ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Способствовать созданию выразительного образа петушка – героя мордовского фольклора в песне, игре, аппликации. Расширять кругозор и развивать речь детей через использование мордовского языка в песнях, играх, пальчиковой гимнастике, потешках, пословицах. Продолжать учить создавать композицию по мотивам народной вышивки на прямоугольнике, выкладывать сложное изображение из готовых элементов, подбирая их по цвету. Видеть выразительность образа, красоту композиции. Развивать мелкую моторику руки, образность речи, движений. Воспитывать умение работать в паре, чувство товарищества, взаимопомощи. Формировать интерес и уважение к национальной культуре и традициям. СЛОВАРНАЯ РАБОТА Атякш (петух эрз.), шумбрат (здравствуйте) ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Рассматривание образа петушка в творчестве художников иллюстраторов: Васнецова И.В., Рачова Н.П., на образцах Городецкой росписи. Встреча с мордовской вышивальщицей Путушкиной А.И., знакомство с элементами мордовской вышивки. МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ
Мордовское платье, украшенное вышивкой петуха на рукавах, образец аппликации петуха, накрахмаленные прямоугольники ткани белого цвета, готовые детали для аппликации, стол для детских работ, шапочка петушка для игры. ХОД ЗАНЯТИЯ Воспитатель: Дети, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними. Мы живем с вами в Мордовии и умеем здороваться не только по-русски, но и по-мордовски. Дети: Шумбрат! (здравствуйте) Воспитатель: Я хочу загадать вам интересную загадку. Кто первым встречает зарю-зареницу красную девицу? Дети: Петушок! Воспитатель: Молодцы, а подскажите как звучит слово петушок на мордовском языке? Дети: АТЯКШ! (петушок) Воспитатель: Петушок поет по утрам свою песенку, а какая по характеру эта песенка? Дети: Песенка громкая, задорная. Петушок поет задиристо, голосисто. Своей песенкой петушок будит нас и мы встаем с бодрым веселым настроением. Воспитатель: Давайте и мы споем про петушка бодро, задорно и весело. **** Песня «Атякш» (петушок) сл.Байгушкиной, муз. Сураевой-Королевой Воспитатель: Мордовские мастерицы любили вышивать ярких, красочных петушков на рукавах праздничных платьев. Посмотрите, какая красивая вышивка на мордовском платье. Чем нравится она вам? Дети: Очень яркие цвета. Петушки красивые и цветастые. Очень аккуратная работа. Воспитатель: Скажу вам по секрету, наши девочки готовят мордовский танец с полотенцами и я хотела вышить на них петушков, но вот беда моя иголка сломалась. Может вы посоветуете как можно еще украсить полотенца? Дети: Можно нарисовать карандашами петушков. Можно и фломастерами, чтобы получились ярче и красочнее. Можно наклеить из цветной бумаги. Воспитатель: Действительно, какие вы находчивые дети. Давайте сделаем нашим девочкам подарок и украсим полотенца аппликацией из цветной бумаги. Но прежде чем приступить к работе, давайте рассмотрим изображение петушка. Из каких частей состоит изображение? Дети: Голова – из круга. Туловище - из овала. Хвост - из треугольников. Клюв - из очень маленьких треугольников. Воспитатель: Ну что ж, разогреем пальчики перед работой! (пальчиковая гимнастика) ЯКАТАНО ВАЛЬМАЛГА маршируют на месте
ТЕРТЯНО ЭЙКАКШНЕНЬ сжимают кулачки манящим движением
ЗЁРНАТНЕНЬ САЙСЫНЕК пальчиками «рассыпаем зерна»
АТЯКШНЕНЬ АНЦЫНЕК
КАДЫК МОРО СОН МОРЫНЕ соединенными ладошками – клюв
МИНЬ КАРМАТАНО КИШТЕМЕ хлопают в ладоши.
Воспитатель:
За стол садитесь, да за работу беритесь, но не забывайте, что говорит мордовская пословица: «Сисем раз онкстак – вераз керик!» (семь раз отмерь – один отрежь!)
А работать вы будете в парах, поэтому что нужно сделать, чтобы работа спорилась, а мастера не ссорились?
Дети:
Договориться между собой, посоветоваться.
Воспитатель:
Правильно. Сначала договоритесь, каким будет ваш петушок, разложите его на ткани, а потом аккуратно наклейте. Начинаем работу!
(индивидуальная работа с детьми)
Воспитатель:
· Раскладываем петушка в середине полотенца.
· Подумайте, как лучше расположить по цвету перья.
· А у тебя петушок вот-вот запоет (поощрение детей)
· А у …. петушок что-то печальный, низко голову склонил, почему? (косвенная помощь)
· (использование пословиц) «Иля корта кельсэ – трудяк тевсэ!» Не болтай языком делай дело! Поспешишь – людей насмешишь!
(на протяжении работы звучат мордовские наигрыши)
Воспитатель:
На славу потрудились наши мастера, а теперь давайте подойдем и полюбуемся нашими петушками. Какой петушок вам понравился? Почему?
o Мне понравился этот петушок, потому что он яркий и нарядный
o А мне этот, потому что он очень аккуратно наклеен
o А этот петушок высоко поднял голову, он вот-вот запоет
o А этот хвост поднял и распушил, наверное любит подраться
(наводящие вопросы воспитателя направлены на воспитание у детей умения замечать средства выразительности в работе)
Воспитатель:
Спасибо, ребята, вы мне очень помогли да и подарок девочкам сделали, танец получится ярким и красочным.
(звучит в записи пение петушка)
Воспитатель:
Петушок поёт, нас играть зовет! Поиграем в мордовскую игру «Атякш»?
Дети:
Да!
Воспитатель:
В круг вставайте, да петушка выбирайте!
(считалкой выбирают водящего - Петушка)
**** Подвижная игра «Атякш»
(дети ходят, взявшись за руки, вокруг водящего, который выбирает
себе соперника)
Дети:
Петя, Петя, петушок дети хлопают в ладоши
Листя бойкане, дружок! грозят пальцем
Патясо тюрхтямо хлопают себя по бокам, изображая крылья
Пильксо топотямо! кружатся дробным шагом
(Петушок выбирает себе соперника и старается вытолкнуть его из
круга-обруча. Дети поддерживают хлопками в ладоши игра повто-
ряется 2-3 раза)
Воспитатель:
Дети, давайте проверим, наверное пока мы играли, клей высох и наши полотенца уже готовы для танца. Девочки, мы хотим посмотреть вашу пляску.
**** Танец с полотенцами «Марлюня» под фонограмму А.Куликовой
Воспитатель:
Дети, что больше всего запомнилось вам сегодня?
Дети:
Играть, петь, плясать, работать с другом вдвоем, говорить на мордовском языке, делать подарки для наших девочек.
Воспитатель:
А я хочу похвалить вас за дружную работу, за находчивость, за ваше настроение. Всегда оставайтесь такими дружными детьми, которые в любую минуту придут на помощь и всегда помните о культуре и традициях мордовского края, вашей малой родины.
(под мордовскую мелодию дети уходят из зала)
|