Цель родительского собрания: Познакомить родителей с формами и методами приобщения детей к малым формам фольклора.
Воспитатель:
Здравствуйте уважаемые родители! Тема нашей тематической встречи «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры».
Вы уже успели познакомиться с информацией на сайте детского сада о комнате русского быта, которая была создана в августе 2016 года, согласно Программе развития МКДОУ Воскресенского детского сада №7 "Сказка", Образовательной Программы ДОУ, где часть, формируемая участниками образовательного процесса разработана на основе Парциальной программы О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Старая поговорка гласит «Все новое – хорошо забытое старое».
На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обычаям наших предков, к их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с его культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был научит понимать и удивляться.
Поэтому задача взрослых — привить детям любовь к прекрасному, донести до сознания своего ребенка, что он является носителем русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях. Истоки русской народной культуры – это прежде всего фольклор. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки, колыбельные песни, русские народные песенки, потешки, прибаутки, пестушки, загадки, считалки, заклички, пословицы и поговорки.
Слово ФОЛЬКЛОР в буквальном переводе с английского означает «Народная мудрость».
Воспитатель: Загадки – одна из малых форм устного народного творчества, в которой предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений
Воспитатель: Отгадайте русские загадки, найдя отгадку в избе.
«Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча»
Родители: Это печь.
Воспитатель: Как вы догадались?
Родители: Печь сделана из кирпича, когда холодно её топят, а когда на улице жарко она стоит холодная.
Воспитатель:
«Под крышей – четыре ножки,
А на крыше – щи, да ложки»
Родители: Это стол, потому что на верху крышка, а под ней 4 ножки, а на крышке ложки.
Воспитатель:
«Кривая собака в печку глядит»
Родители: Это кочерга, потому что ручка, как хвостик у собаки, а наконечник как морда и все время что-то хочет найти в печке.
Воспитатель:
«Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает?»
Родители: Это ухват, так как верх ухвата похож на рога, и помогает достать еду из печки.
Воспитатель:
«Он большой, тяжёлый, черного цвета, сделанный из металла.»
Родители: Это чугунок, потому что он тяжелый и черного цвета.
Воспитатель: Потешки — песенки сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком.
«Солнышко – ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей,
Телят, да ягнят
Еще маленьких ребят»
«Мы спросили нашу печь:
Что сегодня нам испечь?
Печку мы спросили,
Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали – не устали.
Начинили творогом
И назвали пирогом!
Ну-ка, печка,
Дай творожнику местечко»
Воспитатель: А, какие вы знаете потешки, которые можно использовать во время умывания, трудовой деятельности и когда укладываем ребенка спать?
Родители:
«Водичка –водиченька,
умой мое личико!
Что бы щёчки алели,
Что бы глазки блестели,
Что б смеялся роток,
Что б кусался зубок!»
«Котя, котенька, коток,
Котя — серенький лобок,
Приди, Котя, ночевать,
Мою детку покачать,
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока»
«Алёнка – маленка шустра, быстра:
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала.
Везде поспела –
В охотку ей дело»
Воспитатель: А теперь предлагаем вам поиграть с нами в игру «Волшебная корзиночка» Посмотрите, какая у меня в руках волшебная корзиночка, но она закрыта. Как нам с вами узнать, что находиться в этой корзиночке не открывая её?
Родители: Потрясти, посмотреть через щелочки, понюхать.
Воспитатель: Потрясите, как вы думаете, что там находиться.
Родители: Какие-то предметы.
Воспитатель: Посмотрите через щелочки, что вы видите?
Родители: Клювик красненький и кругленькие зелененькие глазки.
Воспитатель: Понюхайте.
Родители: Деревом и лаком.
Воспитатель: Открываем корзиночку. Заглядываем в неё, достаем игрушку и рассказываем про неё потешку.
Родители:
«Идет коза рогатая,
идет Коза бодатая.
Ножками топ-топ,
глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт –
Забодает! Забодает! Забодает!.»
«Сорока-сорока
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего!»
«Курочка-рябушечка,
Куда ты пошла? На речку!
Курочка-рябушечка
Зачем ты пошла? За водичкой!
Курочка-рябушечка
Зачем тебе водичка? Цыпляток поить!
Курочка-рябушечка
Как цыплятки просят пить? Пи, пи, пи.»
Воспитатель: Пестушки – термин произошёл от слова «пестовать», то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Цель их – забавлять, потешать, успакаивать, отвлекать, ласкать ребенка.
«Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!»
«Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.»
«Сова – совушка,
Белая головушка,
Сова умывалась,
В лапти обувалась,
В лапти, в тряпички,
В теплы рукавички!»
Воспитатель: Колыбельные песни – по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Воспитатель: А сейчас давайте вместе с вами споём русскую народную колыбельную песенку
«Ай, качи-качи-качи…»
«Ай, качи-качи-качи…»
«Ай, качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи
– Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися Бара – а-а-ночки!
Воспитатель: Поговорки и пословицы — особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни, во всем его многообразии и противоречивости.
Воспитатель:
«Хлеб – всему голова»
«Хлеб да каша – пища наша»
Воспитатель: Расскажите, а какие вы о хлебе знаете поговорки?
Родители:
«Худой обед – если хлеба нет»
«Хлеба ни куска, так в горнице тоска»
«Хлеб, дар божий, отец – кормилец»
«Хлеб – батюшка, отец – матушка»
«Береги хлеб для еды»
Воспитатель: Приглашаем поиграть в русскую народную игру «Мы варили суп»
«Мы варили суп» (Е. Благина)
«Мы варили суп – суп Из перловых круп-круп. Получилась каша-
То-то горе наше. Замесили тесто,
А оно ни с места.
Замесили на дрожжах – Не удержишь на вожжах!»
Раз, два, три – лови! Хлопки ладошками по коленкам.
Хлопки ладонями.
Руки разводим в стороны, приподнимая плечи.
Схватиться за голову.
Сжатые кулачки выполняют движение замешивания теста.
Руки разводим в стороны, приподнимая плечи.
Сжатые кулачки выполняют движения замешивания теста, идя в середину круга. Руки вперед, медленно отходя назад. Водящий ловит детей.
Воспитатель: Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического.
Сказка по своему содержанию вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Образы русских народных сказок – хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, Деда Мороза, Иванушки — дурака и многие другие – входят в жизнь детей, раскрывая перед ними в доступной для их понимания форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Воспитатель: У каждого из вас на столах лежат развивающие игры на русские народные сказки. Посмотрите внимательно – одним надо будет собрать пазлы, соблюдая последовательность содержания сказок, а другим собрать картинку по эпизодам из сказок. (Родители приступают к выполнению задания.)
Воспитатель: В развивающих играх развивается не только память, внимание, логическое мышление, мелкая моторика рук, но и связная речь. Расскажите сказку, которую вы составили собирая пазлы или картинку по эпизодам.
Воспитатель: Несмотря на свою занятость, старайтесь уделять хотя бы 5 минут перед сном, что бы рассказать ребёнку сказку и тем самым поддержать интерес детей к русскому фольклору.
Фольклор в детском саду используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например, на утренней гимнастике, побудках выполняем упражнения под потешки, также при умывании и многое другое.
Использование фольклора в организованной образовательной деятельности, в познавательно-речевых, игровых и продуктивных ее видах. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах. Например, умываясь:
Баю –баю – баиньки… Люли – люли – люленьки,
В огороде заиньки. Прилетели гуленьки.
Зайки травоньку едят. Стали гули ворковать,
Соне спатеньки велят. Стал Ванюша засыпать.
Воспитатель: Пришла пора расстаться. Сегодня мы с вами узнали что-то новое, к сожалению, забытое старое, старинное, вечное. Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть, уйти в небытие?
До свидание!
|