Манерова Мария Александровна. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к мордовской национальной культуре.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к мордовской национальной культуре.

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному компоненту, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога, в контексте данного аспекта, входит способность реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Приобщение детей к мордовской культуре, традициям необходимо начинать с раннего детства.

В своей педагогической деятельности ознакомление детей с традициями мордовского народа мы начали с оформления в групповых помещениях Центров национальной культуры, мини-музея быта. Подобрана детская художественная литература мордовских авторов, отражающая быт мордовского народа, его культуру, традиции. Особенно остро передо мной встал вопрос о том, как начать ознакомление и приобщение к мордовской культуре детей 2-3 лет.

С обучающимися младшего дошкольного возраста не представляется возможным пойти, например, в краеведческий музей Д. С. Эрьзи, не получится создать куклу- оберег или выучить национальный танец, песню или стихотворение на мордовском языке. Поэтому, я решила начать с самых истоков: с устного народного творчества и подвижных игр мордовского народа. Следует отметить, что фольклор дает знания не только об истории, труде и быте, о природе края, но главным образом — о духовной жизни. Устно-поэтические произведения отличаются большим художественным мастерством, воспитывают чувство прекрасного. Произведения народного творчества несут в себе образы, краски, доступные и интересные детям. В них сформированы понятия народа о добре и зле, верности и справедливости, правде и красоте. Они воспитывают уважение к труду, родителям, учат любить свой край, все живое, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор входит в жизнь ребенка с самого рождения и всюду сопровождает его.

В своей работе с детьми первой младшей группы я использую следующие жанры детского мордовского фольклора:

  1. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки.
  2. Произведения, перешедшие из репертуара взрослых: загадки, скороговорки, игры, заклинки, приговорки, колядки.
  3. Произведения, создаваемые детьми: дразнилки, поддевки, считалки.

Детей младшего дошкольного возраста, в первую очередь, знакомлю с малыми формами фольклора.

Пестушки — сопровождают различные движения ребенка, помогают ему научиться подтягиваться, ходить, крепко сидеть ( «Стяка, стяка, цераняй».

Потешки — забавы взрослых с ручками, пальчиками и другими частями тела ребенка, сопровождаемые словесными текстами ( «Пальчики в лесу», «Под горой избушка»).

Прибаутки — это шуточные песенки чаще всего сюжетного характера, не связанные с игрой ( «Была у старушки курочка, курочка, курочка», «Ай, козочка, козочка»).

Заклички- стихотворные обращения к солнцу, дождю, ветру, временам года ( «Дождик, дождик, веселей!», закличка на речку).

В дошкольной образовательной организации мы знакомим детей с огромным разделом народного творчества — сказкой. Самая главная ценность мордовских сказок заключается в предметно-образной передаче нравственных начал: понятия добра, зла, честности, справедливости. Они представляются в конкретно воспринимаемых образах людей, зверей, растений и т. д. Удачно сделанные иллюстрации знакомят с предметами быта, одежды, пищи, обстановки. Мы знакомимся с такими сказками: «Восьминогая собака», «Лиса и медведь», «Мышь и сорока».

Помимо устного народного творчества, большая роль в жизни мордовского народа возлагалась на подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Мордовские подвижные игры, с точки зрения народной педагогики, решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка, что особенно важно в период раннего детства.

Ребенок играет с рождения. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия. Игры детей младшего возраста сопровождаются потешками, пестушками и приговорками. С их помощью они получают первоначальное физическое развитие. А такие игры, как «В журавлей», «Голубей», «В базар», «В чижик», развивают двигательную активность детей, смышленость, глазомер, силу.

Я считаю, что приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры является одним из главных направлений при реализации регионального компонента в педагогическом процессе ДОО.

Список используемой литературы:

  1. Арсалиев, Ш. М. Традиционная культура воспитания в действии. Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Ш. М. Арсалиев. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 185 с.
  2. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. Управление дошкольным образовательным учреждением/ Г. Н. Гришина. – Спб.: Детство-пресс, 2010. – С. 67–73.
  3. Кутасова, М. Прости меня, земля-матушка: Народная культура в детском саду / М. Кутасова. – Дошкольное воспитание, 2006. – № 6. – С. 35 – 40.
  4. Мокшин Н. Ф. Мы – Мордва! / Н. Ф. Мокшин. – Саранск.: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007. – 48 с.
Просмотров: 344
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Бондаренко Антонина Васильевна. «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народного быта». Опыт работы.
  • Чустеева Анастасия Никитична. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Бобырь Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
  • М.Т. Саликова. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Карпова Мария Васильевна. Гжель: урок народного творчества для детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Маценко Марина Федоровна. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» для детей старшего дошкольного возраста
  • Оскомова Елена Александровна. Презентация на тему «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
  • Моргунова Ирина Валерьевна. Проект 'Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Мухаметзянова Гульнара Фаритовна. Аккультурация – приобщение русскоязычных детей дошкольников к культуре татарского народа.
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Ко дню народного единства 'Подвижные игры татарского народа'
  • Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.. 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества' (Педагогический проект 'Бабушкин сундучок')
  • Занина Любовь Викторовна. «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».
  • Лышнова Надежда Ивановна. ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ КУЛЬТРЕ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ
  • Веселова Наталья Васильевна. Родительское собрание «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора»
  • Телешева Галина Николаевна. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
  • Ольга Александровна Иваненко. Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Наталья Сураева-Королева. Праздник на основе русского и мордовского фольклора для детей старшего дошкольного возраста.«Широкая Масленица»
  • Резеда Илалова. Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту
  • Лариса Анатольевна Корнева. Приобщение детей дошкольного возраста к музейной культуре
  • Салова Мария Кузьминична Кирьякова Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и здорового образа жизни на примере русской игры «лапта».
  • Романовская Татьяна Анатольевна. «Роль театрализованной игры в развитии речевых навыков детей младшего дошкольного возраста»
  • Шумкова Елена Игоревна. Статья «Приобщение детей ясельного возраста к традициям народной культуры»
  • Наталья Сураева-Королева. Интегрированное занятие на основе мордовского фольклора и нетрадиционных форм аппликации «Атякш» (петушок) для детей старшего дошкольного возраста
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь