Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возрастаМаленькие дети очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т. е. они запоминают всё буквально, даже не желая того. Овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее благоприятен к её усвоению.
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора), редко слышит сказки и рассказы из уст родителей и воспитателей. Поэтому появляются следующие проблемы:
1.   Речь ребёнка состоит из простых, нераспространённых предложений. Он не умеет грамотно их строить. На вопросы отвечает односложно (да, нет, хорошо, плохо).
2.   Недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
3.   Ребёнок использует в своей речи сленговые слова, рекламные клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов), нелитературные слова и выражения.
4.   Не может правильно, грамотно сформулировать свой вопрос.


5.   Неспособен построить монолог, например, рассказ на предложенную тему, не может пересказать короткий текст своими словами.
6.   Не желает и не может объяснить свою точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
7.   У ребёнка отсутствует культура речи: не умеет использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8.   Плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если постоянно (систематически) заниматься развитием речи ребёнка. Особое место здесь занимает использование художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т. д.
*    Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек.
Читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за чёткостью произношения, интонацией, эмоциональностью.
Выразительно спойте или прочитайте колыбельную песню.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки, сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали малышку усыплять.
Баю, баю, баиньки,
Прилетели галоньки.
Прилетели галоньки,
Сели у качалоньки.
Стали галки напевать
И качалоньку качать.
В первый раз выразительно прочитайте ребёнку колыбельную, сопровождая текст движениями. При повторном чтении попросите ребёнка повторять за вами все движения. А затем, постепенно, выучите с ним колыбельную. Выучив текст песни, ребёнок сможет ответить на следующие вопросы:
*    Кто такие гуленьки?
*    Что они делают возле люленьки малыша?
*    Кто такие галоньки?
*    Что они делают возле качалоньки малыша?
Выразительно прочитайте потешку «Я по лесу зелёному бреду».

Я по лесу зелёному бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики соберу,
По берёзничку – берёзовики,
По сосновым пням – опёночки,
А под ёлкой – белый гриб-боровик.

После многократного повторения потешки можно задать ребёнку следующие вопросы:
*    По какому лесу бредёт герой произведения?
*    Куда он собирает грибочки?
*    Где растут рыжики?
*    Где собирает герой произведения берёзовики? Как по-другому называются такие грибы?
*    Где растут опёночки?
*    Где можно найти в лесу гриб-боровик? Какого цвета у него ножка?
*    Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками.
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд всё в порядке.
Произнесите скороговорки, отчётливо выделяя повторяющийся звук.
Шила в мешке не утаишь.
Ошибся что ушибся.
Где щи – тут и нас ищи.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Учите ребёнка проговаривать скороговорки. Попросите нарисовать предметы, о которых в них говорится. Задавайте наводящие вопросы: «Что ты нарисовал? Как этот предмет отличается от другого? Какой он? Почему?»
*    Знакомство со считалочками.
Считалка является малым жанром детского фольклора. Особые способы рифмовки и частое использование в играх делают считалки незаменимыми для развития речи.
Прочитайте наизусть считалку:
Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапти плела –
Кто лапти найдёт,
Тот водить пойдёт.
После того, как ребёнок запомнит считалку, предложите ему ответить на вопросы:
*    Где ходила лиса?
*    Каким голосом она вопила?
*    Что такое лычки?
*    Что такое лапти?
*    Из какого материала лиса плела лапти?
*    Использование загадок в развитии речи.
В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов и явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета. Некоторые загадки обогащают словарь детей.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска, гребень)

Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
(Лук)

Это что таково: в землю вросло,
Сверху толсто, снизу востро, собой красно.

(Свёкла)

Маленький, серенький
По дорожке прыг, прыг,
А носиком тык, тык.

(Заяц)

 

Воспитатель первой категории: Михелева Надежда

Просмотров: 663
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Наделяева Галина Анатольевна. Значение фольклора в развитие речи ребёнка
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Миронова Надежда. Дидактическая игра «Что, где растет?»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Никулова Т. И. Конспект интегрированного досуга для детей с общим недоразвитием речи и их родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Железнова Татьяна Юрьевна. Дидактический материал для детей по теме «Кто где живёт?» (предмет «Окружающий мир»)
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Гуреева Ирина Юрьевна. Мультимедийная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста 'Кто где живет?'
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Назарова Татьяна. Викторина «Что? Где? Когда?»
  • Уткина Ирина Александровна. Викторина «Что, где, когда?»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь