Разработал и провел: воспитатель Алпеева Лидия Ивановна
Цели
- Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
- Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование для дошкольников:
- модель для раскрашивания «Дымковская игрушка»
- гуашь
- кисти
- баночка для воды
- лист бумаги
- салфетка
- тычок (ватные палочки 2 шт.)
- простой карандаш
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были – везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.
СЛАЙД № 1. Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.
(Воспитатель показывает дымковские игрушки, которые стоят на столе рядом с интерактивной доской)
Ребенок:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного, а есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы.
(В. Фофанов)
Ребенок 1: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
СЛАЙД № 2, 3. Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
Ребенок 2:
СЛАЙД № 4. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках – сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Посмотри, как хороша, Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд.
(Народное творчество)
Ребенок 3:
СЛАЙД № 5. Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.
С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.
(П. Синявский)
Ребенок 4:
СЛАЙД № 6. Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Кони глиняные мчатся, На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.
(Народное творчество)
Ребенок 5:
СЛАЙД № 7. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.
Голосисты эти птицы, И нарядны, словно ситцы!
(Народное творчество)
Ребенок 6:
СЛАЙД № 7. И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.
Мы игрушки знатные, Складные да ладные, Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся!
(П. Синявский)
(Конец показа слайдов, презентаций)
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.
Воспитатель: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
Воспитатель: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?
Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.
Воспитатель: Какие цвета любят мастера Дымково?
Ответ: Яркие, нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Это у нас – мастерская, светлая и просторная. И все у нас есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. Настроились?
Послушайте стихотворение и покажите его мимикой и жестами.
(Физминутка)
Привезли мы глину с дальнего бугра, Ну-ка, за работу, чудо мастера! Я слеплю лошадку, я её приглажу И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем, Будем мы игрушки «печь», Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи, Не пышки, не ватрушки, А в печи – игрушки!
Воспитатель: Вот и готовы наши глиняные игрушки! (Вынимаю фигурки из нарисованной на плотном картоне передней части печи, расписанной дымковскими узорами)
Воспитатель: И чем мы сейчас с вами будем заниматься? (Расписывать игрушки)
Воспитатель: Какие элементы росписи чаще всего встречаются? (Кольца, круги)
Закройте глаза, подумайте, как вы распишите свою глиняную фигурку, представьте, что должно получиться.
(Включаю в этот момент спокойную народную музыку)
(Дети занимаются раскрашиванием глиняных фигур. Я ненавязчиво советую детям, которые испытывают затруднения, подбадриваю, если нужно. Когда дети закончили работу, со своими игрушками подходят к столу, где организована выставка и расставляют свои экспонаты. Для демонстрации детских работ использовала крупный строительный материал, расставленный лесенкой.
Воспитатель: Вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично! И не верится, что это все сделано из глины.
Воспитатель: Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
-Все ли игрушки расписали?
-Чья работа больше всего нравится?
-Почему?
-Какая игрушка самая красивая?
-А кто придумал свою роспись?
Похвалить детей за старание (звучит русская народная мелодия «Барыня»).
Воспитатель: Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!
Дети танцуют и уходят.
|