Подготовила: Воспитатель первой категории Скрипченко Наталья Викторовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад села Алаторка» муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
Есть у нас такой обычай, С детских лет он нам привычен Хлебом да солью всех гостей встречать Низко в пояс поклониться,
Чем богаты — поделиться За столом по-русски Щедро угощать… Хлеб Вам, да соль,
Счастье, да любовь, Так в народе говорится испокон веков.
Сегодня мы рады приветствовать педагогов, коллег, гостей, которые проявляют интерес к проблеме воспитания ребенка в традициях русской национальной культуры.
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Взрослые передавали детям свой опыт по добыче пищи, защите от непогоды, сооружению жилища и т.д. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.
Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленным на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах.
С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения.
С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения процветания народа.
Так постепенно от века к веку шло становление народной педагогики – этнопедагогики.
Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.
Академик Г.Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».
Русский педагог К.Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики.
Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей русского народа.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине, для формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка — дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики, имеющее огромные дидактические возможности. Воспитательно – обучающие возможности фольклора особенно актуальны в работе с детьми дошкольного возраста.
Основные жанры русского фольклора: устная народная проза и народные песенные жанры. В работе с дошкольниками целесообразно использовать классификацию детского фольклора, предложенную Михаилом Никифоровичем Мельниковым. Автор определяет основные группы детского фольклора «по назначению и характеру бытования»: поэзия пестования, бытовой фольклор, потешный фольклор, игровой фольклор.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Знакомство детей с фольклором начинается с миниатюр народного творчества: песенок, попевок, потешек, пестушек, закличек, приговорок, прибауток. Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.
Простые короткие потешки и попевки можно использовать в работе по физическому воспитанию. Ритмичный бег, ходьба, прыжки в сочетании с потешками содействуют общему физическому и психическому развитию детей. Во время выполнения движений можно использовать прибаутки – рифмованные выражения шуточного содержания.
Народные подвижные игры являются ценным средством физического воспитания. В играх дети легко улавливают музыкальность, напевность родной речи, познают меткость и лаконичность русского слова. Большое влияние оказывают народные игры на воспитание ума, характера, воли, на развитие нравственных и эстетических чувств. Подвижные игры физически укрепляют детей, положительно влияют на развитие эмоций.
Использование фольклора в физическом воспитании является эффективным подходом в воспитании детей дошкольного возраста.
(ООД по ФИЗО в младшей группе)
Русские народные пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они не только воспитывают в ребенке личность, но и увеличивают словарный запас маленького человека, помогают формулировать мысли вслух красиво и вместе с тем лаконично. С ними дети учатся мыслить образно, вникать в сущность. Также пословицы сильно влияют на формирование поведения ребенка.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, того, что спрятано и скрыто. Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они повторяются, в этом их секрет и обаяние. Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.
У сказки можно поучиться, Она ведь мудрости полна, Ее герои учат жизни, Их украшает доброта.
Сказка в любом возрасте оказывает благотворное влияние на развитие ребенка в целом и речи в частности. Чудесное влияние сказки на развитие речи ребенка и его внутренний мир трудно сравнить по значимости с чем-то еще. Добрые и поучительные, они обязательно оставят в душе малыша неизгладимый след, наполнят душу его разнообразными чувствами и эмоциями, а речь – красивыми словами и оборотами.
Сказки помогают и в обучении ребенка связной речи. Умение задавать вопросы психологи считают важным пунктом в оценке сформированности речи ребенка.
Сказки рассказываются с использованием различных видов театра – пальчикового, настольного, кукольного; игр – драматизаций, что побуждает детей передавать характер героев, петь знакомые песенки.
Устное народное творчество помогает ребенку не просто говорить, описывая последовательность событий, а еще и обогащает его речь. С самого детства малыш привыкает к красивой повествовательной речи, полной неповторимого звучания родного языка. Литературные произведения воспитывают в нем стремление говорить чище, лучше, грамотнее.
(ООД по РР в средней группе)
Из таланта и терпенья! Из народного уменья! Не плотники-сапожники, А мастера-художники
Игрушки создавали. Лепили, рисовали. Яркие, нарядные, Игрушкам очень рады мы.
Необходимо с самого раннего возраста знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям.
Одним из условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его творческих способностей является включение ребенка в разные виды художественной деятельности. В процессе работы с различными материалами дошкольники познают их свойства, возможности преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи и лепки у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные ее части.
Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность ребёнка. Предметы прикладного искусства могут стать ценным материалом не только для художественного, но и для всестороннего воспитания каждого ребёнка.
Произведения декоративно-прикладного искусства формируют у детей художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль дошкольных образовательных учреждений, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Предметы народного творчества многообразны. Это игрушки из дерева, бересты, глины, посуда, ковры, кружево, вышивка, лаковая миниатюра, самовары, платки, обрядовые и игровые куклы.
(ООД по художественно – эстетическому развитию в старшей группе)
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких.
Народные танцы занимают важное место в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.
По своей содержательности, силе и яркости образов, красоте формы, выразительности и эмоциональности русские народные пляски представляют превосходный материал для развития художественного вкуса детей. Народные танцы, как и песни, помогают знакомить детей с обычаями родного народа.
Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так как именно музицирование повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Особенно детям нравится играть на русских народных инструментах.
Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысел, сенички, грать) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.
(Дуэт «Ягодки» исполнит для вас песню «Валенки»)
На Руси издавна умели играть на ложках. Вроде с виду обыкновенные ложки: выточены из дерева, раскрашены, а если они в руки мастеру попадут, то заскучать не дадут.
Наши ложки знает целый мир, Наши ложки – лучший сувенир! Хохломские, псковские, тульские, загорские, Вятские, смоленские – ложки деревенские!
(Танец с ложками)
В нашем детском саду играют на ложках не только дети. Предлагаем вашему вниманию музыкальный подарок от нашего коллектива.
(Выступление ансамбля ложкарей коллектива детского сада.)
Каждый из здесь присутствующих за время семинара испытал определенные чувства. C какими чувствами вы заканчиваете этот семинар? Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня?
Я предлагаю вам высказаться о своем эмоциональном состоянии.
Благодарю за внимание!
Использованная литература:
- Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой – М:ТЦ Сфера, 2013
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева – СПб, 1999
- Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет / М.П. Асташина-Волгоград: Учитель, 2013
- Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративным рисованием, лепкой, аппликацией москвичей дошкольников. / Грибовская А.А.
- Зонакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством / И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина – СПб: Издательство «Детство – Пресс», 2013
|