Лышнова Надежда Ивановна. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»

Аннотация. В статье характеризуется дидактический потенциал различных форм фольклора (сказок, колыбельных, потешек и т.д.) в развитии речи детей раннего возраста.

Ключевые слова: фольклор, устное народное творчество, ранний возраст. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое воспитание детей в настоящее время направлено на формирование у них такого интегративного качества как владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).

 

Произведения устного народного творчества разнообразны и выразительны, что позволяет в своей работе быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и конечно речи [1, с. 6].

С помощью различных форм фольклора мне предстояло решить следующие задачи:

  1. формировать интерес к книгам, произведениям устного народного творчества;
  2. развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;
  3. прививать любовь к народному творчеству: сказкам, потешкам, загадкам, поговоркам;
  4. отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театральной деятельности.

В нашем деском саду мы уделяем особое внимание организации предметно-пространственной среды, которая, как того требует ФГОС, должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, отвечать видам детской деятельности и решать поставленные цели и задачи.

Именно поэтому мы постоянно обновляем и модернизируем игровые уголки, вносим полифункциональные предметы, для того, что бы среда была разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. В нашей группе ребенок легко может подойти к любому уголку, взять пособие или книги, рассмотреть картинки по сказкам, сразу активно включиться в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитные театры, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки (обычные и целые сказки), использовать театр «живая рука», пальчиковый театр, театр на палочках, театр «теней» и т.д.

С помощью различных форм фольклора (в раннем возрасте предпочтительно – малых) можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Произведения устного народного творчества разнообразны и выразительны, что позволяет педагогу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и конечно речи. С самого прихода ребят в детский сад, мы активно читаем и заучиваем потешки, песенки, колыбельные. Сначала, дети просто прослушивают произведения, затем пытаются звукоподражать знакомым героям (петушку, мышке, котику и т.д.), проговаривают отдельные слова и фразы, пытаются повторить, сопровождают жестами действия персонажей (показывают как машет крыльями петушок, как клюет зернышки курочка, как ходит косолапый мишка и т.д.).. [3, с. 9].

Максимально полезны для развития ребенка раннего возраста и простые пальчиковые игры на фольклорном материале. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Мною была подготовлена картотека «Пальчиковых игр» на фольклорном материале.

В группе и на прогулочном участке мы активно играли в фольклорные подвижные игры, водили хороводы. Ребята не только играли, но и старались проговаривать текст игр, знакомились с правилами, учились согласованно действовать, быстро реагировать на сигнал.

В процессе работы над данной темой, у нас в группе появились новые дидактические игры: «Поиграй со сказкой», «Герои сказки», «Подбери бусы к матрешке», игра-шнуровка «Репка», «Волшебные варежки с сюрпризом» и др., благодаря которым ребята знакомились и запоминали героев, «озвучивали их», совершенствуя грамматический строй речи; развивали мелкую моторику рук; закрепляли цвета и формы и т.д.

Мною был подготовлен и проведен открытый показ гимнастики с элементами фольклора для воспитателей и педагогов ДОУ. От детей был получен положительный отклик, они не только с удовольствием выполняли упражнения, но и проговаривали знакомые и любимые потешки «Киска, брысь…», «Тили –бом, тили – бом…», «Идет котик по лавочке…» и др.

В течение года мною были подготовлены и представлены различные консультации для родителей: «Роль загадки в воспитании дошкольника», где родителям была предложена классификация загодок с примерами; о пользе сказок, о том, почему сказка помогает в воспитании детей рассказала консультация «Сказка? Сказка. Сказка!», консультация «Что нужно читать детям 2-3 лет» помогла определиться, какие сказки полезно читать младшим дошкольникам. Были оформлены разные картотеки: картотеки «Пословицы и поговорки в картинках», «Фольклорные хороводные игры», «Фольклорные подвижные игры».

Таким образом, можно сделать вывод, что используемая мною система работы по формированию активной речи у детей раннего возраста через фольклор, является достаточно эффективной. По итогу были достигнуты хорошие результаты. Группа пополнилась новыми пособиями, пополнился банк методических разработок. Дети умеют и активно пользуются речью в разных видах деятельности. Испытывают потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети познакомились с малыми формами фольклора, стали более активными и эмоциональными, активизировался активный словарь детей, формируется грамматический строй речи, воспитывается интерес устному – народному творчеству.

Положительные результаты моей деятельности по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем. Я постоянно повышаю свой педагогический уровень, стремлюсь внести конструктивный вклад в общее дело.

Список литературы:

  1. Аполлонова, Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С. 5 – 8.
  2. Асташина, М.П. Фольклор в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 61 – 68.
  3. Бережнова, О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. –2002. – № 12. –С. 9-14.
  4. Князева, О. Л., Махнева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. Программа. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 30 с.
  5. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 2002. – 168 с.
Просмотров: 430
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Оскомова Елена Александровна. Презентация на тему «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
  • Касимова Лидия Александровна. Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора»
  • Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.. 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества' (Педагогический проект 'Бабушкин сундучок')
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Моргунова Ирина Валерьевна. Проект 'Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Евгения Чугунова. Роль фольклора в развитии связной речи у детей раннего возраста.
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Статья на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
  • Павленко Галина Павловна. Методические посиделки для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора
  • Кузнецова Наталья Анатольевна. Пальчиковый театр своими руками как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
  • Меняйло Юлия Геннадьевна. «Русское народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Шамбалова Зайтуна Нурумбетовна. «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Кроль Надежда Ивановна. Перспективное планирование 'Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста'
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Терещенко Наталья николаевна. «Формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора»
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Абрамова Ольга Сергеевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь