Митенькина Елена Николаевна. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства

Этнокультурное воспитаниеИз опыта работы воспитателя МБДОУ Лямбирского муниципального района РМ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Митенькиной  Елены Николаевны

 Мордвин и русский…  Два народа.
 Давно вы связаны родством.
 Вы плоть от плоти. Год от года
 Гордитесь этим естеством.


Актуальность выбора темы
Работая над темой «Воспитание этнокультурной терпимости  у детей дошкольного    возраста», я не случайно в преддверии празднования 1000 летия единения мордовского народа с народами Российского государства, уделяю внимание  приобщению детей к истокам  региональной культуры, развитию интереса к национальным традициям. В настоящее время очень важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Что является очень актуальным  вопросом современности.
Проблема
Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетенции. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; культурного наследия нашей страны.

Научность
Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству.
Известный педагог, методист в области дошкольного образования Евгения Александровна Флерина одна из первых ратовала за использование  народного искусства в детском саду. Через познание декоративно-прикладного искусства, по мнению Виктора Павловича Силина, ребенок усваивает социальные ценности».
Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог культур. Что и побудило меня сконцентрировать внимание на параллельное изучение русского и мордовского декоративно-прикладного творчества.
В своей работе использую рекомендации программы «Валдоня» («Светлячок»), «Мы в Мордовии живем», использую Христоматию к программе «Валдоня» Е. Н. Киркиной, которые помогают приобщать детей к культурному наследию родного края.
Основной целью работы по воспитанию толерантного отношения детей различных национальностей к представителям других народов, я считаю:
Цель:
Формирование духовно – нравственного отношения к своей Родине, культурному наследию своего народа и культурным различиям других народов.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1.    Систематически  расширять представление дошкольников о культуре и традициях русского и мордовского народов;

2.    Формировать духовно-нравственное отношение к Родине, к культурному наследию своего народа;

3.    Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

4.    Воспитывать интерес, любовь и чувство гордости к национальной культуре.

Гипотеза образовательного проекта

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству предполагает создание в детском саду  среды, насыщенной  реалиями народного быта и духовной жизни.
Систематическое  изучение  народного творчества  и разных культур, усвоение их
взаимосвязи и преемственности со школой.

Для решения данной проблемы я использую разные методы и приемы:

1.    Наблюдение предмета
2.    Показ картинок
3.    Художественное слово
4.    Показ технических приемов рисования
5.    использование образцов
6.    показ приемов изображения
7.    самостоятельная работа детей

В процессе работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа и чувства сопричастности к нему использую следующие формы приобщения детей к этнокультуре и быту:

1.    Предпраздничные посиделки;
2.    Экспозиция работ мордовского художника Ф.В. Сычкова;
3.    Оформление мини-музеев «Русская горница» и «Мордовская изба»;
4.    Экскурсии и целевые прогулки по достопримечательным местам;
 посещение музеев;
5.    Уголки краеведения;
6.    Продуктивная творческая деятельность детей;
7.    Организация утренников и развлечений, посвященных народным праздникам;
8.   Познавательные беседы.
 
Интеграция  
Работа по формированию этнокультурной терпимости проходит в связи со всеми областями развития:
Познавательно - речевые (экология, природа, фольклор)
Социально – личностные (история отечества, символика)
Здоровье и физическое развитие (народные игры и забавы)
Художественно – эстетические (творчество народных художников, поэтов, художественная литература, народное творчество).

Главным залогом успешной работы является последовательность и системность. Реализация изучения мордовской и русской культур построена с учетом возрастных особенностей детей.

Вторая младшая группа: дети знакомятся с куклой в национальном  мордовском костюме, выполняют простейшие элементы узора из знакомых геометрических фигур;
Средняя группа: усложнение материала идет через знакомство с народной игрушкой, ее лепкой и украшением, это разнообразные птички-свистульки, начинаю знакомство с народной одеждой (варежки, передники), простейшей посудой;

Старшая группа: Учу детей составлять композиции из простых элементов мордовского орнамента, сохраняя цветовую гамму и самобытность мордовского колорита. Более глубокое знакомство с элементами национальной посуды и одежды. Дети хорошо ориентируются в сходствах и различиях мордовского и русского орнамента, легко составляют узор. Обращаю внимание на растительный орнамент в русском орнаменте и геометрической четкости в мордовском.

Подготовительная группа: знакомлю с названиями разных видов одежды, головным убором (панарь, пулай, кика, увяс) их особенностям. Подробно знакомлю с мордовской вышивкой, украшениями  и самобытностью  мордовского орнамента,        со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма). При этом особое внимание обращаю  на развитие  воображения и восприятия.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно – развивающей среды в группе и детском саду в целом. В национальном уголке дети знакомятся с символикой Российского государства и Республики Мордовия. Куклы в национальных костюмах помогают в изучении народных костюмов, картинная галерея знакомит с творчеством мордовского художника Федота Васильевича Сычкова, музей национального быта и культуры успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции. Большой интерес у дошкольников вызвал стенд «Мордовия – мой край родной», посвященный 1000 летию единения мордовского народа с народами Российского государств. Особое место занимают  дидактические игры по данной тематике , способствующие развитию воображения, усвоению  таких операций, как замещение, моделирование и  экспериментирование. А главное – установление  взаимосвязи разных  культур.

Работа с родителями:
1.Создание уголка творчества;
2.Выставка детских работ «1000 лет вместе»
3.Беседы и консультации по данной теме;
4.Совместные поездки в музеи.
         
Результаты работы показали успешное изучение мордовской и русской культур, совершенствование творческих способностей и  повышение культурного уровня дошкольников.

Заключение

          Оценивая результат работы, можно сделать вывод, что самый благодарный путь в воспитании преданности Отечеству, гордости за него, а также  в развитии этнокультурной терпимости – это возрождение  забытых  национальных ценностей. А  детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение  в истоки народной культуры.

Так пусть же всегда  растут рядом мордовская яблонька и русская березка!

Просмотров: 528
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Гусейнова Реана Амаевна. Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
  • Наталья Сураева-Королева. Праздник на основе русского и мордовского фольклора для детей старшего дошкольного возраста.«Широкая Масленица»
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Кононенко Лидия Павловна. Духовно–нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Лещенко Наталья Петровна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона посредством технологии «Интеллект – карта».
  • Ирина Юрьевна Бесчетникова. Роль наследия русского народа в духовно-нравственном воспитании дошкольников
  • Смирнова Светлана Васильевна. Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства.
  • Наталья Сураева-Королева. Интегрированное занятие на основе мордовского фольклора и нетрадиционных форм аппликации «Атякш» (петушок) для детей старшего дошкольного возраста
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Чустеева Анастасия Никитична. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
  • Жучкова Ирина Петровна. Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Ознакомление с русским народным костюмом» (старшая группа)
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Вавилина Н.А Алтухова В.Н.. Доклад на тему: «Формы работы с воспитанниками по приобщению к культурному наследию в ДОУ методом интеллект-картирования»
  • Домрачева Людмила Викторовна. «Приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество»
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Каширина Евгения Сергеевна. Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»
  • Манерова Мария Александровна. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к мордовской национальной культуре.
  • Шамсутдинова Гульназ Хасановна. Проект «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМ КОСТЮМОМ»
  • Елена Юрьевна Попова. Итоговый практико-значимый проект «Приобщение дошкольников к истокам русского народа через НОД» (старший дошкольный возраст)
  • Мухаметзянова Гульнара Фаритовна. Аккультурация – приобщение русскоязычных детей дошкольников к культуре татарского народа.
  • Рагулина Ольга Анатольевна, Князева Надежда Андреевна. Проект: «Воспитание у детей творческого интереса к традициям русской народной культуры».
  • Неля Логвиненко. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство детей с традиционной бытовой культурой русского народа»
  • Выучейская Виктория Васильевна Панкратова Марина Николаевна Рокоман Марина Григорьевна. Формирование у детей 4-5 лет интереса к изучению национальной культуры через проектную деятельность при изучении программы «Разговор о правильном питании» (из опыта ра
  • Тюрнина Евгения Николаевна. Опыт работы «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой коми народа»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь