мероприятие: совместное развлечение с родителями «Это ярмарки краски».
Оценка результатов проекта.
Список литературы:
- «Дошкольное воспитание», №4, 2000
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева
- «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» О.А. Скоролупова
- «Обучение детей технике рисования» Комарова Т. С.
- «Народное искусство в воспитании дошкольников» /под ред. Т. С. Комаровой.
|