МБДОУ «Золотой ключик» пос. Нижняя Пойма
Рисование: «Дымковская лошадка».
20 января 2017 года
Воспитаталь 1 квалификационной категории:
Ховренкова Татьяна Ивановна
Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.
Скачать конспект
Задачи:
- Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, активизировать словарный запас детей.
- Закреплять знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок, считалок.
- Познакомить детей с русскими народными костюмами, с русской печкой.
- Инсценировать потешку «Пошла коза по лесу», песенку «Эх, зимушка-зима!» используя выразительные средства речи, мимику, жесты.
- Развивать внимание, мышление, память.
- Учить украшать плоскостное изображение лошадки элементами дымковской росписи: круги, кольца, линии, точки.. Рисовать толстой и тонкой кистью, ставить точки держа кисть вертикально.
- Подсушивать кисточку, промакивая о салфетку.
- Воспитывать аккуратность в работе.
- Прививать любовь и уважение к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа:
- Потешки, сарафан, кокошник, косоворотка, картуз.
Предварительная работа:
Использование устного народного творчества в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассказывание русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Участие детей в колядках.
Знакомство с дымковскими игрушками, элементами росписи.
Методы и приёмы:
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, здоровьесберегающие приёмы, ТРИЗ.
Подготовка к занятию:
Изготовление русских национальных костюмов для кукол, русской печки, русская народная музыка «Калинка», песня «Эх, зимушка – зима!» (аудиозапись), русские костюмы для детей, самовар, лавочки для детей, книга загадок, лошадка на палочке, горшки с кашей и со щами, расписные ложки и посуда, стол со скатертью, веник. Дымковская игрушка – лошадка. Краски, кисточки (по 2 на каждого ребёнка толстая и тонкая), подставки для кисточек, плоскостные лошадки, непроливашки с водой, салфетки. Образцы расписанных лошадок (не менее 2-ух).
Ход занятия:
Зал украшен под русскую избу. Звучит русская народная мелодия «Калинка».
В избе хозяйка Матрёна Ивановна подметает пол. В избу входят дети в русских национальных костюмах.
Матрёна Ивановна: Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка этой избы, а зовут меня Матрёна Ивановна. «Гость на гость – хозяйке радость». Я к вашему приходу избу убирала, щи да кашу варила. Проходите, не толпитесь, да на лавочки садитесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Ребятки мои, а как вы понимаете выражение «Гость на гость – хозяйке радость». (Ответы детей). А сейчас я вам загадку загадаю:
В избе – изба, на избе труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
(Печь)
Может быть кто – то стихи о печке знает?
Ребёнок:
У хозяев гордость – печь! Поведу о ней я речь! Всё готовится в печи, И хлеба и калачи,
Каши и картошка, И баранья ножка.
Матрёна Ивановна:
На Руси в старину всегда кашу варили, да говорили: «каша — еда наша». А почему так говорили, как вы думаете? (Ответы детей)
А вы знаете пословицы и поговорки про кашу?
(Ответы детей)
Матрёна Ивановна: А без чего ещё за стол не садились?
(Ответы детей)
Матрёна Ивановна: Правильно – без хлеба! «Хлеб да каша – еда наша».
Стук в дверь. Заходят куклы в национальных костюмах.
Матрёна Ивановна: «Гость на гость – хозяйке радость». Пришли к нам Ваня и Дуня.
Давайте Ване и Дуне про них потешку расскажем.
Чики – чики, чикалочки, Ехал Ваня на палочке, А Дуня в тележке, Щелкала орешки.
Какие Ваня с Дуней нарядные! А кто, дети, из вас знает, как наряды эти называются?
(Ответы детей: «Русские народные костюмы»)
Матрёна Ивановна: А что за корона у Дуни на голове?
(Ответы детей)
Это кокошник (дети повторяют все вместе, проводится индивидуальная работа) Какого он цвета, чем украшен?
А что за платье такое необычное у Дуни, как оно называется? (Сарафан, рубашка, украшены вышивкой.)
(Проводится индивидуальная работа)
Матрёна Ивановна:
А Ваня – то как хорош! Просто красавец! И во что же Ваня нарядился, когда к нам торопился?
(Ответы детей.)
Дети, а фуражка у Вани называется – картуз. (Закрепляется название.)
А рубашка называется косоворотка. Как вы думаете, почему она так называется?
(Ответы детей.)
Косоворотка – рубашка с косым воротом, т. е. с застёжкой сбоку, а не по середине, как у обычных рубашек. А ещё что одето на Ване?
(Ответы детей.)
Правильно: штаны и сапоги.
Ваня и Дуня одеты в праздничную одежду, так раньше наряжались на праздник.
А кто из вас знает потешку про Ваню? (рассказывает ребёнок, повторяют все.)
Ваня, Ваня простота, Купил лошадь без хвоста, Сел задом – наперед И поехал в огород.
Матрёна Ивановна:. (Садит кукол за стол.)
Сейчас я из печки русской кашу достану, да Ваню с Дуней угощу. Открою заслонку, достану горшок, угощайтесь, гости дорогие. Ну а вы, ребятки выходите на снежок, становитесь в кружок, да давайте песенку споём «Эх, зимушка – зима!»
(Дети поют, в кругу Ваня (мальчик) на коне, подбегают 2 девочки.)
Матрёна Ивановна: Была у меня коза, да в лес убежала. И что же она там делает? Вот мы сейчас считалкой выберем козу (Ребёнок читает считалку):
Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля Аты-баты, он какой? Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это я!
В игре «Пошла коза по лесу» дети встают в круг и, взявшись за руки, движутся против солнца.
Один из участников — «коза» — движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу.
«Коза» вместе с принцессой делают всё, о чем поется. Звучит музыка.
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем, потопаем. Головкой покачаем, покачаем, покачаем, И снова начинаем, начинаем, начинаем.
(И песенку кончаем, кончаем, кончаем)
Матрёна Ивановна: Теперь понятно, что моя коза в лесу делает. Пусть погуляет. А мы с вами сядем рядком, да поговорим ладком.
(дети садятся на лавочку).
Матрёна Ивановна: Книга у меня есть волшебная с загадками. Вот мы сейчас и посмотрим, умеете ли вы загадки отгадывать?
(Детям загадываются загадки.)
Матрёна Ивановна:
А на печи у меня кот Васька спит. Давайте про него песенку споём:
Котя, котинька, коток, Котя, серенький хвосток, Приди, котя, ночевать Мою детоньку качать,
Уж как я тебе коту За работу заплачу:
Дам кусок пирога, да кувшин молока (дать погладить котика, предложить детям сказать-какой котик).
Матрёна Ивановна: По утрам меня Петя петушок будит. Громко, голосисто поёт. А про Петю потешку знаете?
(Ответы детей)
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, Голосисто поешь?
Деткам спать не даешь?
– Ребята, а петушок какой? (Красивый, разноцветный, голосистый, смелый, нарядный).
– А в какой сказке есть петушок? (В сказке «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко».)
– Кому петушок помог в сказке «Заюшкина избушка»? (Зайчику)
Звучит русская народная музыка.
Матрёна Ивановна: Я очень рада, что столько гостей ко мне сегодня пришло, ведь гость на гость – хозяйке радость! А вы меня к себе в гости пригласите?
(Ответы детей)
Дети и Матрёна Ивановна уходят в группу.
Рисование — «Дымковская лошадка».
Дети входят в группу, проводится пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.
Садятся за столы.
Матрёна Ивановна: Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:
У меня большая грива, Ушки и копытца, Прокачу того игриво, Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка, Кто же я?
(Лошадка).
Лёня знает стихотворение про лошадку и нам сейчас расскажет (держит в руках дымку – лошадку):
Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил!
(Ответы детей)
Матрёна Ивановна: Правильно, это дымковская роспись. Посмотрите, каких лошадок нарисовали дымковские мастера.
(Рассматривание образцов, уточнить элементы узора дымковской росписи: кружки, кольца, полоски, точки. Частичный показ.
Напомнить детям, что работу нужно выполнять аккуратно, убирать лишнюю краску с кисточки, пользоваться салфеткой, тонкие линии нужно рисовать тонкой кисточкой). Давайте и мы с вами будем сегодня мастерами и разрисуем своих лошадок. Согласны?
(Ответы детей)
Помощь затрудняющимся детям, в середине занятия провести физминутку.
Физминутка: Раз — подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире.
Пять – руками помахать. Шесть – за столик тихо сесть. Семь и восемь – лень отбросим. Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Предлагаю детям, по окончании работы, пройти и посмотреть рисунки у других детей.
Хвалю всех детей. Работы вывешиваются на доске, чтобы дети могли полюбоваться, говорю о том, как много у нас дымковских лошадок, все замечательные мастера – художники.
Используемая литература:
- Документ ФГОС ДО,
- «Развитие речи детей 3-5 лет» О. С. Ушакова,
- Журнал «Дошкольное воспитание» №11 2015г, №4 2014г.,
- «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова,
- Интернет – сайты.
|