В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному компоненту, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога, в контексте данного аспекта, входит способность реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Приобщение детей к мордовской культуре, традициям необходимо начинать с раннего детства.
В своей педагогической деятельности ознакомление детей с традициями мордовского народа мы начали с оформления в групповых помещениях Центров национальной культуры, мини-музея быта. Подобрана детская художественная литература мордовских авторов, отражающая быт мордовского народа, его культуру, традиции. Особенно остро передо мной встал вопрос о том, как начать ознакомление и приобщение к мордовской культуре детей 2-3 лет.
С обучающимися младшего дошкольного возраста не представляется возможным пойти, например, в краеведческий музей Д. С. Эрьзи, не получится создать куклу- оберег или выучить национальный танец, песню или стихотворение на мордовском языке. Поэтому, я решила начать с самых истоков: с устного народного творчества и подвижных игр мордовского народа. Следует отметить, что фольклор дает знания не только об истории, труде и быте, о природе края, но главным образом — о духовной жизни. Устно-поэтические произведения отличаются большим художественным мастерством, воспитывают чувство прекрасного. Произведения народного творчества несут в себе образы, краски, доступные и интересные детям. В них сформированы понятия народа о добре и зле, верности и справедливости, правде и красоте. Они воспитывают уважение к труду, родителям, учат любить свой край, все живое, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор входит в жизнь ребенка с самого рождения и всюду сопровождает его.
В своей работе с детьми первой младшей группы я использую следующие жанры детского мордовского фольклора:
- Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки.
- Произведения, перешедшие из репертуара взрослых: загадки, скороговорки, игры, заклинки, приговорки, колядки.
- Произведения, создаваемые детьми: дразнилки, поддевки, считалки.
Детей младшего дошкольного возраста, в первую очередь, знакомлю с малыми формами фольклора.
Пестушки — сопровождают различные движения ребенка, помогают ему научиться подтягиваться, ходить, крепко сидеть ( «Стяка, стяка, цераняй».
Потешки — забавы взрослых с ручками, пальчиками и другими частями тела ребенка, сопровождаемые словесными текстами ( «Пальчики в лесу», «Под горой избушка»).
Прибаутки — это шуточные песенки чаще всего сюжетного характера, не связанные с игрой ( «Была у старушки курочка, курочка, курочка», «Ай, козочка, козочка»).
Заклички- стихотворные обращения к солнцу, дождю, ветру, временам года ( «Дождик, дождик, веселей!», закличка на речку).
В дошкольной образовательной организации мы знакомим детей с огромным разделом народного творчества — сказкой. Самая главная ценность мордовских сказок заключается в предметно-образной передаче нравственных начал: понятия добра, зла, честности, справедливости. Они представляются в конкретно воспринимаемых образах людей, зверей, растений и т. д. Удачно сделанные иллюстрации знакомят с предметами быта, одежды, пищи, обстановки. Мы знакомимся с такими сказками: «Восьминогая собака», «Лиса и медведь», «Мышь и сорока».
Помимо устного народного творчества, большая роль в жизни мордовского народа возлагалась на подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Мордовские подвижные игры, с точки зрения народной педагогики, решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка, что особенно важно в период раннего детства.
Ребенок играет с рождения. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия. Игры детей младшего возраста сопровождаются потешками, пестушками и приговорками. С их помощью они получают первоначальное физическое развитие. А такие игры, как «В журавлей», «Голубей», «В базар», «В чижик», развивают двигательную активность детей, смышленость, глазомер, силу.
Я считаю, что приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры является одним из главных направлений при реализации регионального компонента в педагогическом процессе ДОО.
Список используемой литературы:
- Арсалиев, Ш. М. Традиционная культура воспитания в действии. Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Ш. М. Арсалиев. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 185 с.
- Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. Управление дошкольным образовательным учреждением/ Г. Н. Гришина. – Спб.: Детство-пресс, 2010. – С. 67–73.
- Кутасова, М. Прости меня, земля-матушка: Народная культура в детском саду / М. Кутасова. – Дошкольное воспитание, 2006. – № 6. – С. 35 – 40.
- Мокшин Н. Ф. Мы – Мордва! / Н. Ф. Мокшин. – Саранск.: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007. – 48 с.
|