Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура, способствующая приобщению детей к мордовскому фольклору, воспитывающая в детях любовь к родному краю, к своему народу, его культуре. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок, четкость и законченность выражений, приобщение детей к поэзии, все это расширяет их кругозор, развивает эстетические качества.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста ознакомление детей с традициями мордовского фольклора мы начали с представления легенд, сказок, стихов, произведений малых жанров — потешек, прибауток, закличек.
Поэтические образы мордовских колыбельных песенок «Была у бабушки коровушка», «Мур, мур кисонька», «Чик-чирик воробушек» доступны даже самым маленьким детям. В них поётся о птицах (сорока, ворон, воробей), о животных (коровушка), о предметах домашнего обихода. Они знакомят ребёнка с внешностью, повадками птиц и животных, присутствуют в них и нравоучения, мечты о будущем ребенка.
Для знакомства детей с мордовскими народными пословицами, поговорками, загадками мы выбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить.
Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Мордовские сказки знакомят детей с историческим прошлым мордовского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира. Читая детям сказки мордовского народа, особое внимание обращаем на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях мордовского народа: уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера мордовского народа. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми. Детям очень нравятся небольшие стихотворные тексты, которые как бы поддразнивают ребёнка, но в то же время побуждают его к действию и выражают похвалу за сделанное [1, с. 88].
В групповой комнате в доступном для детей месте имеется Центр национальной культуры, где находятся книги с мордовскими сказками, фольклором, произведениями мордовских писателей, их портреты, иллюстрации, куклы в национальных костюмах, дидактические игры.
Литература:
- Гаранькина, В. П. Использование этнокультурного компонента в практической деятельности дошкольников в образовательных учреждениях Республики Мордовия / В. П. Гаранькина. – Саранск, Мордовское книжное издательство, 2010. – 288 с.
- Дигина, А. Г. Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях национальной культуры / А. Г. Дигина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – №1. – С. 22-24
- Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М.: Линка-пресс, 2003. – 107 с.
|