Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возрастаМаленькие дети очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т. е. они запоминают всё буквально, даже не желая того. Овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее благоприятен к её усвоению.
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора), редко слышит сказки и рассказы из уст родителей и воспитателей. Поэтому появляются следующие проблемы:
1.   Речь ребёнка состоит из простых, нераспространённых предложений. Он не умеет грамотно их строить. На вопросы отвечает односложно (да, нет, хорошо, плохо).
2.   Недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
3.   Ребёнок использует в своей речи сленговые слова, рекламные клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов), нелитературные слова и выражения.
4.   Не может правильно, грамотно сформулировать свой вопрос.


5.   Неспособен построить монолог, например, рассказ на предложенную тему, не может пересказать короткий текст своими словами.
6.   Не желает и не может объяснить свою точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
7.   У ребёнка отсутствует культура речи: не умеет использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8.   Плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если постоянно (систематически) заниматься развитием речи ребёнка. Особое место здесь занимает использование художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т. д.
*    Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек.
Читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за чёткостью произношения, интонацией, эмоциональностью.
Выразительно спойте или прочитайте колыбельную песню.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки, сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали малышку усыплять.
Баю, баю, баиньки,
Прилетели галоньки.
Прилетели галоньки,
Сели у качалоньки.
Стали галки напевать
И качалоньку качать.
В первый раз выразительно прочитайте ребёнку колыбельную, сопровождая текст движениями. При повторном чтении попросите ребёнка повторять за вами все движения. А затем, постепенно, выучите с ним колыбельную. Выучив текст песни, ребёнок сможет ответить на следующие вопросы:
*    Кто такие гуленьки?
*    Что они делают возле люленьки малыша?
*    Кто такие галоньки?
*    Что они делают возле качалоньки малыша?
Выразительно прочитайте потешку «Я по лесу зелёному бреду».

Я по лесу зелёному бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики соберу,
По берёзничку – берёзовики,
По сосновым пням – опёночки,
А под ёлкой – белый гриб-боровик.

После многократного повторения потешки можно задать ребёнку следующие вопросы:
*    По какому лесу бредёт герой произведения?
*    Куда он собирает грибочки?
*    Где растут рыжики?
*    Где собирает герой произведения берёзовики? Как по-другому называются такие грибы?
*    Где растут опёночки?
*    Где можно найти в лесу гриб-боровик? Какого цвета у него ножка?
*    Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками.
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд всё в порядке.
Произнесите скороговорки, отчётливо выделяя повторяющийся звук.
Шила в мешке не утаишь.
Ошибся что ушибся.
Где щи – тут и нас ищи.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Учите ребёнка проговаривать скороговорки. Попросите нарисовать предметы, о которых в них говорится. Задавайте наводящие вопросы: «Что ты нарисовал? Как этот предмет отличается от другого? Какой он? Почему?»
*    Знакомство со считалочками.
Считалка является малым жанром детского фольклора. Особые способы рифмовки и частое использование в играх делают считалки незаменимыми для развития речи.
Прочитайте наизусть считалку:
Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапти плела –
Кто лапти найдёт,
Тот водить пойдёт.
После того, как ребёнок запомнит считалку, предложите ему ответить на вопросы:
*    Где ходила лиса?
*    Каким голосом она вопила?
*    Что такое лычки?
*    Что такое лапти?
*    Из какого материала лиса плела лапти?
*    Использование загадок в развитии речи.
В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов и явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета. Некоторые загадки обогащают словарь детей.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска, гребень)

Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
(Лук)

Это что таково: в землю вросло,
Сверху толсто, снизу востро, собой красно.

(Свёкла)

Маленький, серенький
По дорожке прыг, прыг,
А носиком тык, тык.

(Заяц)

 

Воспитатель первой категории: Михелева Надежда

Просмотров: 731
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Наделяева Галина Анатольевна. Значение фольклора в развитие речи ребёнка
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Айданалиева Айслу Наурсовна. Использование детского фольклора в развитии речи детей 2х – 3х летнего возраста
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Свинцова Марина Анатольевна. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ по сюжету русской народной сказки «Аленушка и лиса» для детей с тяжелыми нарушениями речи (средняя группа)
  • Тимофеева Алла Ильинична. Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Составление описательного рассказа об игрушках- «Заяц, петух, лиса, машина»
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Радионова Людмила Ивановна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Дугина Елена Витальевна. Консультация для родителей: Значение фольклора в развитии речи детей
  • Василевская Екатерина Юрьевна. «Использование народного календаря в развитии речи у детей с Тяжелым Нарушением Речи»
  • Романова Светлана Викторовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные, пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшинчик»
  • Ткацкая Марина Игоревна. Последовательный пересказ текста описательного характера «Лиса» с опорой на картинный план и слова-признаки
  • Лышнова Надежда Ивановна. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Легусова Людмила Николаевна. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием ИКТ «Грибы в осеннем лесу»
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора
  • Ямова Наталья Викторовна. «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
  • Старочкина Татьяна Павловна. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Путинцева Татьяна Александровна. Роль речи в умственном развитии ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь