Иванова Наталия Леонидовна воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ Центр развития ребенка "детский сад №34 "Золотой ключик" г. Северодвинск
Использование жанров календарной поэзии в работе с детьми дошкольного возраста.
Актуальность темы определяется, прежде всего, тем интересом, которое проявляется в настоящее время педагогической наукой и практикой к народной системе воспитания.
Народная педагогика, как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры масс зародилось в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения. представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней своеобразных миниатюрах (поговорки, пословицы, сказки, песни, легенды и т.д.) нашло яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры народа. К сожалению, не все это богатство используется в современной воспитательной системе ДОУ. Это относится и к жанрам календарной поэзии. Не все воспитатели вооружены литературоведческими и педагогическими знаниями о воспитательных возможностях календарной поэзии, что затрудняет ее использование в работе с детьми.
Данные обстоятельства предопределили выбор темы.
Наша цель: определить педагогические условия эффективного использования жанров календарной поэзии в работе с детьми дошкольного возраста.
Объектом исследования стали жанры календарной поэзии в детском фольклоре и их место в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
А предметом исследования стал процесс использования календарной поэзии русского народа в работе с детьми дошкольного возраста.
Нашей задачей было:
- изучить литературоведческие, психолого-педагогические и методические источники
- определить особенности жанров календарной поэзии зимнего, весенне-летнего и осеннего циклов
- выделить жанры календарной поэзии в детском фольклоре и раскрыть их поэтическое разнообразие
- определить принципы отбора произведений календарной поэзии для работы с детьми в ДОУ.
- разработать методические рекомендации по использованию календарной поэзии в работе с детьми 6-7 лет.
В своей работе мы использовали
- теоретические методы (изучение трудов по фольклористике, эстетике, в которых раскрывается научная картина мира и процесс ее познания; анализ психолого-педагогической и методической литературы)
- эмпирические (беседы с воспитателями и детьми, наблюдение и анализ в ДОУ, обобщение опыта работы воспитателей в ДОУ)
В народе говорят, что нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее, не поняв исторических корней.
В своей работе мы обращаемся к календарной поэзии, к традиционным календарным обрядам, то есть к историческим корням русской национальной культуры.
Календарные обряды и обрядовая поэзия в своей основе – древнейший вид народного творчества. Они были теснейшим образом связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей. Основным занятием славянских народов издавна было земледелие, и их календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древние взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, повседневные думы и заботы крестьянина о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи.
Но как всегда, во всем, что связано с календарной обрядностью, неизменными участниками обрядовых действий остаются дети.
В переводе с английского языка folk – lore (или фольклор) означает «народная мудрость». В более широком смысле это слово означает часть духовного богатства народа; произведения устно-поэтического творчества народа.
Хранителями и распространителями фольклора издавна были те, кто занимался воспитанием детей (родители, бабушки, дедушки, няни), а также сами дети. В связи с этим часть произведений УНТ исследователи стали выделять в особый вид – « детский фольклор».
Говоря о детском фольклоре, надо, прежде всего, иметь в виду произведения УНТ, специально предназначенные для детей и не входящие в «обычный» репертуар взрослых. Отличительная черта детского фольклора выражается в учете психологии и возрастных особенностях детей.
В детском фольклоре есть и такие произведения, которые созданы самими детьми. Они возникали в играх и быту детей. Это творчество детей.
Таким образом, детский фольклор – это произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставших детскими, собственное творчество детей. Отличительная черта всех этих произведений состоит в учете возрастных особенностях детей. Этот фольклор выражает духовный мир ребенка.
Произведения народной поэзии – потешки («Ладушки», «Гуленьки», «Сорока-белобока» и др.), песенки («Киска», «Петушок», «Жили у бабуси» и др., байки (колыбельные песни – «Баю- бай» и др.) – первые стихи, которые узнает ребенок, легко и охотно заучивает наизусть, запоминает на всю жизнь.
Эти короткие произведения УНТ важны для воспитания ребенка, приобщения к культуре своего народа. Они привлекают внимание детей, успокаивают и развлекают их. Через народную поэзию малыши познают окружающий мир, знакомятся с нормами поведения, получают первые представления нравственности. В небольших по объему и незамысловатых по содержанию народных стихах отражена любовь к труду («Наша Катя подрастает», «Пальчик-мальчик» и др.), показано товарищество и дружба («Кисонька – мурысонька », «Пошел котик на…»). Потешки рассказывают об аккуратности, чистоплотности, послушании («Водичка-водичка», «Расти коса до пояса»). Народная поэзия знакомит ребенка с красочной, образной, поэтической «речью русского народа», учит «тонкостям родного языка».
Народная сказка, как и произведения малых фольклорных жанров, с которыми ребенок знакомится в ДОУ, приближает детей к культуре народа, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Сказки учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помогать слабому.
Но, детская народная культура возникла и развивалась в лоне культуры взрослой. С одной стороны, детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными участниками жизни семьи, рода, села. С другой – дети по традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося жизненного строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младших поколений. Это относится к произведениям календарной поэзии.
Круг годовых (календарных) обрядов открывается новогодними (святочными) обрядами. Праздновались Святки. Одним из самых примечательных явлений святочных праздников было колядование . Самый веселый праздник, продолжавшийся целую неделю – Масленица (игры, песни, обряды встречи и проводы Масленицы). Ждали весну – пекли жаворонков и пели « веснянки». Весенний Егорьев день отмечался 23 апреля. В этот день, как правило, первый раз выгоняли стадо в поле. Это важное событие крестьян обставлялось обрядами. « Зеленые святки» - последняя неделя перед троицей. Главным обрядом семицкой недели был обряд «завиванья венка». Купальские обряды, обряд «завиванья бороды» - с большим удовольствием дети наблюдали за увеселением взрослых во время различных календарных праздников, а иногда и сами принимали участие в этих праздниках, исполняли различные календарные песенки.
Если в празднике сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Народные праздники со всеми, относящимися к ним суеверными обрядами, хороводами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни.
В числе традиционных народных праздников – Святки и масленица, Красная Горка и Семик, Иванов день (Купала) и многое другое. И с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы и наблюдения. Святки, праздник Крещения, Масленица, проводы зимы, встреча весны, Благовещенье , Троица, Ивана Купала, Покров день – все эти праздники, песни и игры включают в единое праздничное действие и детей и взрослых.
Собранные материалы свидетельствуют о том, что обрядовая календарная поэзия используется в ДОУ в связи с тем, что в наши дни обрели статус государственных праздники Рождества. Нового года. В традиции города в целом и многих ДОУ входит празднование Масленицы, Наступления весны, Праздника урожая и некоторые другие.
Пробуждение интереса к национально-региональной культуре Поморья способствует разработке различных по своей направленности программ ДОУ, где находит место и обрядовая календарная поэзия.
Анализ программ показывает, что в них не учитывается специфика жанров календарной поэзии, не конкретизированы календарные обряды. Некоторые обрядовые календарные праздники лишь называются, но не связываются с конкретными произведениями календарной поэзии.
Беседы с воспитателями показали, что они знают обрядовые праздники. Называют некоторые жанры календарной поэзии. Однако, используются они бессистемно, нецеленаправленно, от случая к случаю и не связываются с конкретными праздниками и учебной деятельностью детей. Знания обрядовой календарной поэзии у детей, как правило, отсутствуют. Лишь отдельные из них в ходе беседы назвали колядки, но текст не знают.
На основе некоторых критериев мы отобрали произведения календарной поэзии, которые использовали в повседневной работе с детьми.
Занятия являются основной организационной формой систематического и целенаправленного обучения детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями программы.
На занятиях дети знакомятся с произведениями УНТ, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.
Формы ознакомления с жанрами календарной поэзии могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Художественная деятельность детей на занятиях должна находить разнообразные формы выражения: изучение художественного наследия, посещение музеев, выставок, просмотр слайдов, фильмов, репродукций, прослушивание фольклорных произведений и непосредственно творческая деятельность детей.
Нами проводились занятия по развитию речи. Среди важнейших средств формирования речи ученые называют произведения художественной литературы и устного народного творчества. При ознакомлении детей с явлениями природы, развитии интереса к жизни и деятельности людей, животного и растительного мира, интереса к предметам и явлениям окружающей жизни использовать произведения календарной поэзии необходимо на занятиях по ознакомлению с окружающим. На музыкальных занятиях дети усваивают необходимые навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально- ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Знакомили детей с различными видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, воспитывали у детей интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы художественного народного творчества, иллюстрации в книгах.
В детском саду, где нами проводилась работа, одним из средств всестороннего развития ребенка является - календарный праздник. Это уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев и обрядов. Новый год, колядки, Масленица, Пасха и другие праздники проходили с ряжеными, со сказочными героями, с музыкальными или шумовыми инструментами, пеклись блины, катались на горках, сжигали чучело Масленицы, пекли «жаворонков», водили хороводы, делали яйца из папье-маше, разукрашивали и играли в народные игры.
Много радости и тепла дарят праздники детям. Каждый год запускают дети кораблики по первым звенящим ручьям. Здесь тоже большую помощь оказывают родители. Мы стараемся как можно ближе приблизить родителей к истокам русского творчества, проводя семейные праздники и досуги, дни открытых дверей, письменные консультации и сведения о том или ином народном празднике.
Благодаря систематическому использованию произведений календарной поэзии в работе с детьми и поощрению со стороны воспитателей детского сада и музыкального руководителя, у дошкольников повысился интерес к календарной поэзии. Знания детьми произведений календарной поэзии помогают дошкольникам в общении не только между собой, но и со взрослыми, помогают детям быть эмоциональными, раскрепощенными, открытыми и талантливыми.
Богатейшее УНТ и календарная поэзия в частности являются неисчерпаемым источником для изучения народной педагогики и психологии, философской и этической мысли народа.
Изучая жанры календарной поэзии, мы убедились в том, что именно дети по сложившейся традиции наследовали и удерживали в своей культуре ( в детском фольклоре ) многие уходящие из жизни взрослых произведения. Это относится к обрядовым песням, связанным с празднованием Нового года, Рождества, Масленицы и других.
Уровень представлений детей, обнаруженный нами в начале и конце обучения, свидетельствует об их количественном и качественном изменении. Таким образом, были решены поставленные задачи.
Список информационных источников:
1. Аникин В.П. Начало всех начал/ Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.- Вып.1. – М., 1991 , С.5-18
2. Афанасьев А. Н. Народные праздники// Древо жизни. – Москва,1982, - С.21-37
3. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. – Иркутск, - 1925, - С.3-17
4. Гранев В. Д Календарь российских земледельцев. – Москва,1991, - С.4-5
5. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М.: Дет. лит. – 1987, 135с.
|