Из опыта работы воспитателя МБДОУ Лямбирского муниципального района РМ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Митенькиной Елены Николаевны
Мордвин и русский… Два народа. Давно вы связаны родством. Вы плоть от плоти. Год от года Гордитесь этим естеством.
Актуальность выбора темы Работая над темой «Воспитание этнокультурной терпимости у детей дошкольного возраста», я не случайно в преддверии празднования 1000 летия единения мордовского народа с народами Российского государства, уделяю внимание приобщению детей к истокам региональной культуры, развитию интереса к национальным традициям. В настоящее время очень важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Что является очень актуальным вопросом современности. Проблема Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетенции. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; культурного наследия нашей страны.
Научность Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству. Известный педагог, методист в области дошкольного образования Евгения Александровна Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Через познание декоративно-прикладного искусства, по мнению Виктора Павловича Силина, ребенок усваивает социальные ценности». Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог культур. Что и побудило меня сконцентрировать внимание на параллельное изучение русского и мордовского декоративно-прикладного творчества. В своей работе использую рекомендации программы «Валдоня» («Светлячок»), «Мы в Мордовии живем», использую Христоматию к программе «Валдоня» Е. Н. Киркиной, которые помогают приобщать детей к культурному наследию родного края. Основной целью работы по воспитанию толерантного отношения детей различных национальностей к представителям других народов, я считаю: Цель: Формирование духовно – нравственного отношения к своей Родине, культурному наследию своего народа и культурным различиям других народов.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Систематически расширять представление дошкольников о культуре и традициях русского и мордовского народов;
2. Формировать духовно-нравственное отношение к Родине, к культурному наследию своего народа;
3. Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;
4. Воспитывать интерес, любовь и чувство гордости к национальной культуре.
Гипотеза образовательного проекта
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни. Систематическое изучение народного творчества и разных культур, усвоение их взаимосвязи и преемственности со школой.
Для решения данной проблемы я использую разные методы и приемы:
1. Наблюдение предмета 2. Показ картинок 3. Художественное слово 4. Показ технических приемов рисования 5. использование образцов 6. показ приемов изображения 7. самостоятельная работа детей
В процессе работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа и чувства сопричастности к нему использую следующие формы приобщения детей к этнокультуре и быту:
1. Предпраздничные посиделки; 2. Экспозиция работ мордовского художника Ф.В. Сычкова; 3. Оформление мини-музеев «Русская горница» и «Мордовская изба»; 4. Экскурсии и целевые прогулки по достопримечательным местам; посещение музеев; 5. Уголки краеведения; 6. Продуктивная творческая деятельность детей; 7. Организация утренников и развлечений, посвященных народным праздникам; 8. Познавательные беседы. Интеграция Работа по формированию этнокультурной терпимости проходит в связи со всеми областями развития: Познавательно - речевые (экология, природа, фольклор) Социально – личностные (история отечества, символика) Здоровье и физическое развитие (народные игры и забавы) Художественно – эстетические (творчество народных художников, поэтов, художественная литература, народное творчество).
Главным залогом успешной работы является последовательность и системность. Реализация изучения мордовской и русской культур построена с учетом возрастных особенностей детей.
Вторая младшая группа: дети знакомятся с куклой в национальном мордовском костюме, выполняют простейшие элементы узора из знакомых геометрических фигур; Средняя группа: усложнение материала идет через знакомство с народной игрушкой, ее лепкой и украшением, это разнообразные птички-свистульки, начинаю знакомство с народной одеждой (варежки, передники), простейшей посудой;
Старшая группа: Учу детей составлять композиции из простых элементов мордовского орнамента, сохраняя цветовую гамму и самобытность мордовского колорита. Более глубокое знакомство с элементами национальной посуды и одежды. Дети хорошо ориентируются в сходствах и различиях мордовского и русского орнамента, легко составляют узор. Обращаю внимание на растительный орнамент в русском орнаменте и геометрической четкости в мордовском.
Подготовительная группа: знакомлю с названиями разных видов одежды, головным убором (панарь, пулай, кика, увяс) их особенностям. Подробно знакомлю с мордовской вышивкой, украшениями и самобытностью мордовского орнамента, со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма). При этом особое внимание обращаю на развитие воображения и восприятия.
Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно – развивающей среды в группе и детском саду в целом. В национальном уголке дети знакомятся с символикой Российского государства и Республики Мордовия. Куклы в национальных костюмах помогают в изучении народных костюмов, картинная галерея знакомит с творчеством мордовского художника Федота Васильевича Сычкова, музей национального быта и культуры успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции. Большой интерес у дошкольников вызвал стенд «Мордовия – мой край родной», посвященный 1000 летию единения мордовского народа с народами Российского государств. Особое место занимают дидактические игры по данной тематике , способствующие развитию воображения, усвоению таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование. А главное – установление взаимосвязи разных культур.
Работа с родителями: 1.Создание уголка творчества; 2.Выставка детских работ «1000 лет вместе» 3.Беседы и консультации по данной теме; 4.Совместные поездки в музеи. Результаты работы показали успешное изучение мордовской и русской культур, совершенствование творческих способностей и повышение культурного уровня дошкольников.
Заключение
Оценивая результат работы, можно сделать вывод, что самый благодарный путь в воспитании преданности Отечеству, гордости за него, а также в развитии этнокультурной терпимости – это возрождение забытых национальных ценностей. А детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки народной культуры.
Так пусть же всегда растут рядом мордовская яблонька и русская березка!
|